Проектов

Подготовка инновационных

4.5.1. Определение проблемы и цели инновационного проекта

Общее для всех проектов — выявление проблемы и постановка цели. Однако есть некоторые различия в подготовке исследова-тельских и венчурных проектов.

Подготовка исследовательского проекта начинается с анализа степени разработанности проблемы и доказательства ее актуаль-ности.

Различают:

• инициативные исследовательские проекты;

• проекты развития материально-технической базы научных
исследований;

• проекты создания информационных систем и баз данных;
издательские проекты;

• проекты развития образовательной информационной сре-
ды и др.

Рассмотрим особенности подготовки коллективных и инди-видуальных исследовательских проектов.

Каждый научный работник имеет возможность найти немало актуальных и интересных тем. Целый ряд тем может появиться после изучения библиографических обзоров новых работ по той или иной отрасли науки, по тому или иному конкретному во-просу. Основное требование к выбору темы — ее актуальность. Критерий актуальности и значимости избранной темы — ее соот-ветствие приоритетным направлениям развития науки и техники в Российской Федерации, задачам экономического и социально-го развития страны, решаемым в определенный период времени.

При этом важно, чтобы тема исследования была связана с направлениями научных исследований соответствующей науч-ной организации.

После выбора темы начинается кропотливая работа по ана-лизу изученности проблемы (история вопроса, современное его состояние).


Анализ степени изученности проблемы необходим прежде всего для того, чтобы избежать повторения уже выполненных ранее исследований. Предварительное ознакомление с литерату-рой по исследуемой проблеме позволит рассмотреть проблему в ее развитии, глубже узнать ее, уточнить тему и актуальность предстоящего исследования.

После предварительного ознакомления с исследуемым во-просом необходимо составить план предстоящей работы.

Инициативные проекты осуществляются небольшими науч-ными коллективами или отдельными учеными и не имеют кон-кретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта — как правило, 1—3 года.

В инициативном инновационном проекте, выполняемом кол-лективом ученых, должны быть отражены:

• фундаментальная научная проблема, на решение которой
направлен проект;

• конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы,
на решение которой направлен проект;

• предлагаемые методы и подходы (с оценкой новизны). Об-
щий план работ на весь срок выполнения проекта;

• ожидаемые научные результаты (развернутое описание с
оценкой степени оригинальности);

• современное состояние исследований в данной области нау-
ки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;

• имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому
проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени
оригинальности); разработанные методы (с оценкой сте-
пени новизны);

• список основных публикаций, наиболее близко относящих-
ся к данному проекту;

• перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Инициативный коллективный проект может представлять со-бой научно-исследовательскую работу, которая завершится на-писанием монографии, учебника, разработкой методики реше-ния актуальной научной и практической проблемы.

Исследовательский проект основывается на научных и фак-тических данных. Они будут использованы для его выполнения. Для исследовательского проекта характерно то, что он носит творческий характер и содержит обоснованные рекомендации по решению проблемы.

Научно-исследовательская работа нуждается в научной орга-низации и рациональной технике выполнения.


Планирование и контроль — необходимые предпосылки под-готовки и реализации инновационных проектов, в том числе и исследовательских. При этом имеет значение не только плани-рование сроков выполнения проекта, но и планирование време-ни участников проекта. Это характерно как для коллективных, так и индивидуальных исследовательских проектов.

Возникает вопрос, какие периоды времени должны планиро-ваться и какова должна быть техника составления плана иссле-довательского проекта?

План исследовательского проекта не обязательно рассчиты-вается на одинаковый период времени. Например, у докторанта кафедры это могут быть два года. Проект, связанный с разра-боткой Федеральной целевой программы, например программы «Развитие единой образовательной информационной среды», осуществляется в течение пяти лет. В случае с перспективным планом работ необходимо предусмотреть годовые и квартальные планы его разработки.

