Лекція № 13. Адміністративний процес 1 страница

Помимо заботы о сохранении идеологического уровня журнала, Стиглиц постоянно поддерживает высочайшее качество бумаги и печати, что неизбежно приводит к убыточности издания (хотя впоследствии именно благодаря качеству воспроизведений, копии журнала разброшюровываются и иллюстрации-фотогравюры продаются по отдельности за высокую цену). А изменение содержательного направления издательской деятельности (все возрастающая в объеме публикация нефотографических произведений) вызывает настолько глубокое недовольство подписчиков, что к моменту выхода последнего номера их круг сокращается до 38 человек.

Объединение возникает внутри Лондонского фотографического общества, некоторые члены которого испытывают все большее недовольство политикой предпочтения научной фотографии художественной. В силу наметившегося конфликта Генри Пич Робинсон (вице-президент) и Джордж Дэвидсон (George Davidson, 1854/6-1930) в 1891 году на заседании Совета общества заявляют о своем выходе из его рядов, в результате чего еще несколько выдающихся фотографов следуют их примеру. Несколько месяцев спустя, в мае 1892-го, Робинсон, Дэвидсон, Альфред Хорсли Хинтон (Alfred Horsley Hinton, 1863-1908, с 1893 - главный редактор влиятельного журнала Amateur Photography) и другие лондонские фотографы, решившие превратить фотографию в изящное искусство, основывают The Brotherhood Linked Ring.

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Этап

09.10.12

Восточная Европа в первом 1000 литии. Н.э.

Формирование восточно-славянского этноса и территории его проживания

(Украина, Белоруссия, Литва, Латвия)

Центр. Европа (Польша Чехия, Венгрия, Австрия)

Славянская Территория (р. Одра и р. Эльба, Восточная Германия, почти вся Польша, часть Чехии)

 

Германский этнос (север)

 

 

(запад) другой народ 3,4 век – Освоение Восточной Европы

Кельбейский этнос Карпаты, Лес (Восток)

 

Латынь (Юг)

 

Образ Жизни

  1. Присваеващий труд (люди ничего сами не создают, а берут от природы)
  2. Производительский труд (земледелие, скотоводство)

Причины распада славянской общности

  1. Земли
  2. Великое переселение народа (масштабное переселение европейского населения в 3,4 веке с севера на юг, Балканы (Южные славяне))

*4-7 век освоение новых территорий.

Великий речной путь (Белоруссия, правобережная Украина) – возможность пересечь Европу с севера на юг, при помощи водных путей и коротких сухопутных перешейков между ними.

Восточно-Римская Империя

Византия управлялась из центра

Рей - Западная граница Европы.

Этнические расселения - германский, славянский этнос существовал племенами.

Юг Европы (латынь)

Новый народ пришёл в 5 веке до н. э в центральной Европе

-исчезновение языка, изоляция одних групп населения (100-150 лет друг друга не поймут)

- взаимодействие 2-ух групп заканчивалось взаимоистощением.

Земледелие (Подсечно-огневое) – когда земли истощаются, то ищут новые земли (5-7 лет)

Скотоводство степное – требует огромной площади.

 

Восток

2 берега перевалили, началось освоение Восточное Европы. У Восточной Европы было своё коренное население

- плотность маленькая населения

-территория огромная

-основное занятие (сельское хозяйство)

Рим

- жестко-централизированная форма власти

- делится на 2 касты

- Римляне не уважали провинции

- Римские граждане могли не работать

- обеспечивали крышу над головой

- гос-во олицетворяло «Зло»

 

Причины распада Рима

  1. Обрушился обвал людей (германские народы были инициаторами)
  2. Германский народ потащил всех за собой включая славян.

- если шли за германским народом то они обещали Балканы, Адриатическое море, бывшую

Югославию, так появились Южные славяне.

*В 395г. Римляне официально поделили страну на 2 части

- жёсткая императорская власть, Варварские племена, единая структура.

- структурная модель между императором и обществом

- перед императором все равны

- перед лицом императора нельзя конфликтовать

- язык греческий (латыни уже нет)

- христианство

После поделились на западных и восточных.

