Музыкальные инструменты

ПЛАН

1. Роль экономического механизма в регулировании земельных отношений

2. Понятие экономического механизма

3. Понятие хозяйственного механизма

4. Планирование производства

5.Цена (ценовая политика государства)

1.Методологическая сущность экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства в переходный период к рынку в экономике России является крайне противоречивым и болезненным. Несмотря на крупные преобразования в формах собственности, организации и управлении АПК, продолжается спад производства и потребления основных продуктов питания, ухудшается материально-техническое обеспечение и финансовое положение большинства предприятий, что подрывает воспроизводственный потенциал агропромышленного комплекса. Одна из главных причин кризисного состояния кроется в отсутствии эффективно функционирующего экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства, адекватно отражающего развитие рыночных отношений в аграрной сфере.

В сложившихся условиях важнейшим направлением повышения эффективности агропромышленного производства и стабилизации экономики в целом является создание экономического механизма, способствующего как можно более эффективному использованию, находящихся в распоряжении АПК ресурсов. С переходом к рынку необходимо комплексное развитие экономического механизма, отвечающее тем глубоким изменениям, которые происходят в экономике. Мировая практика регулирования воспроизводственного процесса в АПК опирается на рыночный экономический механизм, дополняемый активной протекционистской поддержкой сельского хозяйства, более широкого участия государства в поддержании села и стабилизации социально-экономической ситуации во всей системе агропромышленного производства.

2. Сложность современного этапа реформирования аграрной сферы заключается в отсутствии обоснованных связей между основными структурно-образующими элементами экономического механизма, с одной стороны, и формирующимся характером рыночных взаимоотношений, - с другой. Для решения вышеназванной проблемы целесообразно вначале рассмотреть содержание самой категории «экономический механизм».

Так, А.Н.Масюк характеризует экономический механизм как «систему взаимосвязанных приемов, методов и стимулов регулирующих отношения в сфере производства, обмена, распределения, потребления и накопления» Ю.Курбатов понимает экономический механизм как «конкретное выражение, обусловленных законами рынка отношений во взаимодействии с производительными силами, представляющими собой основанную на интересах совокупность объективно-обусловленных рычагов и инструментов, а также соответствующих организационно-экономических форм комплексного их использования в области регулирования и стимулирования воспроизводственного процесса в комплексе» Группа экономистов-аграрников В.Р. Боев, В.Ф. Машенков, А.Ф. Серков определяют экономический механизм как «совокупность методов и форм воздействия на экономические интересы товаропроизводителей», который, «должен быть направлен на обеспечение эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью, поддержание необходимой доходности сельского хозяйства и т.д.». И.С.Шатилов к определению экономического механизма подходит более упрощенно, считая его «системой экономических стимулов и рычагов управления». В.А.Тихонов рассматривает экономический механизм еще более конкретно - как «систему экономических регуляторов производства продукции и правил их применения».

Но такие подходы в определенной мере сужают содержание понятия экономического механизма. Развитие любого способа производства, как известно, происходит путем постоянного разрешения противоречий между характером и уровнем развития производительных сил и существующими производственными отношениями. Собственность, определяя целевой характер последних, проявляется в реальных отношениях хозяйствования. В свою очередь экономический механизм также тесно связан с производственными отношениями, которые непосредственно примыкают к практике. Положение о том, что экономический механизм непосредственно связан с отношениями собственности, имеет принципиальное значение для определения взаимодействия между факторами производства и экономическими отношениями.

Представляется, что их согласование и осуществляется посредством экономического механизма. С его помощью общество может последовательно организовывать движение к поставленным целям на основе сознательного использования экономических законов, проявляющихся через действия людей. На каждом этапе исторического развития разрабатывается и формируется новый экономический механизм исходя из понимания требований и действия экономических законов.