Годовой план не должен быть мелочным и излишне деталь-ным. Нецелесообразно включать в него работы, рассчитанные на несколько дней. Вполне достаточно, если выполнение работ будет контролироваться помесячно. В свою очередь, в месячных планах работы могут планироваться подекадно.

Для организации труда участков проекта целесообразно применять приемы самоменеджмента (инвентаризация и плани-рование рабочего времени).

Теперь о технике составления самого плана и его форме.

Наиболее простой и наглядной формой такого плана может быть график, построенный по методу американского инженера Г. Ганта. Его сущность состоит в том, что по вертикали указы-вается, какие виды работ необходимо выполнить при разработке проекта, а по горизонтали — установленные сроки начала и окончания работ, а также общую продолжительность каждой работы.

Однако не всегда план выполняется пунктуально. Это обу-словлено тем, что на его выполнение влияют внешние и внут-ренние факторы, могут появиться препятствия, не зависящие от участников инновационного проекта. Особенно часто с измене-ниями в плане сталкиваются исследовательские проекты, по-скольку при их выполнении могут возникать новые проблемы, отдельные частные непредвиденные ранее задачи, но имеющие значение для решения разрабатываемой проблемы.


Поэтому изменения в план могут вноситься как в отноше-нии содержания работ, так и сроков их выполнения, ведь иссле-довательский проект связан с поисками нового решения, в свя-зи с чем возможны отдельные неудачи и следует найти пути их устранения.

Выбор метода планирования иконтроля особенно важен при коллективных исследовательских проектах. Только составив план, четко распределив между участниками проекта выполняе-мые работы и затраты времени на каждую часть работы и на весь объем работ, проекту можно обеспечить успешное выпол-нение.

Разработка исследовательского проекта состоит из следую-щих стадий:

• подготовительного периода;

• составления библиографии, сбора материала, анализа ли-
тературных источников;

• общения с учеными, работающими в соответствующей об-
ласти знаний;

• наблюдения;

• эксперимента;

. обработки материалов и решения проблемы;

• оформления работы.

Любой исследовательский проект независимо от области ис-следования и от свойств конкретного объекта исследования про-ходит три основные стадии:

1) анализ степени разработанности проблемы и сбор мате-
риала, необходимого для ее решения;

2) обработку полученных материалов;

3) оформление результатов исследования.

Рассмотренные выше направления подготовки коллективно-го исследовательского проекта характерны и для индивидуаль-ных инициативных проектов. Обратим еще раз внимание на важность осознания цели и четкой формулировки исследуемой проблемы, так как нарушение этого правила не позволит вести исследование в желаемом направлении и сконцентрировать вни-мание на важных моментах наблюдаемого явления или процес-са. Важно также определиться с объектом и предметом исследо-вания. При наличии большого количества объектов наблюдения из них должны быть выбраны те, по которым можно получить более достоверную информацию, что обеспечит наилучшие ре-зультаты исследования. Исследователь должен включить в сферу


своего наблюдения все существенные стороны изучаемого объ-екта, выявить их связи между собой и отношение к проблеме в целом. Следует исключить из поля зрения все не имеющие зна-чения стороны изучаемого явления.

В процессе исследования необходимо стремиться к тому, что-бы добиваться исчерпывающе полной и абсолютно правильной оценки каждого фактора, относящегося к наблюдаемому явлению. В противном случае исследователь может установить неправиль-ные соотношения между отдельными сторонами изучаемого яв-ления, что помешает сделать то или иное важное открытие.

В подготовку исследовательских проектов входит и планиро-вание эксперимента. Основные цели эксперимента:

• наблюдение, проверка гипотезы;

• возможности практического применения полученных науч-
ных результатов, методик, рекомендаций.

Венчурный инновационный проект включает комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, работ по про-изводству и эксплуатации новшеств и нововведений, обеспечи-вающих создание новой технической или социально-экономи-ческой системы.

Для решения сложных научно-технических проблем разраба-тываются инновационные программы, а также комплекс управлен-ческих решений и ресурсов по их выполнению.

Основные этапы подготовки и реализации венчурных инно-вационных проектов представлены в табл. 7.1.

