Государственный аппарат в период Первой мировой войны

В связи с началом войны с Германией: 1). Происходила милитаризация экономики России; 2). Государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, привлекая к сотрудничеству различные социально-экономические группы. Þ

На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов. Их цель: 1). Организация экономики; 2). Участие в управлении государственной политикой. · Их функции: 1). Посредничество между казной и промышленностью; 2). Распределение военных заказов; 3). Регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем; 4). Регулирование внешней торговли. · При военно-промышленных комитетах создавались примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.

С лета 1916 г. для координации отдельных ведомств начинают создаваться особые совещания по обороне, состав которых определялся Государственной думой и утверждался императором. Задачи этих органов: 1). Требовать от частных предприятий принятия военных заказов (преимущественно перед другими) и отчетов по их выполнению; 2). Требовать отстранять директоров государственных и частных предприятий; 3). Ревизовать торговые и промышленные предприятия всех секторов.

Из системы особых совещаний по обороне выделились: 1).Особые совещания по топливу. Они взяли на себя функцию распределения топлива между потребителями, его реквизиции (принудительный выкуп по фиксированным ценам); 2). Особые совещания по продовольствию, которые проводили проверку наличия продуктов и их реквизицию в случае необходимости; 3). Особые совещания по перевозкам, которые устанавливали порядок принудительного пользования транспортом.

В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили: 1). Требования сведений о запасах от всех учреждений и лиц; 2). Установление плана перевозки продовольствия и заготовительная деятельность.

Осенью 1916 г. параллельно с государственными промышленными органами стали создаваться общественные организации. Земские и городские органы самоуправления объединились в Союз земств и городов (Земгор). Его задачи: 1) оказание помощи раненым (организован Комитет Красного креста); 2) централизовать военные поставки малых предприятий, распределять заказы мелким предприятиям и посредничество между ними и казной.

Несмотря на создание этих организаций, в стране нарастал хаос. Царская бюрократия практически «подмяла» под себя перечисленные представительные органы. Сам Николай II, пользуясь введением военного положения, пытался избавиться от Думы и восстановить в полном объеме самодержавие. Текущее законодательство принималось большей частью без Думы, которая собиралась за всю войну всего несколько раз на краткосрочные заседания.

Изоляция представительных органов вызывала в обществе недовольство и толкала общественность искать выход из ситуации. На совещаниях Думы и Государственного совета в августе 1915 г. по инициативе лидеров фракции прогрессистов в Думе (А.И. Коновалова и И.Н. Ефремова) начал формироваться Прогрессивный блок из всех оппозиционных к правительству фракций и депутатов. Задачи блока: 1) обеспечить «сохранение внутреннего мира и устранение розни между национальностями и классами»; 2) добиться создания "кабинета национальной обороны", кабинета "доверия", ответственного перед обществом и опирающегося в своей деятельности на думское большинство. Царю такие инициативы не нравились, и он даже решил расправиться с самой Думой.

В августе-сентябре 1916 г. образовывался Прогрессивный блок. Туда вошли 3/4 депутатов Думы, половина членов Государственного совета и некоторые министры. Главное требование Прогрессивного блока – создание правительства, "пользующегося доверием страны". Николай II приостановил думскую сессию.

Эволюция государственного аппарата в годы войны свидетельствовала о нараставшей разобщенности в политических кругах, об усиливавшемся обособлении интересов самодержавия от общественных потребностей.