 

16.10.12

Язычество, религия, происхождение

Гос-ва 7-8 век

Самый главный недостаток язычества – крайняя жестокость, починение многим богам, разделение труда.

Языческие боги продажны, присутствовало жертвоприношение

Гекатомба - самая большая жертва

Нет границ добра и зла, неуважение к человеческим качествам

Православие разрешало богослужение на родном языке.

Письменность чёрное (то, что делали люди) духовенство.

Наличие соседства с Византией привело к политическому идеалу

Север (норманны)- северные люди германские народы не учавшие в великом переселении. 7-10 в. Искали новые территории (побережье Финляндии и Канады).

Завоевание Европы

9-10 век. Наёмничество, дружина шла на зароботки и навязывала свои услуги охраны, рыболовство.

9-10 век Восточно - Европейская территория Славян (3-5 тыщ человек)

К середине 9 века на территории восточной Европы военным путём управлялись городки (гардорика) скандинавами.

 

Предпосылки появления государства.

-восстановление баланса интересов общества

Баланс интересов - спасение от внутренней войны.

Почему возникла внутренняя война?

-появились слабые, бедные, богатые, сильные, событие: Великое разделение труда - отделение ремесла от сельского хоз-ва. Причина: прогресс, земледелие à возможность освободить людей от сельского труда, появились профессионалы, крах первобытного общества. Появились конфликты: долги, конкуренция, нет равенства, разделение общей собственности. Всё это привело к внутреннему рабству, внутренней гражданской войне. Жители говорили «Мы незнаем как дальше жить»…

 

 

Потребность в появлении группы людей, которые решат проблемы граждан.

Что требовалось от этой группы:

  1. придумать законы.
  2. гарантии выполнения
  3. дружина
  4. знание этой жизни
  5. происхождение неважно
  6. восстановить справедливость

Что требовалось от жителей:

  1. согласиться с добровольным ограничением своих прав
  2. согласиться содержать носителей власти à момент зарождения гос-ва у Восточных Славян.

 

Как происходило формирование государства

(Киевская Русь).

3 этапа

1 этап (конец 9века – конец 10века)

Период становления государства или «Военная демократия»

2 этап (конец 10, начало 11 – 1\3 12 века)

Формирование феодальной монархии. Золотой век, рассвет Киевской Руси.

3 этап (40-е гг. 12 века- 40-е гг. 13 века)

Децентрализация или «Феодальная раздробленность», исчезновение единого центра, единое государство распалось, но культура, люди остались.

 

Подробно

1 Этап.

862год. К середине 9-го века существовало много городов Варяжских. Управлялись военно, т. е защищались дружинами.

Выгоняют норманнов жители Новгорода. Несколько лет Новгородцы выбирают лидера. Новгородцы на народном собрании обращаются к норманнам, чтобы они прислали своего человека, мудрого и справедливого. Такой человек появился со своей дружиной.

Рюриковичи. Новгородцев устроили, но через 17 лет он умер (879 год)

Власти пришёл Олег, не родственник Рюриковича . 882 году Олег совершает экспедицию на юг по великому речному пути. По пути он не мог объехать Киев, от захватывает город.

882 год. Формируется ось Новгород-Киев. Тогда же Олег переносит свою резиденцию в Киев.

 

Как выглядело государство:

  1. жило сельское население, крестьянская община
  2. коллективное землепользование
  3. вопрос собственности не стоял
  4. «все равны» нельзя было допускать большую разницу в доходах, и нельзя, чтобы кто-то был бедным. Была взаимопомощь.
  5. не было государственной границы

сход - те, кто распоряжался на пользование земель.

Людин- 1 человек из общины, свободный крестьянин.

Гаражан было меньше 10%.

Город-место для торговцев, торговая площадь и посады, люди селились по профессиям, в городе было народное собрание. Вече.

 

Функции князя:

Осуществлять помощь осенью в конце сбора урожая, князь с дружиной объезжал все города и решал конфликты людей за деньги это называлось – полюдье

Дружина делилась на старшую (друзья князя) и младшую (бойцы)

Конец

9,10 века первые князья: Игорь, Ольга, Святослав

Ольга - пыталась ввести христианство (не удалось) 895г. Приняла православие в Константинополе.