Таблица 7.1 Этапы подготовки и реализации инновационного проекта

 

№ п/п Этап Содержание Цель
1 2 3 4
I Прединвестиционный
  Поиск рыночно- Анализ инвестици- Оценка инвестици-
1.1 ориентированных онных возможностей онных возможностей
  идей и разработ-    
  ка проекта    
1.2 Инновационные Сегментирование Определение вида нов-
  маркетинговые рынка и позицио- шества и учет требо-
  исследования нирование товара ваний потенциаль-
      ных потребителей

Окончание табл. 7.1

 

1 2 3 4
1.3     1.4 Исследование инвестиционных возможностей и подготовка до-кументации     Технико-эконо-мическое обос-нование проекта (ТЭО проекта) Разработка порядка финансирования и предварительная оценка эффектив-ности проекта     Организационно-правовые и расчет-но-финансовые документы. Оценка эффективности проекта Выбор контрагентов и соисполнителей, пе-реговоры с потенци-альными инвестора-ми подготовка инве-стиционного предло-жения Привлечение инвесто-ра
II Инвестиционный
  НИР, ОКР и СМР Научно-исследова-тельские, опытно-конструкторские и строительно-мон-тажные работы Разработка опытного образца, строитель-ство объекта. Мон-таж (модернизация) оборудования
III Эксплуатационный
3.1     3.2 Начало производ-ства и эксплуата-ции объекта     Рыночная реали-зация инноваци-онной продукции Постановка нового продукта на произ-водство, управление производственным процессом Управление сбытом Начало процесса про-изводства новшества, использование резуль-татов проекта   Возврат вложенных средств и получение прибыли

На первом этапе осуществляется:

• разработка проекта;

• дается технико-экономическое обоснование;

• проводятся инновационные маркетинговые исследования;

• ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и участ-
никами проекта.

Данный этап должен быть завершен разработкой развернутого бизнес-плана, а также необходимо уточнить время реализации проекта и затраты.

Второй этап связан:

• с проведением научно-исследовательских и опытно-конструк-
торских работ;


 

• постановкой нового продукта на производство;

• проведением строительно-монтажных и пусконаладочных
работ.

Этот этап требует больших затрат, так как проект еще не в со-стоянии обеспечить свое развитие за счет собственных средств.

Основной проблемой при разработке венчурных инновацион-ных проектов является обоснование научно-разработанных кри-териев принятия инновационных решений, оформленных и со-гласованных в виде нормативных документов (методик, указа-ний, инструкций). Таким образом,

разработка венчурного инновационного проекта состоит из трех основных этапов: прединвестиционного, инвестиционного и экс-плуатационного.

Только с началом производства и рыночной реализацией ин-новационной продукции {третий этап) начинается отдача ин-новационного проекта.

При принятии решения о финансировании следует учитывать, что возможно представление нескольких проектов, из которых необходимо выбрать один наиболее эффективный.

Поэтому необходима экспертиза инновационных проектов, механизм которой будет рассмотрен ниже. В зависимости от ре-зультатов экспертизы принимаются решения об объеме финан-сирования инновационного проекта.

После принятия решения о финансировании начинается собственно организация и реализация проекта

При этом под организацией проекта понимают структуру управ-ления и схему реализации. К организационной структуре проекта относится распределение ролей, функций и компетенций внутри проектной группы.

Схема реализации проекта предполагает определение порядка проведения работ и последовательности их выполнения. Большую роль в организации и реализации проекта играют деловые связи между субъектами проекта, а также участие раз-работчиков проекта в его коммерческой эксплуатации.

Главными действующими лицами проекта являются заказчик, потребитель (клиент) и производитель. Каждая из сторон может быть представлена одним или несколькими предприятиями, фир-мами, организациями. При этом каждый из них — самостоя-тельный хозяйствующий субъект. Выбирая исполнителя проек-


 


та, заказчик в соответствии со своими интересами, целями и возможностями определяет состав группы исполнителей.

