ВВЕДЕНИЕ

Введение в любом исследовании есть часть, предваряющая основные рассуждения на определенную тему. Введение, таким образом, есть та часть общего исследования, в которой определяются цели и методы самого исследования. Цель, которой мы задались, проста и одновременно сложна: мы попытались осмыслить по-новому старую проблему зарождения централизованной государственности.

Мы пытаемся взглянуть на зарождение и становление единой и самодержавной (т.е. независимой, суверенной, как сейчас стало модно выражаться) России. Мы анализируем с точки зрения права те условия, которые привели к возникновению более 500 лет назад практически современной отечественной государственности. Иными словами, мы исследуем русскую правовую традицию. Сам факт существования собственной правовой и государственной традиции русского народа и других народов, составляющих Россию, не является до сих пор неопровержимо доказанным. В разные эпохи, современную особенно, предпринимались определенные попытки доказать, что Россия есть простой придаток общечеловеческой цивилизации, под которой понимается, конечно же, исключительно романо-германский мир. Старая проблема противостояния Востока Западу имеет для России в настоящий момент судьбоносное значение: выжить ли ей в качестве самобытного целого или быть раздавленной пятой европейской цивилизации. Той цивилизации, ради существования которой вольно или невольно советский народ заплатил слишком дорогую цену.

С методологической стороны мы смотрим на право, как оно определено было еще Гегелем, как на форму свободы, которая в свою очередь есть одна из сторон развития идеи, которую Гегель называл Абсолютным Духом. Развертывание Абсолютного Духа в истории дает конкретный исторический материал, формы, через которые познается содержание самого Духа. Историческая форма права есть, следовательно, историческая форма свободы (формально ограниченной) дозволенного в тот или иной период человеческой истории в том или ином ее месторазвитии. Противоречие - неизбежное следствие такого взгляда на мир - имеет характер фундамента, на котором строится тот или иной культурно-исторический тип. Исторические формы свободы как формы противоречия вызывают движение-развитие как самих себя, так и соприкасающейся с ними действительности. Так созидаются особые правовые миры, которые мы привыкли называть государством.

Но вот что главное! Носителем такого противоречия является народ, созидающий и разрушающий. Поэтому правильнее говорить о государствах как о юридическом зеркале нации, народа. Московское государство, таким образом, есть первая по времени форма юридического олицетворения народа, его Духа. Именно оно есть преемник дела Св. Владимира и Ярослава. И именно оно составляет основной предмет нашего исследования и суть исторической формы свободы, познанной народами России.

Итак, круг замкнулся !