 

2 этап.

Конец 10 века . 980г.

8 лет как погиб его отец Святослав. Разрешено было многоженство, среди его жен были рабыни. Это стало источником конфликта. Старший сын Святослава Владимир был от рабыни и не мог стать князем. Владимир поэтому убил своих братьев и переехал в Киев.

Новый князь Владимир.

У него было 9 жён.

Главная характеристика

  1. смена веры от язычества к православию.
  2. формирование феодальной собственности на землю
  3. появляются писаные законы (при сыне Владимира Ярославе)

 

 

Феодальная собственность на землю.

Владимир решил, что он хозяин земли. Ему платили только за землю. Он стал землю частично раздавать старшей дружине, и так появились феодалы. Люди, проживающие на этой территории должны были работать и платить феодалу. Впервые людей насильственно удерживают на земле à появляется крепостное право, родовая аристократия – Боярство - бывшая дружина. У их земель название – отчина-с правом на наследие.

Князь- главный собственник, появляются феодалы и обязаны ему служить за земли.

 

Смена веры.

Появление письменности отд.

Мотивы.

Была выгода с политической стороны.

Монотеизм- признак государства, переход к вере давал переход к письменности.

Последствия

  1. Произошло укрепление великокняжеской власти и включение нового гос-ва в международные отношения.
  2. Под влиянием этого события в течении11 века формируется народность, преодоление племенной различности.
  3. Изменяется психологический климат по трём направлениям: 1. семейные отношения, нет многожёнства, нет разводов. Если жена умирает, то мужа венчают ещё три раза, если муж умирает, то жена может всегда выйти замуж, пока у неё есть не совершеннолетние дети.2.взаимоотношение преступника и жертвы, против крови и мести. Наказать преступника функция не общества, а государства. Князь наказывает всегда (денежный штраф) 3. рабство, против домашнего рабства, вред рабу= вред человеку, конец 11,12 века – долговое рабство прекратилось. Раб- челядь (чужой), наказание за убийство раба- отлучение от церкви.
  4. Культурное воздействие, появляется письменность, грамотность, (Киев 10% грамотных, Новгород 25%) à писаное право (свод законов) à литература (переводы с греческого), 1030г – оригинальная литература («Слово о законе и благодати») нельзя было использовать авторскую фантазию, существовало 2 жанра: летописи и жития святых, художественной литературы нет до середины 17в.
  5. Духовное изобразительное искусство. (резьба по дереву, скульптуры из дерева – до принятия крестьянства, после – долго запрещались скульптуры, появилось изобразительное искусство : мозаика, фреска, икона (Византийское искусство) мозаика не прижилась, фреска- изображение, красками по сырой штукатурке (на стенах, внутри храмов, для образного мышления, по законам композиции) иконы - эйкон (греч) – образ, деревянная доска, покрытая специальным составом, изображение натуральными красками, не портрет!. Канон - правила писания иконы, иконы – ритуальный предмет для службы, через иконы верующий общается с образом на иконе. Икона должна быть освещена. Канон: икона не должна быть похожа на портрет (анти портрет). Должно быть отсутствие линейной перспективы, запрещены тени, объём, лицо должно быть плоским. До 15 века иконописцы- монахи. Автор иконы – священство церкви.

Сформировался через синтез из Византии и Традиций, и возникало новое.

6. Архитектура - совершенно новая в основе традиций каменного храмового Византийского

Искусства. Храм крестово-купольный (Византийский). В 16 веке – шатровый, многокупольность –

Византийская пятиглавка.

 

Феодальная раздробленность

(3 период развития децентрализации)

Исчезает власть центра (Киева), нет единой власти

Феодальная раздробленность - неизбежный этап, ниодно гос-во этого не избежало.

Причины раздробленности:

1.Прогресс в сельском хозяйстве, земледелии, ремесла

-Люди производят необходимое, каждая территория может сама себя обеспечить

- Натуральное хозяйство – сомообеспечение небольшой территории, такая ситуация возможна в условии неразвитых потребностей и рынка.

