В. Максимов, Ф. Горенштейн).

Тема лекции 8: Философско-религиозная проза 60-х годов

Проза Максимова вводит в русскую литературу христианскую традицию. Роман «Семь дней творенья» 1971. Композиция романа представляет собой семь глав, от понедельника до субботы, предстающих как иллюстрация божественного творения бытия. В центре повествования история одной семьи — семьи Лашковых, каждая глава посвящена судьбе одного из трех братьев и их детей.

1. Понедельник. Бог создал небо, землю (планету), свет, тьму. «Путешествие к себе» завязка, старший брат Петр свет-тьма в сознании, в социуме.

2. Вторник. Бог создал небесную твердь. «Перегон». Андрей Лашков средний брат, суша, степь.

3. Среда. Бог создал сушу, море, растительность. «Двор посреди неба». Василий — младший брат

4. Четверг. Светила. «Поздний свет» Вадим Лашков, сын Андрея, племянник Петра. Прозрение

5. Пятница.Гады земные, водные и небесные. «Лабиринт» Антонина.

6. Суббота. Бог создал человека. «Вечер и ночь». Рождение нового человека.

Отдельная человеческая судьба это та энергия, которая движет повествованием у Максимова. Роман состоит из отдельных историй, которые образуя единую композицию, совокупность, существуют и в отдельности. Создается единое содержательное поле, отражающее единый закон жизни, общий итоговый закон жизни. Он состоит в самой жизни, в её взлетах и падениях, в грехе и озарении, в пути выхода, выкорабкивания из греха. Мировидение Максимова опирается на онтологическую почву, охватывающую всё бытие в целом, во всей его неделимости. Эта твердь всегда была христианством. Вера представляет собой центр художественного мира, он существует тоько с точки зрения веры. Без неё он распадается, превращается в первобытный хаос. Только с точки зрения веры любая форма жизни (политическая, социальная, культурная) способна обнаружить свой истинный лик и свою истинную природу.

Писатель выстраивает панорамный образ России (исторический период охватывающий и первые годы Сов. власти и войну и шестидесятые годы), используя конкретные человеческие судьбы и они интересуют его в их собственной индивидуальной самозначимости. Так на первый план выходит судьба старшего брата Лашкова — Петра Васильевича. Семья Лашковых это демиурги, творящие мироздание (революция), но их личностный опыт приобретает трагический оттенок в условиях полной бесперспективности существования в рамках сложившегося уклада.

Судьба Петра становится интегрирующим началом сюжета, роман начинается с переворота и пересмотра всех ценностей в душе лашкова, который ведет к другим персонажам (конкретно путешествие к братьям), поэтому каждая глава может быть рассмотрена отдельно именно с момента появления того или иного человека в судьбе Лашкова. Преимущественно все истории заканчиваются драматично, погибают люди, а вместе с ними и мечты, надежды персонажей. В каждой отдельной истории автор показывает силу и мощь системы, которая уничтожает человека не только физически (репрессии), но и как личность, что гораздо страшнее (помещение Вадима в сумасшедший дом, самоубийство Оси). Атмосфера режима повсеместно уродует и растлевает все живое, в противовес библейскому созданию жизни,это распадение жизни и её уничтожение. Божественный промысел здесь противопоставляется человеческому, человек творит новое общество. Но мир не хорош, а наоборот, жесток и несправедлив (история предательства Василия). Однако именно через познание жестокости человек находит силы к прозрению, и в конечном итоге все приходят к приятию жизни: «надо жить». В этом смысле центральным мотивом романа становится рождение новогочеловека,с приходом в мир которого усиливается вера как единственная спасительная опора в мире.

Также ведущими мотивами романа можно считать мотивы: дороги, дома (разрушение, ремонт, общежитие, коммуналка), прозрения, покаяния, прощения, борьбы добра и зла. Победа зависит от их соотношения в душах людей. Рассказывая об аде Максимов не боится, ибо верит в человека, в его прозрение и высоту (судьба Симы Цыганковой, обретение смысла жизни в любви и дальнейший крестный путь за это счастье, прозрение Петра и помощь его Вадиму). Не отчаивайся!

Другой вариант фил-религиозной прозы представляет Ф. Горенштейн «Искупление» 1967. Горенштейн вносит в литературу ощущение Ветхого Завета. Для него характерно восприятие существования человека как катастрофического, это жесткое еврейское мироощущение. Жизнь страдание, т.к. грех человечески йнеискупим. Скепсис по отношению к гуманизму и милосердию, особое внимание к телесности, плоти, страсти, животному началу. Дух человеческий гибнет под гнетом страстей.

«Искупление» поднимает несколько проблем-тем:

1. Ненависть человека к человеку как признак социальной жизни, обостренной в годы войны. Русский ненавидит русского (Сашенька и Оля, Вася), дочь ненавидит мать, русский еврея, бедный зажиточного, мальчик-сосед Сашеньку и т.д. Центральное событие повести — убийство семьи еврейского врача сапожником Шумой-ассирийцем.

2. Любовь, сопоставления мужчины и женщины. Для женщины это путь поиска идеального начала в мире и блуждание по кругу: рождение ребенка у Сашеньки и гибель отца ребенка.

3. Месть. Август стремится отомстить не столько убийце семьи, но всему миру в нем рождается болезненное чувство протеста, собственное унижение он видит как унижение всего еврейского народа. Это именно ветхозаветная этика борьбы со злом во имя сохранения рода, самосохранени. Единственным спасением от хаоса мира и ненависти, мести является любовь. Но у Горенштейна нет любви как духовности, как искупления, это чувство эротическое, физиологическое. Это отделяет Августа от всего мира и он теряет свою духовность.

4. Страдание, искупление. Спор профессора и Августа. Профессор говорит о возможности пережит страдания, став философом, он оперирует библейским рассказами о предательстве Христа Иудой и о судьбе Иова. По его мнению, именно от любви Господь наказал Иова, чтобы и «в гною» тот любил его, и Иуда предал Христа, когда мера любви стала невыносимой. Страдания Иова научили егосимрению и любви, страдания Иуды вернули его к Христу. Только страданием можно победить хаос, только в борьбе со смертю человек стал тем, чем стал. Август не может с этим согласиться, ибо он страдает и не может смириться со смертью отца, желание мести душит его и делает больным, способным даже прервать счеты с жизнью. Искупления нет.

5. Торжество зла и хаоса, обостренное войной. Геноцид еврейского народа Горенштейн трактует как силу вечного хаоса, в этой системе и любовь становится ненавистью.