В управлении инновационным проектом исходят из концеп-ции команды (коллектива).

4.5.2. Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту

Планированием называется непрерывный процесс определе-ния наилучшего способа действий для достижения поставлен-ных целей. Логически оно связано с остальными основопола-гающими функциями менеджмента: организацией, мотивацией, регулированием, контролем, координацией, учетом и анализом.

Главное в планировании работ по инновационному проекту — непрерывное поддержание стратегии проекта с учетом происхо-дящих изменений на пути к достижению целей. В проекте пла-нируется предметная область (результаты проекта, их характери-стики и комплекс работ), стоимость, время выполнения всего проекта и его отдельных этапов, качество, затраты, риски, объем поставок.

Наряду с общими принципами планирования в рассматри-ваемой области используются и принципы научной обоснованно-сти работы, согласованности, доминирования стратегических ас-пектов, гибкости и эластичности.

Принцип гибкости характеризует способность планов реаги-ровать на проявления неучтенных факторов, отражать риски, свойственные рыночной экономике.

Принцип эластичности проявляется в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и преду-сматривать плановые варианты1. Планирование деятельности предприятий опирается на достигнутый уровень показателей в предыдущий отчетный период, производственную мощность и нормативы ее достижения. При составлении планов проектов отправными точками являются: ТЭО, научно-исследовательский и конструкторский потенциал, техническое задание (ТЗ) и дого-вор на проведение НИОКР.

ТЗ необходимы в обязательном порядке при выполнении проектов по заказу государственных органов, министерств и ве-домств, учреждений Российской Академии наук, внебюджетных фондов и других крупных инвесторов.

1Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.


Различают разновидности ТЗ: на выполнение научно-исследовательских работ (НИР), на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) и технологических работ.

ТЗ на выполнение НИР содержит следующие сведения:

• наименование темы НИР;

• исполнитель;

• заказчик;

• основание для разработки;

• статус работы;

• источник финансирования;

• исходные данные;

• состояние проблемы;

• цель работы;

• отличия, новизна, преимущества;

• содержание работы;

• конечный результат работы;

• область применения;

• внедрение результатов работы;

• права сторон;

• требования к представляемой продукции;

• условия приемки работ;

• стоимость работ;

• сроки выполнения работ;

• предмет нормирования;

• перечень основных исполнителей;

• требования к составу исполнителей;

• перечень рецензентов;

• особые условия.

В приложении 1 содержатся методические указания по заполнению каждой позиции. Для проектов, имеющих локальный характер и невысокую стоимость работ, может применяться упрощенный вариант ТЗ на выполнение НИР:

• тема НИР;

• характеристика НИР;

• исполнитель (руководитель);

• вуз (организация), в котором проводится НИР;

• основание для проведения;

• направление научной деятельности вуза (организации), по
которому проводится НИР;

• приоритетное направление науки и техники, по которому
проводится НИР;

 


• коды темы по ГРНТИ (государственная регистрация науч-
но-технической информации);

• ключевые слова и словосочетания, характеризующие тема-
тику НИР и ожидаемые результаты;

• срок выполнения работы;

• плановый объем средств на проведение НИР;

• имеющийся научный задел;

• цели, содержание и основные требования к проведению НИР:

• ожидаемые результаты;

• научная, научно-техническая и практическая ценность ожи-
даемых результатов; технико-экономические показатели;

• предполагаемое использование результатов.

В ТЗ на выполнение ОКР добавляются технические (тактико-технические) требования; стадии и этапы разработки; порядок контроля и приемки (приложение 2). К тактико-техническим тре-бованиям относятся:

• состав продукции и требования к конструктивному устрой-
ству (и ее содержанию);

• показатели назначения;

• требования к надежности;

• требования к технологичности;

• требования к уровню унификации и стандартизации;

• требования безопасности;

• эстетические и эргономические требования;

• требования к патентной чистоте;

• требования к составным частям продукции, сырью, исход-
ным и эксплуатационным материалам;

• условия эксплуатации (использования);

• дополнительные требования (к учебной продукции, трена-
жерам, сервисной аппаратуре, стендам для проверки про-
дукции и др.);

• требования к маркировке и упаковке;

• требования к транспортировке и хранению.
Планирование по проекту также учитывает качества целей и,

в частности, их соподчиненность. В процессе планирования идут от более значимых целей (вышестоящих) к менее значимым, рассматриваемым как задачи. Работы определяются по содержанию, после чего оценивается их продолжительность и стоимость.