2. Недостаток единого гос-ва в малом развитии коммуникаций и защиты.

 

Процесс раздробленности в конце 11 века. 1130г. (Конец Киева как столицы)

Запустил процесс Ярослав Мудрый, он составил завещание на пять своих сыновей. Киев и территорию вокруг завещал старшему сыну, остальное поделил на «уделы» и завещал остальным сыновьям.

После его смерти:

Каждый следующий князь также делил между сыновьями «уделы».

Начало 12 века:

Никто из княж. Семьи не правил, князья воевали, грабили из-за земель (Великокняжеская междоусобица)

Владимир Мономах собирал всех Князей и пытался прекратить это, но не выходило, когда Владимир собрал их последний раз он им сказал, чтобы каждый правил у себя, во время жизни Владимира и его сына всё было впорядке. 1125г. Умер Владимир мономах и позже его сын Мстислав.

Последствия Феодальной раздробленности

+ 1. Повышается защищённость отдельного человека В особенности «маленького» человек. Т.к решение проблем рядом. Власть близко. 2. Рост городов, старых, новых, увеличение городского населения. Каждый удельный князь делает свой городок. 3.Феодальная раздробленность должна привести к формированию региональной хозяйственной специализации, которая в свою очередь приводит к развитию внутренней торговли и формированию внутреннего рынка – необходимый фундамент для складывания нового гос-ва, которое будет действовать централизованно (Пояснение: Кризис натурального хоз-ва увеличивает потребности, люди перестают делать всё, а делают то, что лучше, получается, приходят местные культуры и ремесла à появление внутренней торговли. Должна приобрести устойчивый характер à внутренний рынок (торговая связь между собой) Возникает новый центр- прочнее прежнего, насел нуждается друг в друге) - 1.В этот период невозможно создать единую армию, т. к население стремилось к независимости и его невозможно заставить подчиняться. Напали монголы, которые сбились со своего пути и решили ограбить ближайший город. 2. Распад ранее феодального гос-ва не бывает мирным, несёт травматический характер.

На что распалось Киевское государство:

  1. Запад и Юго-запад (совр. Белоруссия, Правобережная Украина.)
  2. Северо-запад (совр. Новгородская обл., Псковская обл.)
  3. Северо-восток (совр. Тверская, Московская , Ярославская, Владимирская области)

Подробно:

1. Запад и Юго-запад (Киевская Русь)

Самые старые города, Развитие хоз-ва, слабо развивается крепостное право (т. к лучше условия) Народное собрание. Самый прогрессивный район, быстрее начала развиваться торговля 1200г - возникло новое гос-ва Галицко-Волынское княжество, Галицко - Волынская Русь, столица: Владимир Волошский, Князь: Даниил Романович 1220-1240г.

Первый удар по гос-ву 1240г – Монгольское завоевание. Князь отделался ограблением. Не платили монголам дань. Гос-во быстро восстанавливается и объединяется с Северо-западом Литовским гос-вом.

Новое гос-во: Великое Княжество Литовское. 1300г власть у Гедимина (Гедиминас). Литовское государство Европейского масштаба. Все остальные земли присоединяют к себе.

1385 год. Западное Королевство Польское, умирает их Король, у него нет наследников кроме дочери. Было решено найти ей мужа, чтобы он стал королём. Нашли мужа в Литовском Княжестве Егейло Иванович – король Владислав. В итоге 2 княжества объединились. Новое княжество: Речь Посполите «Общее дело», католиков большинство, столица Варшава, язык Польский. К 16 веку Речь Посполите становиться Польшей ( Киев также принадлежит Польше).

 

 

.