Поэтому можно рассматривать экономический механизм как регулируемую экономическими законами конкретную категорию жизни общества, целостную систему хозяйствования, направленную на пропорциональное развитие сельского хозяйства и других отраслей АПК. То есть, экономический механизм регулирования агропромышленного производства можно определить как способ его функционирования посредством сложной строго субординированной системы организационных структур, форм и методов социально-экономического управления, которое обеспечивает развитие АПК в рамках единого народнохозяйственного комплекса.

Главной задачей экономического механизма является обеспечение организационного единства АПК, эффективности производства.

3.Следует различать понятия «экономический механизм» и «хозяйственный механизм». Хозяйственный механизм имеет более широкий спектр воздействия, чем экономический. Они соотносятся как целое и частное, то есть представляют собой систему, основанную на единстве и взаимосогласованности. Хозяйственный механизм можно определить как способ функционирования экономики в целом, со свойственными ему формами, методами, экономическими стимулами и правовыми нормами.

Экономический механизм при этом следует рассматривать через призму производственной деятельности непосредственно предприятия как первичного звена экономики. Экономический механизм предполагает систему экономических рычагов воздействия на хозяйственную деятельность предприятий .

4. Важнейшим условием повышения эффективности производства является планирование производства. Переход к рыночным отношениям на одно из первых мест выдвинул вопрос соотношения плана и рынка, поскольку долгое время подчеркивалась несовместимость этих понятий. С развалом системы планирования произошел переход на натуральный товарообмен, хаос в реализации в продукции и т.д. С устранением обязательного государственного планирования положение в сельском хозяйстве существенно изменилось. В настоящее время оно функционирует на принципах самоокупаемости и самофинансирования расширенного воспроизводства, что существенно влияет на эффективность сельскохозяйственного производства. С получением свободы в планировании своей деятельности предприятия из простых исполнителей превращаются в активных субъектов хозяйствования. Безусловно, нельзя отказаться и от государственного планирования, но оно должно носить индикативный характер (программа, прогноз).

Среди существенных принципов индикативности планирования можно отметить следующие:

- рекомендательный необязательный характер показателей плановых документов, ориентирующее их назначение,

- добровольность выбора одного из вариантов предлагаемого решения или неучастия в плановых мероприятиях,

- возможность последующего оформления индикативных плановых показателей дополнительными соглашениями, договорами, контрактами или другими формами взаимных обязательств.

О преимуществах рыночного механизма хозяйствования перед административно-плановым убедительно писал крупный экономист Д.Гэлбрейт: «... особенность рынка состоит в том, что он уравнивает предложение и спрос с помощью определенной цены. Как только возникает излишек предложения над спросом в результате падения цены создается стимул для покупателей, ограничивается предложение и, таким образом, устраняется излишек, если обнаруживается кратковременная нехватка товара, в следствии повышения цены стимул Экономические рычаги Хозрасчет, коммерческий расчет Заработная плата Фонды экономического стимулирования Фонды, распределяемые централизованно Страхование Экономические санкции и другие. Рычаги экономического механизма получают поставщики, сокращается активность покупателей и таким образом устраняется нехватка».

Планирование, как свидетельствует мировой опыт, не содержит в себе аналогичного уравновешивающего механизма. При планировании необходимо обеспечить такое положение, при котором расчетное предложение равнялось бы прогнозируемому спросу, иначе могут возникнуть проблемы роста товарных запасов или дефицита товаров, последствия этих негативных явлений хорошо известны. Таковы могут быть результаты планирования при использовании административных методов без учета действия рыночного закона спроса и предложения. В условиях достаточно развитых рыночных отношений все товаропроизводители имеют исходно равные условия реализации продукции. Экономический успех товаропроизводителя связан только с тем, насколько эффективно ведется производство, каково качество продукции.

На рынке главным объектом выступает именно покупатель, который диктует условия поведения всем производителям, заставляя их снижать издержки производства, повышать качество продукции и снижать цену продукции, не пользующейся спросом.