Предметная область проекта определяется в результате его осмысления, в ней содержатся сведения о том, какая информа-ция требуется для выполнения НИР и перечислены методы, сред-


ства и способы, необходимые для выполнения проекта. Напри-мер, можно воспользоваться методом структурной декомпози-ции и техникой творческого процесса («мозговая атака», запись идей, творческая конфронтация, системно-техническое структу-рирование и др.). Для анализа результатов можно использовать технико-экономический анализ информации, функционально-стоимостный, системный и другие разновидности.

При выработке различных подходов к проекту и генерации вариантов осуществления проекта могут быть использованы:

• логические и интуитивные методы, включая вероятностные
и альтернативные сетевые модели;

• имитационное моделирование;

• метод экспертных оценок;

• методы качественного анализа.

Для оценки доходов и прямых и косвенных затрат повсе-местно применяется стоимостный анализ, в котором при оценке предпочтительности того или иного варианта используется на-бор критериев и показателей.

После определения предметной области составляется кален-дарный план. На его основе организуется согласованная работа всех участников. Он определяет даты начала и окончания отдель-ных работ, их последовательность, исполнителей, ресурсы, стои-мость, промежуточные и конечные результаты по этапам, поря-док приемки работ и в некоторых случаях — источники финан-сирования (если их несколько). В качестве примера ниже при-водится форма этого документа, который служит обязательным приложением к договору (контракту) на выполнение НИР.Ка-лендарные планы составляются на весь жизненный цикл проекта.

Для оценки продолжительности работ проекта используется информация об объемах и количественных характеристиках, исполь-зуемых ресурсах и исполнителях. Чем больше исполнителей, тем короче продолжительность выполняемых работ. Но при этом воз-растает стоимость проекта, поэтому всегда существует система ограничений лимитирующих состав команды при планировании объекта по временным параметрам. Такими ограничениями преж-де всего являются размер используемых материально-техничес-ких и других ресурсов и интенсивность выполнения работ.

Продолжительность отдельных работ, суммирующихся затем в этапы и направления, может быть определена различными ме-тодами:

• методом аналогии, если имеются сведения об аналогичных
работах и проектах;


• анализом коммерческих баз данных по оценке продолжи-
тельности работ;

• использованием имеющейся в СНиПах, справочниках нор-
мативной базы;

• применением экспертных оценок и учетом оптимистиче-
ских, пессимистических и наиболее вероятных оценок вре-
мени при формировании сетевых моделей;

• моделированием с помощью генерации случайных чисел с
учетом различных допущений (метод Монте-Карло).

Наибольшее распространение получили вероятностные ме-тоды определения продолжительности работ. При нормальном законе распределения применяется формула:

ТОЖ =(Тmin +4ТНВmах)/6,

где Тmin и Тmах — минимально и максимально возможная продолжи-тельность работ; Тнв — наиболее вероятная продолжительность работ.

При бета-распределении

ТОЖ =(3Тmin +2Тmах)/5.

Чтобы уложиться в рамки установленных сумм бюджета, в лю-бом проекте рассчитываются затраты на заработную плату коман-ды, стоимость потребленных материалов, сырья и использования оборудования, оплата транспортных услуг и услуг связи и т.д.

Документ, в котором определены все необходимые расходы на подготовку и реализацию проекта, называется сметой затрат. В ней обосновываются:

• необходимость применения оборудования;

• необходимость приобретения материалов;

• объем и направления использования средств, относящихся
к накладным расходам (транспортные, почтовые и комму-
нальные услуги, услуги связи, оплата текущего ремонта и

т.д.);

• стоимость работ, выполняемых исполнителями и соиспол-
нителями.

