Анализ документов.

Содержание традиционного (классического) метода анализа документов

Прежде чем приступить к рассмотрению данного метода, необходимо определить, что же понимают под документом в социологии. В "Рабочей книге социолога" дается следующее определение: "Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации".

Опыт социологических исследований показывает, что практически каждое исследование начинается с анализа документов по исследуемой проблеме. Текучесть кадров на предприятии, состояние трудовой дисциплины и т.д. можно изучить, исследуя документы в соответствующих отделах предприятия. Следовательно, первичная информация, которую получает социолог на начальном этапе своего исследования, чаще всего будет документальной.

Приступая к проведению социологического исследования, исследователь должен четко обозначить круг документов, которые можно использовать в исследовании, определить их ценность и надежность. Для этого документы необходимо классифицировать по ряду оснований (См. схему).

Классификация документов

Основания  
Статистические
По форме изложения  
  Вербальные
 
  Официальные
По общей значимости    
  Не официальные
 
Письменные
 
Фонетические
 
По способу фиксации информации   Иконографические
   
Статистические
 
Подлинники и копии

Во-первых, по форме изложения материала документы различают как:

- статистические;

- вербальные.

Статистические документы. Это документы, содержащие в себе данные и суждения в числовой форме. Обычно эти данные систематизированы и сведены в таблицы, графики, схемы;

Вербальные документы. Это документы, которые описывают социальные явления, признаки и процессы в форме текста. Как правило, такие документы содержат большое количество подробных и дополнительных сведений, которых нет в других документах (отчеты, описания и т.д.).

Во-вторых, по общей значимости различают также два вида документов:

- официальные;

- неофициальные.

Официальные документы. Это все документы, которые носят так называемый "служебный" характер. Т.е. они были затребованы, составлены и утверждены государственными органами, общественными организациями, учреждениями и т.д. Официальные документы, в свою очередь, по характеру охвата материала, подразделяются на:

· текущую документацию (переписка, приказы, директивы и т.д.),

· периодическую отчетность

· на документы не периодического характера (доклады, акты комиссий и т.п.).

Неофициальные документы. Это документы, которые составлены по личному поводу и не имеют "официального" подтверждения их правильности. Среди неофициальных документов различают

· общественные документы;

· личные документы.

Общественные документы отражают те социальные процессы и явления, которые проявляются в обществе в целом или в его отдельных сферах (экономика, политика и т.д.).

Личные документы относятся к сфере жизни и деятельности того или иного лица или группы лиц (письма, мемуары, дневники, речи, автобиографии и т.д.).

В-третьих, по способу фиксации информации различают следующие виды документов:

- письменные;

- иконографические;

- статистические;

- фонетические;

- подлинники и копии.

Письменные - это материалы центральных и государственных архивов, материалы архивов предприятий и организаций, пресса, личные документы и т.д.

Иконографические - это документы, в которых содержится информация о некоторых характеристиках жизни прошлых лет (картины, кино, фотодокументы).

Статистические. Степень использования статистических данных в социологическом исследовании зависит:

во-первых, от цели каждого конкретного исследования;

во-вторых, от того насколько глубоко и оперативно организован статистический учет.

Среди источников статистической информации можно выделить следующие документы:

· перепись населения;

· выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими организациями;

· специальные выборочные опросы населения, проводимые научно-исследовательскими учреждениями;

· статистическая отчетность государственных и общественных организаций и т.п.

Фонетические - это документы, представленные в виде магнитофонных записей, грампластинок и предназначенные для получения информации исторического, лингвистического характера и т.д.

Подлинники и копии.

Таким образом, социологический документ отражает различные формы общественных связей и отношений между индивидом и обществом на всех уровнях человеческой деятельности и является важным источником информации, особенно на начальном этапе исследования, когда еще не совсем ясна проблема исследования.

Методы анализа документов также разнообразны. Это обусловлено практическими потребностями, спецификой исследования, его целью и особенностями документа. В социологии различают:

- традиционный (классический) метод;

- формализованный (количественный) метод, называемый контент-анализ.

Сегодня мы рассмотрим особенности традиционного (классического) анализа документов

Под традиционным, классическим анализом документов понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию (разъяснение) сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.

Основной недостаток данного вида анализа документов - возможность субъективного суждения по тому или иному материалу, содержащемуся в документе.

Традиционный анализ документов может быть внешним и внутренним.

Внешний анализ документа преследует цель: проанализировать "исторический контекст" документа и всех сопутствующих его появлению обстоятельств. А именно: тип документа (официальный, неофициальный), время и место появления, автор, цель создания и т.д.

Внутренний анализ документа связан с исследованием содержания документа, а именно: социальных факторов, обусловивших появление документа; степени социальной эффективности документа; разработкой практических рекомендаций по пересмотру, утверждению или созданию нового документа. Практически вся основная работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа.

Таким образом, порядок проведения традиционного (классического) анализа документов имеет следующую структуру (См. схему):

Этапы проведения Порядок действий исследователя
1-й Что представляет собой документ (внешний вид, форма)
 
2-й Каков контекст документа (его смысловое содержание)
 
3-й Кто автор документа и краткие сведения об авторе
 
4-й Каковы цели создания документа
 
5-й Какова надежность документа (подлинник или копия)
 
6-й Какова достоверность зафиксированных в документе данных
 
7-й Каково общественное значение документа
 
8-й Каково фактическое содержание документа
 
9-й Каково оценочное содержание документа
 
10-й Какие выводы можно сделать по данному документу

 

Разновидностью традиционного (классического) анализа документов является биографический метод анализа документов. (См. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. – 208 с.)

Необходимость избавиться от субъективности традиционного (классического) анализа документов потребовала от социологов поиска новых методов анализа документов. Этим новым методом стал формализованный количественный метод, получивший название контент-анализ.