 

 

 

Русский народ относится к славянам - крупнейшей в Европе груп­пе родственных по языку и происхождению народов. Славянские языки наряду с балтскими (латышским, литовским), германскими (немецким, шведским, английским и др.), кельтскими (ирландским, шотландским и др.), романскими (итальянским, испанским, французским и др.), гречес­кими, армянским, иранскими (персидским, осетинским, афганским, тад­жикским и др.), индийскими и некоторыми другими относятся к индоев­ропейской языковой семье. Народы, говорящие на этих языках, имеют общее происхождение из индоевропейской общности. Древние индоев­ропейцы говорили на одном языке или его диалектах. Расселившись на огромном пространстве от полуострова Индостан на востоке до Британ­ских островов на западе, распространив на нём родственные языки и куль­туры, они способствовали развитию цивилизационных связей между раз­личными, подчас весьма отдалёнными, регионами Европы и Азии. Рос­сия, нередко характеризуемая как евразийская, срединная цивилизация, также играет важную роль в отношениях между Западом и Востоком.

В науке нет единого мнения о происхождении индоевропейской общности. Теории её зарождении в Индии, Центральной и Средней Азии были доказательно опровергнуты. Серьёзную критику вызвали и вер­сии о происхождении индоевропейцев с Армянского нагорья и Ближне­го Востока. Древнейшие названия растений и животных, сходные в раз­личных индоевропейских языках, свидетельствуют об их зарождении в полосе умеренного климата. Наиболее обоснованно на сегодняшний день отнесение истоков индоевропейской общности к Центральной и Восточной Европе.

Интересные аргументы приводят сторонники так называемой ги­перборейской теории. Согласно ей, предки индоевропейцев жили на край­нем севере, в приполярных землях, позже в основном затопленных океа­ном. Гиперборея - "находящаяся за северным ветром" - название леген­дарной страны, которую древние греки считали родиной некоторых сво­их богов. По сведениям античных географов, в Гиперборее солнце восхо­дит и заходит один раз в год (это соответствует смене полярного дня и полярной ночи). То же сообщают о прародине ариев – индоевропейских племен, освоивших территории Ирана и Индии, "Авеста" и "Веды" - священные книги зороастризма и индуизма. Согласно "Авесте", арии Двинулись на юг, когда бог зла и мрака ниспослал на их благодатный край жестокую зиму и превратил его в ледяную пустыню. Ряд исследований современных океанологов и палеонтологов подтверждает наличие зна­чительного пространства суши в акватории Северного Ледовитого океа­на и умеренного климата в Арктике в отдалённом прошлом.

Многие учёные считают, что первоначальное население севера и центра России-угро-финны, а славяне пришли туда лишь около тыся­чи лет назад. Однако некоторые исследователи (A.M. Соболевский, Н.Я. Марр, А.Д. Удальцов, Н.Р Гусева, СВ. Жарникова и др.), изучая язык, сюжеты и символы народной культуры, пришли к выводу, что древни­ми жителями этих земель были предки славян и родственные им племе­на. Эту версию подтверждает, в частности, ряд местных географичес­ких названий. Они никак не объясняются из угро-финнских и славянс­ких языков, но находят соответствия в санскрите - древнем индийском языке. В частности, названия северорусских рек Индога, Индерка, Ин-дига, Ганга, озера Ганго, горы Гангос и др. содержат корни, общие с названиями Индии и её крупнейших рек - Инд и Ганг. В целом же сан­скрит очень близок славянским языкам. Многие слова в нём почти оди­наковы с русскими: "набха" - небо, "праматрь" - праматерь, "деви" -"дева", "агни" - огонь, "гима" - зима, "швета" - светлый и др. В древне­индийской поэме "Махабхарата " описывается страна счастья Шветад-випа ("светлый остров"), расположенная "на севере Молочного моря" (возможно, Ледовитого океана), где живут люди "светлые, сияющие по­добно месяцу". Специалисты отмечают, что антропологический облик первоначальных ариев был типично европеоидным, светлокожим и свет­ловолосым. Современные же народы Азии, говорящие на индоевропей­ских языках, сформировались в ходе смешения северных пришельцев с местным населением.