Смета расходов на выполнение работ по проекту имеет при-веденную ниже форму (табл. 7.2).

Предметные статьи расходов кодируются в соответствии с установленным рубрикатором — шестизначным кодом. Напри-мер, оплата труда — 110100, начисления на оплату труда — 110200, командировки и служебные разъезды — 110400, приобретение обо-рудования и предметов длительного пользования — 240120 и т.д.

Таблица 7.2

Схема расходов на выполнение работ по проекту

 

№ п/п Код экономической классификации статей расходов бюджета Предметные статьи расходов Стоимость, тыс. руб.
1 2 3 4

Вторая работа, которая осуществляется по планированию стои-мости проекта, состоит в разработке бюджета проекта, представ-ляющего собой распределение планируемых затрат в соответст-вии с этапами и сторонами выполнения проекта. В небольших проектах расчет сметы затрат и разработка бюджета происходят как один процесс. В сложных проектах предусматривается вы-полнение названных работ по каждому направлению.

При планировании затрат используются различные методы:

• расчетные — определяют потребности в ресурсах на основе норм и нормативов (по труду, расходу материалов, технологические нормативы и др.);

• метод экспертных оценок — привлекают независимых специалистов и консалтинговые фирмы;

• нормативы отчислений и платежей в бюджет и внебюджет-
ные фонды и др.

На основе сметной документации производятся расчеты за выполнение работ между заказчиком и исполнителем, осущест-вляется и финансирование проекта, выполняется экономический анализ расходования финансовых средств по направлениям, сро-кам и этапам и тем самым обеспечивается в дальнейшем кон-троль за использованием бюджетных средств.

В сложных проектах может быть предусмотрено составление различных по видам смет:

• сводной сметы, определяющей все виды затрат на весь
проект;

• локальных смет, составляемых на отдельные виды работ и
процессы;

• объективных смет;

• сметных расчетов на отдельные виды затрат.

В проектах на выполнение НИР и ОКР в качестве обязатель-ного элемента планируются конечные показатели.

Конечными результатами могут выступать:

• норма, стандарт, материал, технология, процесс, методика,
устройство, опытный образец, конструкторская докумен-


тация, аннотация, научно-исследовательский отчет, про-грамма и другая продукция;

• патенты;

• монографии, статьи и другие публикации.

В любом случае конечные показатели должны иметь более высокий научный, технический, технологический, организаци-онный, методический, социальный, экономический уровень, от-личаться высокой степенью совершенства, обеспечивая ускоре-ние научно-технического и социального прогресса.

Экономический эффект проекта определяется разностью меж-ду суммой выгод от осуществления проекта и суммой затрат на его разработку и реализацию.

Возможны два подхода к определению экономического эф-фекта от применения проекта:

1) сравнивает результаты (объемы выпуска, производитель-
ность труда, производственные затраты и т.д.) до применения
проекта и после;

2) означает определение тех же критериальных показателей
при условиях: без проекта и с учетом действия проекта.

Первый подход не исключает влияния других внутренних и внешних факторов, действовавших одновременно с внедрением проекта (изменения цен, тарифов, внедрения отдельных органи-зационно-технических мероприятий и т.д.), учесть их влияние зачастую не представляется возможным. Кроме того, этот под-ход предполагает выбор базисного периода, а в качестве послед-него принимается субъективно наиболее благоприятный период работы организации по ограниченному кругу показателей, что не всегда согласуется с предметной областью проекта.

Данные обстоятельства ведут к искажениям в оценке ожи-даемых результатов от применения проекта, поэтому предпочти-тельнее второй подход.

Экономическая оценка проектов осуществляется на этапе составления бизнес-плана проекта или при определении его эф-фективности. Для крупных проектов составляется сводный план управления, включающий результаты планирования всех функ-ций управления проектом.