Таким образом, только рынок позволяет выявить все многообразие существующих и постоянно меняющихся потребностей общества и выступает мощным регулятором эффективности производства. Вместе с тем, рыночная экономика не может эффективно функционировать без элементов планирования и прогнозирования. К сожалению, в России смена социально-экономических ориентиров привела к отходу от использования многих рациональных методов управления, в том числе планирования. И в условиях рынка любая хозяйственная деятельность должна предусматривать определение конечной ее цели, способы и механизмы их достижения, последовательность выполнения. Планирование является неотъемлемым элементом осуществления любой целенаправленной деятельности. Потребность в использовании плановых методов для эффективного функционирования агропромышленного производства предопределена специфическими особенностями сельского хозяйства. Характер экономических отношений определяет его формы и методы Соотношение плановых и рыночных методов должно решаться по принципу: рынок насколько возможно, план насколько необходимо. Это позволит использовать значительное количество вариантов соотношения «плана и рынка», которые будут функционировать как взаимодополняющие элементы экономического механизма, направленного на решение таких задач, как поддержание конкурентноспособности АПК на национальном рынке и обеспечение эффективности и социальной направленности сельскохозяйственной политики. Системе рыночных отношений более соответствуют индикативные формы и методы планирования, при которых используются «мягкие» формы воздействия, механизмы косвенного влияния на планируемый объект. Индикативные планы не ограничат рыночные отношения, а будут способствовать предсказуемости последствий принимаемых решений, позволят избежать нерациональных затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В системе управления планирование сочетается с механизмом государственного регулирования, которое включает в себя регулирование ценообразования, кредитную и бюджетную поддержку, систему страхования. Особенно остро ощущается необходимость регулирования сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики.

5. На это влияет ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственные продукты, относительная немобильность сельскохозяйственных ресурсов, высокая степень риска и существенная зависимость от природных условий. В связи с этим, одной из основных задач государства является регулирование ценовых отношений. Цена является важнейшим элементом товарно-денежных отношений. В ее основе лежат общественно-необходимые затраты труда.

В 1992 году правительство провело либерализацию цен. Далее кризисная ситуация в АПК была во многом вызвана диспаритетом цен в сельском хозяйстве и ресурсосберегающих отраслях, который стал наиболее ощутимым проявлением нарушения эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства. За годы реформ цены на продукцию промышленности росли в 5-10 раз быстрее, чем на продукцию сельского хозяйства. Увеличивающаяся за последние годы инфляция, ослабление государственной поддержки еще больше ухудшили положение сельских товаропроизводителей. В итоге более 50-52% сельскохозяйственных предприятий убыточны. В связи с этим, «...ведущая роль государственного регулирования принадлежит поддержанию соответствующего уровня цен и ценового равновесия, чтобы избежать разрушительных последствий. Во всех развитых странах наибольшая часть государственных затрат, направляемых в аграрный сектор, призвана смягчить рыночные колебания, поддержать соответствующий уровень цен» .

Обеспечение эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики является непременным условием нормального функционирования агропромышленного рынка. По расчетам цены в сельском хозяйстве должны быть в 4 раза выше сложившихся на настоящее время. Для восстановления паритета цен необходимо, чтобы механизм ценообразования был направлен: на этапе переработки сельскохозяйственной продукции - на кооперацию сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, на использование контрактной системы, на повышение доли сельских товаропроизводителей в конечной цене продукции за счет исключения из системы распределения продукции излишних посредников, на ограничение возможности увеличения торговых наценок и цен торговыми посредниками.

