Хозяйственный кризис накануне Февральской революции

Война вызвала сильнейшее напряжение сил России, и положение экономики страны в ходе войны неуклонно ухудшалось. Расстройство народного хозяйства страны было вызвано: 1) слабостью экономического потенциала страны, в частности, слабостью финансовой системы; 2) неспособностью царизма правильно организовать регулирование экономики в условиях войны; 3) огромными расходами на ведение боевых действий и содержание армии; 4) недостатком рабочих рук (за время войны было мобилизовано в армию более 25% взрослого мужского населения страны); 5) утратой в ходе военных действий крупных промышленных центров; 6) реквизициями на нужды армии.

Ограниченность экономических возможностей выявилась: 1)в промышленности. На фронт отправлялось 20% кадровых промышленных рабочих. Большинство предприятий в начале войны сокращали производство. Из-за оккупации промышленных районов в Польше и Прибалтике индустриальная база сократилась на 20%. Произошло значительное падение производства в легкой промышленности (правда, происходил рост производства в тяжелых отраслях промышленности, работавших на войну). Но за счет перераспределения индустриальных ресурсов к 1917 г. русская армия была значительно лучше обеспечена вооружением и боеприпасами, чем в начале войны, что, тем не менее, не удовлетворяло потребностей фронта;

2) в сельском хозяйстве. Из-за призыва в армию основные мужские работы выполняли женщины, реквизиции лишили деревню тяглого скота (2,6 млн. лошадей). Последствиями войны стали: а) сокращение посевных площадей на 12%; б) сокращение импорта продуктов сельского хозяйства и полное прекращение импорта сельскохозяйственных машин; в) применение неэкономических методов принуждения (в конце 1916 г. в 31 губернии была введена хлебная разверстка); г) падение производства сельхозпродукции (сбор хлебов упал на 20%, производство сахара упало на 1/3 и в 1916 г. вводились карточки на сахар, продажа мяса на рынке за три года войны сократилась в 4 раза);

3) на транспорте. В особенно тяжелом положении оказался железнодорожный транспорт. 2/3 железных дорог находились подчинении военных властей и обслуживали потребности фронта. В самом начале войны железнодорожная сеть оказалась неспособной справиться с эвакуацией людей и заводов, отступлением армии, переброской войск, в целом, с резко возросшими перевозками. Не хватало паровозов и вагонов. Оказалось, что железнодорожная сеть не вполне приспособлена к военно-стратегическим потребностям. Например, в условиях войны пришлось строить железную дорогу от Петрозаводска до Мурманска протяженностью в 1200 верст; Кризис железнодорожного транспорта сказался: а) на ухудшении снабжения армии; б) на сокращении топливной и тяжелой промышленности; в) в невозможности перевозки стратегических грузов по стране (особенно из портов); г) в ограниченном подвозе продовольствия в города, в частности, в столицы;

4) в финансовой сфере. Война опустошала казну (39 млрд. руб.). Около трети военных расходов производилось за счет внешних займов, остальные за счет повышения налогов и внутренних займов, и активного выпуска бумажных денег. Денежная бумажная масса выросла в 6 раз и покрывалась золотым обеспечением лишь на 15%. Государственный долг России вырос за три года почти в 4 раза (с 8,8 млрд. руб. до 33,6 млрд. руб.).

В целом, война истощала страну. Хозяйственный кризис привел к недостатку топлива, продовольствия, росту инфляции и цен на продукты, уровень жизни населения неуклонно падал. В 1916 г. в городах стал ощущаться дефицит продуктов, появились очереди, цены на продовольствие ползли вверх. Естественно росло социальное напряжение. Нарастало стачечное движение. Причем стачки и демонстрации все больше перерастали из экономических в политические (лозунги вместо «Хлеба!», «Долой самодержавие!»), еще громче зазвучало требование смены власти.