Предварительный контроль применяется во Франции, Португалии и других странах после принятия закона до его промульгации президентом.

Существует также две системы конституционного контроля — предварительный и последующий контроль.

В Японии обычный гражданин имеет право обратиться в Верховный суд с заявлением о признании закона неконституционным. Хотя реализовать данное право достаточно сложно.

Последующий контроль осуществляется судом общей юрисдикции (США) и конституционным судом (Германия, Италия), когда закон на момент проверки его конституционности уже вступил в силу и действует.

Конституция Португалии посвящает специальный раздел (часть IV, раздел I) надзору за конституционностью и регулирует следующие вопросы:

• предварительный контроль за конституционностью (ст. 278);

• конкретный контроль за конституционностью и законностью (ст. 278);

• абстрактный контроль за конституционностью и законностью (ст. 281);

• неконституционность вследствие пробела в законодательстве (ст. 283).

В компетенцию конституционного суда Португалии входит также:

• удостоверение утраты поста Президентом;

• выполнение судебного решения в последней инстанции на предмет правильности и действительности актов избирательного процесса;

• удостоверение законности политических партий;

• предварительный надзор за конституционностью и законностью референдумов и непосредственные консультации с избирателями на местном уровне (часть II, ст. 225).

Конституция Италии (ст. 134) к компетенции конституционного суда относит:

• споры о конституционности законов и имеющих силу законах — актах государства и области;

• споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями;

• обвинения против президента.

Конституционные суды в некоторых странах (например, в ФРГ) обладают правом толкования конституции.

 

В ряде стран некоторые функции конституционного надзора выполняет президент, который, в соответствии с основным законом, является гарантом конституции (Румыния, Украина, Франция и др.). Практически это выражается, в частности, в том, что президент после принятия закона парламентом и до его промульгации (подписания президентом и опубликования) вправе использовать вето (не подписать закон, в результате чего он не вступает в силу) или обратиться в специализированный орган конституционного контроля с вопросом о конституционности данного акта.

В некоторых европейских странах конституционный контроль осуществляется специальными несудебными органами. Классический пример такого органа - Конституционный совет Франции.

Специальные судебные органы соблюдают судебную процедуру: дело слушается, как правило, в открытом судебном заседании, ведется по правилам судебной процедуры, заседание ведет председатель, заслушиваются свидетели, ведется протокол, допускается публика.

Несудебные органы конституционного надзора такие процедуры могут и не соблюдать. Их главная задача - произвести экспертизу законодательства. Получив обращение, они могут рассмотреть это дело «за закрытыми дверями», а потом объявить свое решение.

Органы конституционного надзора могут быть и весьма необычными. Например, в Иране конституционный надзор осуществляет своеобразный орган — Наблюдательный совет, в который входят 12 видных теологов (богословов). Совет формально следит за соответствием законов, но не столько Конституции 1979 г., сколько священной книге мусульман - Корану. Под предлогом несоответствия этот орган может отклонить обычные светские законы.