Краткая история становления и развития протокола

 

Современный человек должен быть профессионалом в своем деле, то есть обладать определенными знаниями, навыками, высоким уровнем квалификации. Деловое общение предполагает владение этикетными нормами поведения, а познание истории этикета позволит понять многое в своем собственном поведении и в отношениях с окружающими людьми.

Этикетом обычно называют правила поведения, принятые в данном обществе. Сам термин имеет французское происхождение и вошел в международный обиход в XVII веке. Гостям Людовика XIV вручались карточки "этикетки" с правилами поведения при дворе. Этикет стал способом существования аристократии.

Но рождение термина не следует отождествлять с возникновением этого специфического института общественной жизни. Этикет как свод правил общения людей между собой, поведения каждого человека в обществе складывался исторически и наследовал обычаи и традиции многих народов древности.

Правила поведения у самых разных народов мира, несмотря на внешние различия, имеют сходные черты. Общими являются некоторые жесты приветствия, позы высокой престижности, определенные способы выражения эмоций, гостеприимство, обмен подарками. Многие черты поведения имеют ритуальные истоки. Предполагается, что ритуал предшествовал этикету. Можно сказать, что этикет — это ритуал, лишенный жесткости и обязательности. Этикет, как и ритуал, организует поведение человека.

Некоторые стереотипы поведения начали складываться уже в первобытном обществе, например, почтительное отношение к старикам и захоронение покойников.

Позже сформировались такие нормы поведения, как самоотверженное отношение к труду и к боевой защите, правила приветствия сородичей и соплеменников, традиции воспитания и обучения, отвращение к кровосмесительным бракам, гостеприимство.

Нравственные нормы изменились с переходом к патриархату. Высшей добродетелью стало преклонение перед властью отца. У всех народов при патриархальном строе утвердился многозначительный свадебный церемониал, в котором запечатлена назидательная нравственная символика. У восточных славян соединение рук молодых означало передачу девушки в собственность жениха, удар жениха по спине невесты плеткой символизировал неограниченную власть мужа над женой, разувание жениха невестой — беспрекословную покорность жены мужу.

Возникновение имущественного неравенства привело к тому, что нормы поведения, общие для всех членов общества, стали раздваиваться. Появивились различиями в содержании и уровне воспитания. С одной стороны — презрительное отношение к бедным родственникам, спесивость и заносчивость, а с другой — почтительность, кротость и повиновение перед старейшинами.

В эпоху распада родового строя нравственные нормы сливались с религиозными. Религия не могла не оказывать влияния на поведение и нравы людей. Правильное поведение всегда было условием спасения человеческой души. В религиозных доктринах отразились национальные этикетные традиции народов мира.

Развитие нравственных норм и правил находили свое отражение как в фольклоре, так и в письменных памятниках различных стран и народов. Впервые зафиксированные в письменной форме нормы поведения были обнаружены в древнем Шумере. Шумеры считали, что высокие моральные качества были дарованы людям богами.

Образцом поведения в Древней Греции через мифотворчество объявлялись поступки богов. В "Одиссее" Гомер описывал нравы богов и героев. Огромное влияние на умы людей в период античности оказывали философы, чье поведение, повседневная жизнь, манеры становились этикетным кодексом для учеников и последователей. Понимание красоты как неотъемлемого качества самой жизни, самого мира природы и вещей было основным постулатом античности. Но прекрасное характеризовало не столько предмет, сколько красоту отношений, возникающую между вещами и явлениями. Это относилось и к личной, и к общественной жизни. Древнегреческий философ Аристотель обращался и к этике деловых отношений Он писал о моральных основах прибыли, торговли, ростовщи-чества. Его рассуждения о справедливой цене могут рассматриваться как своеобразное наставление для предпринимателей.

С упадком античной культуры переосмысливались нормы поведения человека в обществе. Единственной целью человеческого существования провозглашалось наслаждение. В то же время, прослеживалась логическая взаимосвязь, которая вела от наслаждения к пресыщенности, от пресыщенности к извращенности.

С укреплением императорской власти в Древнем Риме вырабатывались особые правила обращения к монарху и регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин стал внедрять иерархические отношения среди аристократии и ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежавшим к знати.

В эпоху средневековья придворный этикет формировал нормы и правила галантного поведения, многие из которых сохранились и лежат в основе современного этикета. В XIII в. вышли специальные книжные руководства по поведению "Манеры за столом" и "Дисциплина клерикалис". Придворный этикет самым строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь. Заранее было определено, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов.

Воспитанность, культура, учтивость и умение держать себя в обществе были уделом избранных. Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как средство власти.

В жизни простого народа господствовали вековые традиции, которые переплетались с законами и обрядами, привнесенными христианской религией.