Среднее царство (2300/2100-1800/1600 до н.э.).

Древнее царство (2800-2300 до н.э.).

Древнее царство – эпоха сооружения великих пирамид. Представление о божественности фараона – сына бога во плоти – содействовало укреплению единовластия. Существовали специальные праздники, которые способствовали этому. Хеб-сед – праздник 30-летнего правления фараона, например, справлялся впоследствии независимо от даты как ритуал, придающий силы правителю.

Гробницы стали приобретать внушительные размеры. Самой древней является ступенчатая пирамида Джоссера в Саккара (зодчий Имхотеп). В комплексе существовал кенотаф. Помещения располагались согласно культу. В камне имитировались тростниковые конструкции. Использовался светотеневой контраст выступов и ниш. В орнаменте и капителях колонн имитировались изображения цветов и бутонов лотоса, папируса, пальм.

Наиболее известны пираммда фараона Снофру в Медиуме 2800 до н.э., комплекс пирамид в Гизе 2700 до н.э. (пирамиды Хеопса, хефрена и Микерена). Гробницы строились при жизни фараона. Неотъемлемой частью комплексов храмов и гробниц были пластика и росписи. Статуи, согласно канонам, исполнялись фронтально, сочетая черты сходства со стилизацией. Иногда в одном изображении сочетались элементы человеческой фигуры и животного. Помимо камня скульптуры выполнялись из металла и кости. Цвет в рельефах и росписях имел символическое значение и трактовался плоскостно. Характерная тематика рельефов: владелец гробницы в сценах охоты, рыбной ловли, наблюдения за хозяйственными работами, принимающий жертвы.

 

Это период распада страны. До нас дошло мало памятников. Фивы становятся столицей Египта. Пирамиды строят меньших размеров (заупокойный храм Менхотепа I). Появляются храмовые ансамбли в скалах. Наряду со столичной художественной школой развиваются местные. Власть фараона не безгранична. Иконография царей меняется. Индивидуальные, конкретные черты становятся превалирующими. Колонады в интерьере делили помещение на три нефа, потолок покрывался росписью, имитирующей небо.

 

Новое царство (1800/1600-1100 до н.э.);Позднее царство (1100-400 до н.э.).

В египетских храмах наблюдался синтез пространственных искусств с временными - с пением, музыкой, танцами. На рельефных композициях фигуры повторялись с определенным ритмом.

Характерная для египетского искусства колористика основана на использовании золотистых, коричневых, красных, черных, ярко голубых оттенков. Композиция строится на основе тональных контрастов.

В это время строятся три типа храмов и усыпальниц: небольшие наземные, полускальные и скальные. Вход фланкировался пилонами (греч. «ворота», «вход», торжественные трапециевидные сооружения с символико-мифологичскими композициями), у стен стояли статуи фараона – колоссы, между которыми располагался узкий вход. Вошедший оказывался в перестильном дворе (внутреннем дворе с колоннами по периметру). Далее располагались один или несколько гипостильных (с колоннами) зала. Самым дальним и доступным лишь посвященным являлось святилище. Таким образом, в расположении помещений использовалась осевая композиция (наземные храмы Карнака и Луксора близь Фив, полускальный храм царицы Хатшепсут XVI-XVвв. до н. э.).

Известное произведение – «Колоссы Мемнона» - представляло собой две гигантские статуи сидящего на троне фараона Аменхотепа III (1405-1367) на западном берегу Нила, напротив Луксора.

В росписях появляется пейзаж со стилизованными формами растений. В усыпальницах можно проследить три основных цикла сюжетов росписей: сцены земного бытия, оживление тела для перехода в царство мертвых, жертвенный пир.

 

Искусство периода Амарны (1 пол. XIVв. до н.э.).

Периодом Амарны называют период правления Аменхотепа IV и его последователей, когда в результате реформ в государстве было на некоторое время введено единобожие.

Соракалетнее правление Аменхотепа IV ознаменовалось введением культа единого солнечного бога Атона. Фараон разрывает отношения с фиватским жречеством, строит новую столицу Ахетатон (горизонт Атона), сам берет имя Эхнатон (угодный Атону). Нефертити являлась женой правителя.

Изменения в сфере религии и других областях жизни общества непосредственно отразились в искусстве. Изменились сюжеты рельефов и росписей. Появились изображения царской семьи в домашней обстановке, более естественными и разнообразными становятся позы изображаемых. Богаче становятся колористические отношения.

После смерти Эхнатона престол переходит к Тутанхамону (живой образ Атона). В 1922 году открыта гробница, принесшая ему славу (золотая маска Тутанхамона).

 

Позднее в XIV-XIвв до н.э.жречество восстановило утраченную власть. Вновь вводится многобожие, четкие каноны в области искусств. К этому периоду относятся два храма Рамзеса II в Абу-Симбеле.

 

В Поздний период страна теряет свою независимость. Правят иноземные династии. Новых заупокойных ансамблей не строится.

ЛЕКЦИЯ