Предположения о расселении индоевропейцев с территории нашей страны подтверждает вывод антрополога А.Л. Богданова. Сравнивая костно-черепные останки людей различных эпох, он выяснил, что с древ­ности физический тип жителей менялся в Центральной России меньше, чем в остальной Европе. Французский лингвист А. Мейе утверждал, что из всех индоевропейских языков славянский - наименее изменившийся с древности, что он продолжает "без какого-либо перерыва развитие об­щеиндоевропейского языка". Немецкий лингвист Ф. Браун писал о том же и призывал искать прародину индоевропейцев в средней России. Со­гласно выводам ряда учёных (Я.Я. Третьяков, К. Ренфрю, С.К. Дикшит, и др.) эта природно-климатическая зона была одним из важнейших оча­гов распространения земледелия и железной металлургии.

Наибольшее количество древнейших индоевропейских археоло­гических памятников обнаружено в Центральной и Восточной Европе, т.е. главным образом в будущих славянских землях. Один из ведущих американских лингвистов Я. Фридрих обратил внимание на то, что в славянских языках лучше всего сохранился индоевропейский комплекс названий деревьев. Он сделал вывод, что предки славян в общеславян­ский период жили в такой природно-климатической зоне, которая соот­ветствует прародине индоевропейцев, и что после этого периода "носи­тели различных славянских диалектов в существенной степени продол­жали жить в подобной области".

Крупнейший отечественный исследователь ранней истории сла­вян - академик Б.А. Рыбаков - на основе археологических данных по­мещал Гиперборею в Северо-Восточной Европе. Он считал, что покло­нение богине Лато (она соответствует славянской Ладе) и её детям - богине охоты Артемиде и богу солнца Апполону, пришло в Древнюю Грецию с территории балтов и праславян.

Центральный сюжет индоевропейской мифологии - сражение бога-громовержца (индийский Парджанья, хеттский Перва, балтский Пер-кунас славянский Перун) со змееподобным божеством "нижнего", "под­земного" мира (индийский Вала, балтский Виелона, славянский Вий, или же Волос, Белее). В России данный сюжет остался среди важней­ших и в православном христианстве. Это выражается в особом почита­нии святого Георгия Победоносца, покровителя землепашцев и воинов, изображаемого в виде всадника, поражающего копьём змия (символ дьявола). Этот образ служил первоначальным гербом Российского го­сударства, он и по сей день является гербом Москвы.

Корень "рус" (при чередованиях - "рос", "роке", "руке", "руг", "руй", "рун", "рут", "руд") в индоевропейских языках имеет одинако­вый или близкий смысл. Он обозначает свет, святость, могущество, а так­же красный, рыжий и жёлтый цвета - всё, что составляло представления о верховном божестве и его природных олицетворениях - Солнце, грозе, огне, крови. Очевидно, русский народ и Россия в своих названиях запе­чатлели главный индоевропейский культурный символ древности.

 

Разделение индоевропейцев на группы, ставшие основой совре­менных народов, происходило медленно. Границы между ними долго были размытыми, что облегчало смешение и взаимовлияние.

В IV - III тыс. до н.э. в междуречье Днепра и Дуная жили племена трипольской археологической культуры (от названия с. Триполье на Ук­раине, где были обнаружены её остатки). Огромные посёлки из сотен двух-трёх этажных домов и с правильной планировкой, обсерватории для астрономических наблюдений религиозного и календарного назначения письменность - всё это свидетельствует о высокой организации общества. Основой экономики было земледелие. Мировоззрение трипольцев наиболее сходно с религией Ариев и славянским язычеством. Некоторые исследователи относят их к языковым и культурным предкам славян.

С рубежа IV - III тыс. до н.э. в степях Украины и России, от Чёрного моря на юге до Среднего Поволжья на севере, жили постепенно разделявшиеся индоиранцы. Некоторые учёные считают, что они пришли сюда с юга, через Кавказ и Среднюю Азию. Другие исследователи доказывают, что индоиранцы обособились именно в Восточной Европе, по одной версии - на территории Украины, по другой - в Поволжье и Приуралье. Ираноязычные племена освоили также степи Южной Сибири. Академик В.П. Алексеев пришёл к выводу, что и до них там обитало европеоидное население. Этот вывод может служить аргументом пользу гиперборейской теории, согласно которой один из путей расселения праиндоевропейцев с севера проходил вдоль Уральских гор.

