Программное обеспечение ЭВМ

 

Любое компьютерное «железо» мертво без программного обеспечения, управляющего его работой. Вспомним еще несколько базовых положений, уже известных из курса «Информатика».

Программное обеспечение (ПО) - совокупность программных средств и сопроводительной документации для создания и эксплуатации информационных систем обработки данных средствами вычислительной техники [28].

ПО компьютера принято делить на прикладное, системное и инструментальные системы.

Прикладное ПО включает в себя программы, которые позволяют выполнять работы, необходимые пользователю. Такими работами могут быть: создание и редактирование текстовых документов, работа с графическими файлами, автоматизированный перевод текста, проведение математических расчетов, статистическая обработка массивов данных и пр. Примерами прикладного ПО могут быть программы пакета Microsoft Office, популярные графические редакторы Adobe Photoshop и Corel Draw, программы обозреватели (броузеры) для работы в сети Internet – Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator, и многие другие.

Системное ПО включает в себя программные продукты, выполняющие различные вспомогательные функции: копирование файлов, поиск информации в памяти компьютера, проверку работоспособности компьютера и подключенных к нему устройств, выдачу справочной информации и т.п. Наиболее яркими представителями системного ПО являются операционные системы Widows, Unix, Linux и постепенно сдающая свои позиции операционная система MS DOS.

Инструментальные системы (или системы программирования) предназначены для выполнения работ по созданию новых программ для компьютера. Здесь можно вспомнить о таких системах программирования, как Delphi, C++ Builder и др.

Существует два основных пути решения проблемы обеспечения организации программным обеспечением: воспользоваться готовыми программными продуктами или заказать требуемое программное обеспечение программистам, работающим в организации или фирме, специально занимающейся разработкой ПО.

При этом ошибкой было бы считать, что создание программного продукта – удел гениальных программистов и работы по созданию программного продукта заключаются только в написании кода программы. Конструирование программного обеспечения для решения той или иной задачи – работа, требующая участия специалистов самых разных специальностей. Рассмотрим перечень задач, которые приходится решать при создании и эксплуатации программного продукта.

«Жизненный цикл» программного продукта можно рассматривать как последовательность шагов, которые следует предпринять для создания жизнеспособной программы.

Анализ

На этом этапе работ ищется ответ на вопрос: «В чем компьютер должен помочь в работе». Формулируется цель разработки новой программы.

Компьютеризация решения той или иной задачи должна помогать справиться с проблемой, а не создавать дополнительные трудности. Следовательно, необходимо рассмотреть целесообразность разработки новой программы. На этом же этапе работ проводится поиск уже существующих программ, предназначенных для решения аналогичных задач. Анализируются их сильные и слабые стороны. Ну и, наконец, оценивается трудоемкость разработки новой программы, определяются численность коллектива, который должен работать над созданием программного продукта, требования к уровню его квалификации, оценивается стоимость проведения работ.

В результате реализации этого шага создается общая спецификация, перечисляющая функции, которые должен выполнять новый программный продукт.

Требования

Для каждой функции, планируемой к реализации в программном продукте, детально формулируются требования. Таким образом, осуществляется переход от общей спецификации информационной системы к функциональной спецификации программного обеспечения.

Проектирование

На этом этапе выверяются все детали проекта. Какой вид должны иметь элементы управления? Какой должна быть раскладка кнопок? Сколько окон будет содержать создаваемое приложение? Каково содержание сообщений, которые будет выдавать программа в «нештатных» ситуациях? Что должно быть написано в справочной системе программы, и требуется ли ее наличие в составе разрабатываемого программного продукта? Ответ на эти и многие другие вопросы должен появиться в конце выполнения данного этапа работ.

Кодирование

Создается код программы и его полная спецификация, в деталях описывающая созданный программный продукт. На ее основе потом пишутся руководства пользователя.

Тестирование

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Проверка соответствия получившегося программного продукта поставленным ранее требованиям, выявление несоответствий в практической реализации идей и начальным замыслом, отраженным в разработанных ранее спецификациях, – вот основное содержание данного цикла работ. Тестирование проводится в два этапа: тестирование модулей и тестирование интеграции.

В конце данного этапа у разработчиков должна появиться уверенность в работоспособности созданного продукта и корректности получаемых с помощью программы результатов.

Сопровождение и обслуживание

На этом этапе создается документация, предназначенная для пользователей и специалистов технических служб, которые будут использовать разработанную программу в своей работе. Эта документация включает в себя руководство пользователя, проектные документы, спецификацию продукта и руководство по тестированию.

Данный этап жизненного цикла, продолжающийся до полного морального старения программного продукта и отказа от его эксплуатации, может сопровождаться созданием новых версий программного продукта, продлевающих его жизнь. При этом процесс создания новой версии мало чем отличается от процесса создания новой программы и содержит те же этапы разработки ПО.

