Pull- и Push-модели коммуникации Internet

 

Сравнивая традиционные СМИ с Internet, выделяют того, кто является инициатором информационного взаимодействия. В отличие от пассивного поведения клиентов для большинства коммуникаций, осуществляемых традиционными СМИ при работе с Internet, именно клиенты занимают активную позицию. При этом они сами становятся поставщиками информации о своих потребностях. Традиционные СМИ реализуют push-модель доставки информации потребителям, в которой потребители играют пассивную роль и обладают ограниченной возможностью выбора каналов информации (рис.11). Представляемая информация размещается в СМИ за счет фирм, поэтому доступ к ней либо бесплатный (телевидение, радио), либо недорогой (кабельное телевидение, газеты, журналы).

 

Рис.11. Push-модель доставки информации потребителям

 

В противоположность традиционным СМИ в основе Internet лежит pull-модель доставки информации, в которой информация предоставляется по запросу (рис. 12). Эта особенность среды Internet связана с активной ролью потребителей, обусловленной контролем над поиском информации, и образом навигации за счет использования механизмов поиска или других источников адресов в сети Internet.

 

 

Рис. 12. Pull-модель доставки информации потребителям.

 

В Internet имеется возможность реализации push-модели, при которой пользователям не нужно производить поиск информации, а достаточно подписаться на каналы по интересующей тематике. Информация при этом будет автоматически доставляться на компьютеры подписчиков каналов.

Доступ к информации (в России) за счет пользователя (оплата повременная и за трафик).