Вербальные и невербальные коммуникации

Горизонтальные и вертикальные коммуникации

Традиционные представления

По направлению коммуникации можно классифицировать на горизонтальные и вертикальные – в соответствии со структурой управления. Горизонтальные – между лицами одного статуса, вертикальные – между людьми, стоящими на разных ступенях социального статуса.

Что нового вносит «теле»:

При телекоммуникациях социальный статус участников информационного обмена в большинстве случаевимнеизвестен. Конечно же, если голос собеседника хорошо знаком и телефонная сеть не искажает его до неузнаваемости, если известна привычка человека никому и никогда не давать свой сотовый телефон или не позволять пользоваться своим ящиком электронной почты, то этой проблемы не возникает. Но чаще всего в ходе коммуникационного процесса появляется необходимость выяснения статуса собеседника. Либо телекоммуникационный процесс строится из предположения, что «одновременный» обмен информацией будет осуществляться с людьми, имеющими самый разный социальный статус. Разделение коммуникаций на горизонтальные и вертикальные в этом случае неприменимо. Примером такого процесса может служить размещение информации в сети Интернет.

 

Коммуникации, как известно, делят на вербальные и невербальные. Увы, но большинство современных телекоммуникационных систем и сетей ориентировано на поддержку только вербальных коммуникаций. Технический прогресс идет вперед, и сложно предсказать все возможности телекоммуникационных систем, которые будут созданы в ближайшие десятилетия, но пока в телекоммуникациях наиболее развиты способы передачи звуковой и текстовой информации, активно развиваются системы для передачи информации графической (в том числе анимационной и видео-). Все же остальные возможности осуществления коммуникационной деятельности не нашли еще достойной технической поддержки.

 

Этими тремя примерами различий между традиционными представлениями о коммуникациях и тем новым, что вносит техника связи и передачи данных в коммуникационный процесс, пока и ограничимся. Каждый читатель может продолжить этот перечень различий по своему усмотрению. Главное - всегда помнить о том, что такие различия есть, и исходя из этого строить свою практическую деятельность по использованию телекоммуникаций в связях с общественностью.

Продолжая разговор о телекоммуникациях, необходимо хотя бы очень кратко вспомнить о том историческом пути, который прошел процесс развития технических средств для передачи информации на расстояние.