Так, в аграрно-экономической науке сформировался подход к комплексной оценке уровня государственного регулирования аграрного сектора. Суть его заключается в том, что для каждого продукта подбираются цены, по которым сельскохозяйственные производители могли бы продать ее при полном невмешательстве государства. Многие предлагают ввести механизм гарантированных (защитных) цен на основные виды продукции

Есть мнение, что должно существовать три варианта цен: свободные, регулируемые, а также сочетание нормированной и свободной продажи. Регулирование ценовых отношений может быть реализовано на базе определения гарантированных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции с учетом обеспечения уровня рентабельности достаточной для ведения простого и расширенного воспроизводства, с одной стороны, и регулирования цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые сельскому хозяйству, с другой стороны, путем контроля за предельной ценой наиболее значимых видов промышленной продукции, применения налоговых льгот для предприятий, реализующих свою продукцию в АПК по пониженным ценам, расширения лизинговых операций, проведения политики протекционизма, выплаты компенсаций сельским товаропроизводителям и др.

Изменение и совершенствование механизма ценообразования предполагает переход к экономически обоснованному типу ценообразования, с непосредственным участием в определении уровня цен первичных хозяйственных звеньев АПК. В современных условиях ценовой механизм представляет собой сочетание свободных цен с регулируемыми: целевыми, залоговыми, гарантированными (защитными), ориентированными (рекомендуемыми), пороговыми и др.