Приведенный перечень работ показывает, что непосредственное кодирование, требующее глубокого знания языков программирования и информационных технологий, навыков работы с инструментальным ПО и пр., это лишь один из шагов, который нужно предпринять для создания программы. Специалисты самых разных профессий принимают участие в рассматриваемых работах на этапах анализа, разработки требований, проектирования и тестирования новой программы. Специалист по связям с общественностью должен быть готов выступить заказчиком нового прикладного программного обеспечения, грамотно обосновать цель и целесообразность его разработки, сформулировать требования к разрабатываемому программному продукту, создать (решить) контрольные примеры, которые позволят провести тестирование новой программы. Это требует навыков работы с уже существующим универсальным прикладным программным обеспечением, и в связи с этим мы от общетеоретической части переходим к вопросам достаточно конкретным, необходимым для выполнения практических работ по нашему курсу.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое «телекоммуникации»?

2. В чем отличия обмена информацией на расстоянии по сравнению с обычным информационным обменом?

3. Какие средства связи использовались до изобретения электричества?

4. Кто из российских исследователей внес существенный вклад в развитие электросвязи?

5. Дайте определения телекоммуникационных систем и служб. Какие службы существуют в настоящее время в России?

6. Какие уровни определены в модели взаимосвязи открытых систем, применяемой для стандартизации систем передачи информации?

7. По какому критерию производится классификация вычислительных сетей?

8. Какие топологии вычислительных сетей Вы знаете?

9. Какие технические средства используют при создании вычислительных сетей?

10. Какие задачи позволяют решать компьютерные сети?

11. Как используется компьютер при решении профессиональных задач специалиста по связям с общественностью?

12. Что такое информационная технология?

13. Какие технические средства используют в компьютерных технологиях?

14. Какие существуют виды программного обеспечения ЭВМ?

15. Из каких этапов состоит «жизненный цикл» программного продукта?

 


Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.

Гораций

Глава 2. Использование компьютерных технологий

при подготовке презентаций

 

Презентация – это специальное шоу для демонстрации новых изделий и других нововведений. Ее отличие от выставок состоит в том, что на выставках экспонируются любые изделия, а презентация проводится с целью ознакомления потребителей с новейшей продукцией и любыми другими нововведениями.

При этом нужно быть готовым к тому, что нововведение может вызвать настороженный прием со стороны общественности. Убедить общественность в целесообразности нововведения и его полезности – вот основная задача решаемая специалистом по связям с общественностью. Подчеркнем, что презентация – это шоу и компьютерные технологии позволяют сделать таковым любой, даже не очень интересный аудитории доклад.

Мы говорим о презентациях, но большинство из рассмотренных ниже приемов использования компьютерных технологий можно применять при подготовке к любому совещанию, собранию, конференции и пр.

Типичные вопросы, возникающие при подготовке презентации:

- На какую аудиторию ориентироваться?

- Что эта аудитория хочет услышать?

- Где будет проходить презентация?

- Когда она состоится?

Подобные вопросывозникают и при подготовке других мероприятий, организуемых отделами по связям с общественностью. Не стоит забывать и о том, что работа над презентацией, как и над любым другим PR проектом неизбежно проходит характерные для проекта этапы реализации:

- Определение целей и путей их достижения, проведение маркетинговых исследований, разработка плана мероприятий;

- Реализация проекта;

- Реклама проекта, привлечение внимания общественности;

- Подведение итогов на основе сравнения полученных результатов с запланированными по установленным критериям.

Уделяя основное внимание вопросам реализации проекта, другим этапам придают порой меньшее значение, что в корне неверно. Без правильно поставленных целей и путей их реализации вряд ли можно рассчитывать на эффективность проекта. Отсутствие «разбора полетов» делает весьма вероятным повторение уже допущенных ошибок. На этапе реализации проекта основное внимание необходимо уделять подготовке к мероприятию.


Подготовка к презентации должна включать в себя:

1) Изучение темы.

2) Подготовку выступления.

3) Подготовку иллюстративного материала.

4) Посещение места будущего выступления.

5) Проверку оборудования.

6) Практику в использовании оборудования.

7) Практику речи.

8) Подбор соответствующего типа одежды.

Основное внимание уделим третьему пункту приведенного выше перечня. При этом под иллюстративным материалом будем понимать набор слайдов, демонстрируемых аудитории посредством мультимедийного проектора.

Создание таких слайдов возможно с использованием различных пакетов прикладных программ. Мы остановимся на программе информационной и компьютерной поддержки презентаций Microsoft PowerPoint, разработанной корпорацией Microsoft и входящей в стандартный пакет Microsoft Office. PowerPoint создает файл презентаций, который содержит набор слайдови имеет расширение имени*. pptили *.pps.

Данная программа может использоваться и как редактор слайдов, и как программный продукт, с помощью которого происходит отображение созданного файла презентации.