Во II тыс. до н.э. у юго-восточных склонов Урала было воздвигни то множество укреплённых поселений. Исследователи назвали эту местность "Страной городов", а наиболее хорошо сохранившееся из поселений - по имени ближайшей горы - Аркаим (Челябинская облает Окружённый двумя рядами мощных кольцевидных стен, он совмещал функции крепости, обсерватории, храма, металлургического комплекса. Любопытно, что по своей планировке и особенностям сооружений южноуральские поселения были весьма схожи с городами средневековой Руси. Население "Страны городов" было европеоидным, судя всему, ираноязычным.

Одно из свидетельств разделения индоиранской общности на территории Украины и юга России - множество географических названий этого региона, объяснимых только из индийского языка. П. Кремчер обнаружил следы пребывания индоариев на Кубани. Академик О.Н. Трубачёв пришёл к выводу, что западной границей их распространен была р. Буг. Согласно результатам его исследований, не все индийцы ушли на свою нынешнюю родину. Долгое время индоарийские племена синдов жили на Таманском полуострове, меотов - в восточном Приазовье вплоть до Дона, тавров - в Крыму. Лингвистические данные о в делении индийцев в Северном Причерноморье подтверждаются археологическими доводами, изложенными, в частности, в монографиях В.А. Сафронова (Индоевропейские прародины. Горький, 1989) и Ю.А. Шилова (Прародина Ариев. Киев, 1995).

Арии достигли высокого уровня в развитии коневодства. Их важ­нейшее военно-техническое достижение - боевые колесницы с конной запряжкой и разработка тактики их применения. Во многом именно это обусловило широту расселения Ариев, их вторжение на Ближний Вос­ток, в земли современных Ирана, Индии, а, по мнению ряда исследова­телей, и Китая. Следует отметить, что современное название "Иран" происходит от древнего "Airyanem Vaejo" (Аирьянэм Вэджо или Аирь-янэм Вэйо), что переводится буквально как "арийский [овеваемый] про­стор". Это название ярко отображает природно-климатические условия евразийской Великой Степи.

К северо-западу от индоиранцев во второй половине III - первой половине II тыс. до н.э. жили племена культуры боевых топоров - об­щие предки славян, балтов и германцев. Они занимали лесную полосу Европы вплоть до Волги. Некоторые учёные полагают, что предки сла­вян находились в единстве с балтами изначально. Однако большинство лингвистов считает, что это единство возникло позже, Б.В. Горнунг - обосновал теорию об изначальной близости протославян к языковым пред­кам индоиранцев, греков, армян, тохар, анатолийцев. Согласно этой те­ории, лишь на рубеже II тыс. до н.э., в ходе активного расселения пле­мён культуры боевых топоров, в неё была включена часть протославян.

В первой половине II тыс. до н. э. племена балановской культуры (ответвление культуры боевых топоров) жили и на территории Пензенс­кой области. В её мужских захоронениях обнаружено множество камен­ных шлифованных топоров. Некоторые из них, выполненные из хрупких пород камня, служили символами власти. В погребения мальчиков клали игрушечные модели топоров. Производились также медные и бронзовые изделия. Балановцы занимались преимущественно скотоводством, знали колёсный транспорт. В XVI - XII вв. до н. э. в пензенских землях их сме­нили племена абашевской культуры, вскоре вытесненные и частично ас­симилированные племенами срубной культуры (названа по типу погре­бений - в ямах, обложенных деревянным срубом). Во второй половине II - начале I тыс. до н.э. она занимала огромное степное и лесостепное пространство Украины и европейской части России. Большинство учё­ных считает её создателей ираноязычными, некоторые отмечают их язы­ковое родство с балтами и фракийцами. Скорее всего, широко распрост­ранившаяся срубная культура охватывала несколько родственных индоевропейских племенных групп. Согласно древнегреческим источникам название её населения - киммерийцы, а их территория - очаг распростра­нения земледелия и обработки железа. Современные исследователи при­знают одним из первых центров железной металлургии киммерийские области Северного Причерноморья.