ЛЕКЦИЯ 6ТЕМА:Экономический механизм регулирования земельных отношений ПЛАН1. Понимание экономического механизма регулирования земельных отношений2. экономические регуляторы земельных отношений3. Задачи экономического механизма регулирования земельных отношений4. Рента 1. В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы. Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства, не связанного с экономической целесообразностью. Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, само захвата.2. Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает: -земельный налог; -арендную плату за землю; -рыночную цену земли; -залоговую цену земли; -компенсационные платежи при изъятии земель; -компенсационные выплаты при консервации земель; -платежи за повышение качества земли; -штрафные платежи за экологический ущерб; -налоговое обложение при гражданском земельном обороте; -плату за право аренды и т. д.3. Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям: -обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений; -разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса; -использование земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.); -учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования; -стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства; -усиление экологической защиты земельных угодий.4. Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты. Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской деятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственная и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы в виде процента. Земельная рента имеет иную природу. Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией. Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает получить не только среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственнику земли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента — это форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту. Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли. С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную прибыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль и превращается затем в дифференциальную ренту. Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более низкого органического состава капитала, трудности перелива капитала из промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены производства. Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим собственникам земли. Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества, местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше складывающегося общественно нормального уровня издержек. Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из причин возникновения противоречий между землевладельцами и землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этом не имеет значения общественное (официальное) признание или непризнание существования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рационального землепользования. При экономическом регулировании земельных отношений этот аспект необходимо учитывать с той или иной степенью полноты. Другим важным аспектом экономического регулирования земельных отношений является дифференциальная рента, представляющая собой часть прибавочной стоимости, которая присваивается землевладельцами по причине их монопольного права на землю как на объект хозяйствования. Экономической причиной ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокой производительности труда работников сельского хозяйства и дополнительно вложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию и местоположению земельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых в общественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению земель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростом населения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье. Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении в использование худших из них. Для обеспечения возможности хозяйствования землепользователь должен иметь индивидуальную цену производства, складывающуюся из индивидуальных издержек и средней прибыли (иначе становится бессмысленным процесс производства на худших участках и их использование прекращается). Поэтому землепользователь — арендатор худших земель — претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство на лучших и средних земельных участках — на получение добавочной прибыли сверх средней (за счет более производительного использования труда и капитала).Формы и виды земельной ренты
Виды ренты Условия образования Виды добавочной прибыли Распределение добавочной прибыли
Дифференциальная I Различие участков по плодородию и местоположению Разница между общественной (рыночной) и индивидуальной ценой производства на лучших участках Собственнику земли
Дифференциальная II Различия эффективности дополнительных затрат на одних и тех же участках Разница между общественной (рыночной) и индивидуальной ценой производства за счет роста экономического плодородия земли В течение срока аренды предпринимателю-арендатору
Монопольная Земли исключительного качества и ограниченного наличия, на которых возделываются уникальные культуры Разница между монопольной и индивидуальной ценой производства Собственнику земли или частично (по договору) собственнику земли и предпринимателю-арендатору
Абсолютная Право собственности на земл Включаемая в общественную (рыночную) цену стоимость монопольного производства землевладельца Собственнику земли
ЛЕКЦИЯ 7ТЕМА:Методы государственного управления земельными ресурсамиПЛАН1. Землеустройство2. Мониторинг земель3. Государственный земельный кадастр4. Государственный контроль за использованием и охраной земель1. К основными методам государственного управления земельными ресурсами относятся: землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель. Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов. Основные направления землеустроительной деятельности включают: -разработку федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом экономических, градостроительных, экологических и иных особенностей территории; -межевание с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований, границ земельных участков субъектов земельных отношений по единой государственной системе и их техническое оформление; -составление проектов землеустройства и упорядочение существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель; -определение границ земельных участков, установление их границ и отвод в натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ, подготовку документов для удостоверения прав на земельные участки; -разработку разного рода рабочих проектов, в том числе по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и повышению плодородия почв; -обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий; -закрепление и изменение на местности городской черты, поселковой черты и черты сельских поселений; -проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследований, а также