ЗОЛОТАЯ ОРДА И МОСКВА.

Итак, к первой четверти XIII столетия на огромных просторах Евразии от Тихого океана до Волги складывается кочевая империя Чингис-хана (что означает "ниспосланный"). Империя эта расширяется до Карпат к середине этого же столетия. Империя явно неоднородная.

Изначально монголы представляли из себя случайный союз нескольких племен. Различали кочевых (kier-un-irgen) и лесных (hoyin irgen) монголов. Кстати, любимым занятием ханов, наследников великой империи так и осталась охота, особенно облавная. Охота и пастушеская деятельность выработала у монголов навыки крепкой воинской дисциплины и выучки. Что, кстати, не является исключением в мировой истории. Пример древней Ассирии как нельзя лучше подтверждает нашу мысль. Не в последнюю очередь занятия охотой на львов выработали у ассирийцев высокие воинские навыки, которые помогли Ассирии в X-XIII вв. до Р.Х. стать мощной империей в Передней Азии. (Тураев Б.А., История древнего Востока, ч.2, Спб, 1913, С.79).

Общим мнением науки (Б.Я.Владимирцов, Л.Н.Гумилев, Г.Ф.Федоров-Давыдов и др.) является наличие крупных родо-племенных пережитков у монголов не только во времена Чингис-хана, но и во времена значительно более поздние. Примеров этому можно привести множество.

Система наследования престола, как великого каана, так и в улусах до конца XIV века оставалась родовой. Само наименование государства монголов - ulus - "народ-государство", "народ-удел" -говорит о крепкой смысловой связи этого термина с общим именованием "племени" (irgen) у монголов (См. Владимирцов Б.Я., Общественный строй монголов, Л., 1934, с.97. Он же, Чингис-хан, Берлин, 1922, с.11-12). Понятие "имущества" так же, как и понятие "племени", толковалось у монголов через призму родовых отношений вплоть до


эпохи Чингис-хана. "Золотой род" (Борджигидов - чингизидов) являлся единственным владетелем всей империи, которая именовалась не иначе как Monggol ulus . Вместе с тем, владения разных племен Чингиса не обладали однородной структурой, как это должно было бы быть при чисто родовых отношениях (Рашид-ад-Дин, сборник летописей, т.1, кн.2, М.-Л., 1952, с.266-269). Темуджин использовал уже чисто военную структуру собственной армии с тем, чтобы устроить империю.

Кстати, русские князья нередко пользовались терминами "улус" и "юрт"(yurt) в применении к собственным княжениям, хотя "юрт" у монголов обозначал "территорию улуса", где может кочевать тот или иной род.

Смешение родов и племен как следствие выработки общего территориального единства нередко вело к включению анклавов в улусы отдельных чингизидов (в данном случае такие вкрапления обусловлены были именно общеродовыми взглядами на все достояние империи и землю в том числе). "В каждой из иранских областей, попавшей под власть монголов, ему [Бату] принадлежала определенная часть ее, и над тем округом, который составлял его удел, были поставлены его управители. Все главари и военноначальники монгольские были подчинены ему [Бату] и смотрели [на него], как на его отца Туши [Джучи]." (Тизенгаузен В.Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т.2, М.-Л., 1941, с. 15)

Скот метился у монголов родовыми тамгами и считался собственностью всего рода (obox). Прорись с родовых тавр, общим числом до 24, а равно и родовые онгоны (тотемы) интересующийся может посмотреть у Рашид-ад-Дина, но в издании И.Н.Березина: Сборник летописей. Введение о турецких и монгольских племенах; Труды Восточного отделения Императорского общества, Спб, 1858, т.5, с.25-29.

Далее, само наследственное право монголов регулировалось принципом минората - младший сын получал имущество отца. Если говорить о всей империи, то yeke ulus - "великий улус", трон Чингис­хана - закреплен был за младшей линией его сыновей. Старшие сыновья: Джучи и Чагатай получили улусы на краю империи. Джучи получил Дешт-и-Кипчак; Чагатай - Иран и Мавераннарх (Туркестан). Вместе с тем, Чингис-хан одним из первых нарушил традиции предков, перейдя к завещательной форме передачи трона - Рашид-ад-Дин говорит: "Затем он сделал Угедеп-каана наследником и, покончив с завещанием и наставлениями, повелел: "Идите во главе государства и улуса, являющихся владениями дома, и я ухожу за именем и славой. Отныне вы не должны переиначивать повеление (йасак). Чагатая здесь нет не дай Бог, чтобы после моей смерти он переиначил мои слова, учинил раздор в государстве. Теперь вам следует идти !" (Ук.соч., с.232).