Россия и страны СНГ

Стратегический курс взаимодействия России со странами СНГ, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., ба­зируется на следующих положениях.

Приоритетность отношений со странами СНГ в политике Рос­сии определяется прежде всего тем, что на территории СНГ сосре­доточены наши главные жизненные интересы в области экономи­ки, обороны, безопасности, защиты прав россиян.

К основным задачам политики России в отношении стран СНГ относятся: укрепление России в качестве ведущей силы формиро­вания новой системы межгосударственных политических и эконо­мических отношений на территории постсоюзного пространства, наращивание интеграционных процессов в СНГ. Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель разноскоростной интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели наших партнеров будет важным фактором, определяющим масштабы эко­номической, политической и военной поддержки их Россией.

В настоящее время можно говорить о трех уровнях интегра­ции в рамках СНГ.

Первый, наиболее высокий уровень получил воплощение в подписанном 2 апреля 1997 г. договоре России и Беларуси. 23 мал 1997 г. был подписан Устав Союза Беларуси и России, положения которого четко определяют основные параметры интеграционного процесса двух государств. Текст договора отвечает требованиям норм международного права.

Главными целями Союза станут дальнейшее правовое закрепление отношений сотрудничества, повышение уровня жизни народов двух государств, социально-экономический прогресс государств на основе использования механизмов функционирования экономики, обеспечение безопасности Союза, согласование внешнеполитической деятельности. Устав вводит институт гражданства Союза, предусматривает постепенное формирование уни­фицированной валютной системы. Союз создаете?» на конституционных основах двух государств. В качестве важнейших обязанно­стей его участников Устав закрепляет обеспечение свободы слова СМИ, гарантии деятельности партий и общественных организаций, неприкосновенность частной собственности, защиту прав ин­весторов в пределах Союза, поддержку свободной экономической конкуренции. В докладе Совета по внешней и оборонной полити­ке сделан вывод, что выгоды Союза фундаментальны, а негатив­ные последствия минимальны.

Второй уровень представлен договором России, Беларуси, Ка­захстана и Киргизии. Его главная цель — согласование прежде всего экономической политики и принятие обязательных для исполне­ния всеми участниками совместных программ ведения экономичес­ких реформ. Уже созданы Таможенный союз России, Беларуси, Ка­захстана и Киргизии, Центральноазиатский Союз и другие органы.

Третий уровень — деятельность в рамках всего СНГ. Истекший период жизни СНГ отмечен решительными дей­ствиями в миротворческом аспекте. Идеи сохранения отношений добрососедства и мира изначально были заявлены как приоритеты и закреплены в первых документах, принятых в рамках СНГ. Се­годня дело миротворчества опирается на прочный правовой фун­дамент. Это Декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях государств, Соглашение о коллективных ми­ротворческих силах и совместных мерах по их материальному и техническому обеспечению, Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве и другие документы.

Понимая исключительную важность коллективной обороны, главы государств Содружества еще 15 мая 1992 г. приняли реше­ние о создании военно-политического союза, подписав Договор о коллективной безопасности.

С осени 1994 г. интеграционные процессы в военной области начали переходить в практическую плоскость. 21 октября 1994 г.главы стран СНГ подписали меморандум Совета глав государств Содружества "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимы* Государств". 10 февраля 1995 г. все­ми государствами СНГ (кроме Азербайджанской Республики) подписана Концепция коллективной безопасности государств -участников Договора о коллективной безопасности. Во всех этих документах необходимость создания системы безопасности зафиксирована как первоочередная задача, причем формирование такой системы будет идти последовательно и поэтапно. Конкретные мероприятия отражены в плане реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлениях углубления военного
сотрудничества.

Вот некоторые из этих мероприятий: завершение создания национальных вооруженных сил;

разработка программ военного и военно-технического сотруд­ничества, разработка правовых актов, регламентирующих функ­ционирование системы коллективной безопасности;

создание совместной (объединенной) системы ПВО и т. д.

В активизации процесса военной интеграции сегодня заинте­ресованы практически все государства Содружества. Естественно, что степень участия в нем у всех разная и определяется самими государствами в зависимости от политических, экономических и других условий. 20 апреля 1999 г. истек срок договора о коллек­тивной безопасности (ДКБ) и протокол о его продлении подписа­ли только 6 стран — Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргыз­стан, Россия, Таджикистан. Три других страны — участницы ДКБ — Азербайджан, Грузия, Узбекистан — решили выйти из договора по причине несоответствия, на их взгляд, договора но­вым политическим реалиям. Таким образом, организованная под эгидой России коллективная оборона стран — участниц ДКБ про­тивостоит другой формирующейся военно-политической группи­ровке ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Мол­дова), делающей ставку на поддержку НАТО.