изыскательских работ; -разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп; -составление карт и атласов о состоянии и использовании земельных ресурсов; -проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, используемых нерационально и не по целевому назначению земель. Землеустройство проводится государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на проведение этих работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и заказчиков. Основные направления их деятельности: -научное обеспечение и прогнозирование земельных преобразований, перераспределение земель; -обоснование и реализация единой государственной политики в области планирования, перераспределения, рационального использования и охраны всех категорий земель независимо от форм собственности на землю и форм хозяйствования на ней; -обеспечение целевого использования земель и сохранение ценных земель в сельскохозяйственном производстве; -формирование и размещение экологически и экономически обоснованных, компактных и оптимальных по площади землепользовании; -создание территориальных условий для рационального функционирования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производств; -разработка комплекса мер по улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель; -межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением (обозначением) в натуре (на местности) административно-территориальных и территориально-производственных границ по единой государственной системе, а также изготовление документов, удостоверяющих право на землю. Землеустроительная деятельность осуществляется на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности с использованием научно обоснованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденной землеустроительной документации — прогнозов, программ, схем и проектов, материалов обследований и изысканий. Режим и целевое использование земель, организация территории, ране земель являются обязательными для собственников и пользователей земли, а также органов государственной власти и управления. Внесение изменений в землеустроительную документацию допускается лишь с разрешения утвердившего ее органа. Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, по инициативе органов системы РоснедвижимостиРФили по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка. Землеустроительная деятельность регулируется Конституцией РФ, земельным законодательством РФ, законодательными и иными правовыми актами субъектов Федерации, а также нормативными актами, определяющими содержание, порядок разработки, утверждения и реализации землеустроительной документации. 2. Под государственным мониторингом земель понимается система наблюдений за состоянием земельного фонда; она является частью мониторинга состояния природной среды и выполняет базовую, связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов. Основные цели мониторинга земель: оценка состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, площади и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, а также информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель. Мониторинг земель осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств специальных денежных фондов. Средства федерального бюджета расходуются на реализацию федеральных и крупных целевых региональных программ по мониторингу земель и охране почв, бюджетов субъектов Федерации — на реализацию аналогичных региональных программ. Полученные в результате мониторинга земель данные ежегодно отражаются в региональных докладах о состоянии и использовании земель, являющихся базовым материалом для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации. Эти доклады доводятся до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используются также для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. 3. Государственный земельный кадастр как официальная система регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, учета и оценки земельных участков проводится по единой системе на всей территории Российской Федерации. Сложившаяся земельно-кадастровая система сведений о природном, правовом и хозяйственном положении земель требует дальнейшего научного и методического обеспечения. Сейчас она состоит из следующих основных разделов: регистрация землевладений, землепользований и участков собственности; количественный и качественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценка земель. Эти разделы должны остаться и далее, но устаревшая технология получения, обработки, хранения и представления данных в условиях перехода к многоукладной экономике, платности землепользования не обеспечивает и в принципе не может обеспечить решения задач государственной земельной политики. Совершенствование земельного кадастра связано с большим объемом научно-исследовательских и прикладных разработок. В первую очередь должны быть решены следующие вопросы: -уточнение классификаций угодий в связи с переходом на учет и оценку по первичным участкам для целей земельного, лесного, водного кадастров и кадастров других природных ресурсов; -установление для каждой категории земель по целевому назначению системы общих и частных показателей, характеризующих качественное состояние парцелл или экологически однородных участков; -разработка способов получения и обработки этих показателей для различных уровней ведения земельного кадастра; -разработка программного обеспечения для сбора, обработки, хранения земельно-кадастровой информации по парцеллам или экологически однородным участкам. К важнейшим направлениям совершенствования земельного кадастра России относятся: -введение стоимостных оценок земли для формирования местного бюджета; -осуществление мер экономического поощрения предприятий, природохранная и социально-культурная деятельность которых имеет приоритетный характер для города или района; -поощрение экономическими методами рекультивации и восстановления нарушенных земель и освоения неудобий; -решение экологических проблем путем принятия дифференцированной шкалы с учетом класса вредности предприятия, размера санитарно-защитной зоны, стоимости необходимых мероприятий по экологизации производства и др.; -размещение различных объектов в соответствии с оптимальным функциональным зонированием и планировочной организацией территории, принятыми в комплексных градостроительных программах, проектах районной планировки, генеральных планах городов и других специализированных проектах, развивающих и детализирующих комплексные программы развития района; -компенсация дополнительных затрат землевладельцам и землепользователям из-за менее выгодного их местоположения и т. д. Перестройка земельно-кадастровой системы во многом связана с переводом информации на современные виды ее носителей, снимающих ограничения по ее форме (графическая, текстовая) и объему. Обработка огромных массивов количественных, ценовых, качественных и правовых данных о каждом контуре земельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике под силу лишь современным компьютерным