Специальные субъекты торговой деятельности

 

К таким субъектам можно отнести оптовые ярмарки и рынки, товарные биржи. Сущность их деятельности состоит в том, что, не принимая самостоятельного участия в торговле товарами, они обеспечивают заключение сделок, содействуют встрече производителя и потребителя или производителя и посредника.

Товарные биржи активно создавались в России в начале 90-х гг. ХХ в., сейчас же они практически не функционируют. Биржи были образованы как акционерные общества, хотя на Западе биржи считаются некоммерческими организациями, поскольку сами не участвуют в сделках, а лишь способствуют их заключению.

Однако последние тенденции на Западе и в России таковы, что, например, фондовые биржи преобразовываются из некоммерческих партнерств в акционерные общества, причем акции биржи котируются на самой бирже.

Почти все договоры на отечественных товарных биржах были договорами на реальный товар, хотя за рубежом простые биржевые сделки занимают лишь 3-10% от общего числа продаж, т.е. на биржах именно торгуются, а не покупают, ведется торговля стандартными контрактами и опционами.

Характер деятельности оптовых ярмарок и рынков можно представить в виде сравнительного анализа преимуществ и недостатков этих специальных субъектов торговли (табл. 1).

 

Таблица 1

 

┌───┬───────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐

│ │ "Преимущества" │ "Недостатки" │

├───┼───────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤

│ 1 │Заключение большого числа договоров в сжа-│Ограниченность во времени работы │

│ │тые сроки │ │

├───┼───────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤

│ 2 │Выбор товара по выставленным образцам │Отраслевой характер ярмарки │

├───┼───────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤

│ 3 │Налаживание встречных продаж │Региональная ограниченность участников │

├───┼───────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤

│ 4 │Одновременное решение вопросов сбыта и сна-│Необходимость личного присутствия при заключении│

│ │бжения │договоров │

└───┴───────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘

 

Порядок организации деятельности ярмарок, имеющих временный характер, устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Требования к организации, обустройству, содержанию и оборудованию розничных рынков, размещению на них торговых мест и т.п. регламентированы специальным федеральным законом (см. табл. 2). Каждый розничный рынок, не будучи юридическим лицом, принадлежит управляющей компании, которая имеет разрешение на организацию соответствующего рынка*(7).

 

Таблица 2