системам с наборами автоматизированных рабочих мест. Объектом земельного кадастра являются все земли Российской Федерации в ее государственных границах, а кадастровой единицей — земельный участок с прочно связанными с ним объектами, имеющий фиксированный правовой статус, границы, площадь, местоположение, цену. Кадастровая документация включает в себя документы, подтверждающие права на земельные участки, картографические, графические, табличные, текстовые, магнитные, электронные носители информации, предусмотренные правилами ведения и использования земельного кадастра. При ведении земельного кадастра возникают кадастровые отношения — по поводу производства, ведения, распределения и использования земельно-кадастровой информации. Объектом их является кадастровая информация о землях Российской Федерации, участниками — государственные органы и учреждения, физические и юридические лица, несущие установленные законодательством обязанности и обладающие соответствующими правами в данной области. Земельный кадастр является основой, на которой базируются государственные и отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых и нежилых помещений, предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования и т. п. Государственный земельный кадастр ведется в целях: -закрепления прав на землю собственников, владельцев, пользователей земли; -осуществления государственного контроля за распределением и использованием земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и т. д.); -обеспечения оперативности, устойчивости земельного оборота и гласности земельных сделок, разрешения земельных споров; -проведения налогового обложения земли и земельных сделок; -установления нормативной и перспективной цены земли; -предоставления сведений о собственниках, владельцах, пользователях земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании и цене; -обеспечения необходимой информацией о земельных ресурсах органов государственной власти, юридических и физических лиц. Ведение реестров земельной регистрации, внесение в них записей, выдача правоудостоверяющих документов, справок и выписок возлагаются на главного регистратора кадастрового бюро; он же несет ответственность за правильность сведений, содержащихся в реестрах, копиях и выписках из них. Земельная регистрация является правоустанавливающим юридическим актом, на основании и с момента свершения которого за лицами признаются и закрепляются государством права на земельные участки, а также подтверждается законность сделок с землей. В процессе земельной регистрации в единую систему объединяются все правовые сведения о земле, ее собственниках, владельцах, пользователях, а также земельных сделках. Земельная регистрация осуществляется путем внесения соответствующих записей в регистрационную поземельную книгу. Сведения, вносимые в книгу и подлежащие обязательной предварительной проверке, приобретают юридическую силу и в дальнейшем являются единственно законными и достоверными для судебных, финансовых, налоговых и других государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и граждан. Достоверность и правильность содержащихся в кадастре регистрационных сведений могут быть оспорены только в судебном порядке. Сведения земельной регистрации включают: -сведения о землях; -их целевое назначение (категорию земель); -наименование земельной собственности, землевладения, землепользования; -форму собственности, владения, пользования землей; -площадь земельной собственности, землевладений и землепользований; -местоположение, адрес; -дату регистрации земельной собственности, землевладения, землепользования; -наименование правоудостоверяющего документа, выданного после регистрации, его номер и дату выдачи; -общую стоимость землевладения, в том числе стоимость самого земельного участка и стоимость связанного с ним имущества; -величину земельного налога; -особые отметки о землевладении. Государственный контроль за использованием и охраной земель направлен на обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны. Цель государственного контроля — обеспечить соблюдение всеми государственными учреждениями, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в целом и его отдельных участков. Агроэкономическое состояние земельных ресурсов России к началу реформ было неудовлетворительным. Многие площади эродированы и эрозионно опасны, многие загрязнены промышленными выбросами. Снизился запас гумуса в почвах, многие земли оказались заболочены и переувлажнены, захламлены промышленными отходами и бытовым мусором, имеют солонцовые вкрапления, высокую кислотность. Изучение зарубежной практики показывает, что действенная система государственного контроля опирается как на экономические методы, так и на административные, причем экономический механизм действует в том числе и на принципе отдачи вложенных средств. Зарубежные системы аграрных отношений содержат значительное число стимулирующих рычагов, некоторые непосредственно связаны с выполнением правил использования и охраны земель.При нарушении субъектом норм пользования угодьями их права могут быть в какой-то части приостановлены. В США, например, экономическое нарушение приводит к лишению предприятий государственных контрактов, субсидий или ссужаемых средств. В большинстве стран, использующих финансовые стимулы для поддержки мер по уменьшению загрязнения земель, невыполнение условий, выдвигаемых для получения займа, приводит к прекращению финансирования.Право организаций государственной финансовой системы осуществлять подобные действия ставит их, по сути, в ряды органов, ведающих лицензированием. В странах с развитой экономикой для обеспечения охранного землепользования используются методы как прямого, так и косвенного действия при явном преимуществе вторых. Иначе говоря, предпочтительнее меры, которые способствуют предупреждению условий для возникновения правонарушений, чем меры наказания за эти нарушения. В качестве таких профилактических мер особо широко применяются профессиональные (специальные и предпринимательские) требования к лицам, покупающим или арендующим земельные участки. Причем эти требования, если говорить об аренде, в равной степени предъявляют и сдающий землю, и те, кто от имени государственных, общественных или кооперативных организаций участвуют в оформлении арендных сделок. Первый — потому, что заинтересован в более высоких суммах арендной платы, которые (особенно при фиксированных ставках) целиком зависят от объемов производства, инвестиций и умения арендатора продуктивно использовать передаваемую ему землю. Вторые — как облеченные таким правом, защищающим национальные или кооперативные интересы. Большое значение имеют прямой контроль за использованием земель специалистами государственных или других уполномоченных на это служб и неотвратимость установленной законом ответственности. Это подтверждает опыт передовых сельскохозяйственных товаропроизводителей России и развитых капиталистических стран.

 

Исполнительская классификация

 

Акустическая классификация