Становление производящего хозяйства

Налоговое законодательство распространяет сферу своего применения не на граждан а на резидентов данной страны т.е. лиц постоянно пребывающих или проживающих в данной стране

Налоговая юрисдикция и налоговая резиденция

 

(ВВЕДЕНИЕ)

(© Перзашкевич О. В.)

10 тысяч лет назад — зарождение земледелия и животноводства.

9 тысяч лет назад — человек начинает обрабатывать медь.

8-7 тысяч лет назад — появление ремесел.

7 тысяч лет назад — распространение производящего хозяйства по всей Западной Азии, проникновение его в Европу и Африку.

 

1. Зарождение земледелия.Поля диких ячменя и пшеницы были желанной находкой человека каменного века. Со временем люди сами научились высевать и собирать и ячмень и пшеницу. Постепенно собиратели становились земледельцами. Древнейшие известные нам земледельцы появились в Малой Азии около 10 тысяч лет назад.

Самые первые земледельцы сеяли семена с помощью палок-копалок. Такими палками делали лунки и клали туда зерна. Позже землю стали копать лопатами или мотыгами. Мотыга — палка с прикрепленным к ней наконечником из твердого материала. Первые мотыги имели наконечники из кости или рога. Жали урожай серпами с вкладышами из кусочков кремния или вулканического стекла.

Люди заметили, что зерно имело твердую оболочку и хорошо сохранялось. Но эта оболочка не переваривается человеческим желудком. Ее надо обязательно разрушить. Для этого человек использовал каменные зернотерки и ступки.

Около 7 тысяч лет назад земледелие распространилось по всей Западной Азии. Для жителей этих земель оно стало основным хозяйственным занятием. Это занятие давало значительно больше пищи, чем охота и собирательство.

Земледельцам надо было больше переходить с места на место в поисках пищи. Образ жизни стал оседлым. Оседлый образ жизни — это жизнь человека на одном постоянном месте.

Таким образом, земледелие зародилось в Малой Азии около 10 тысяч лет назад и постепенно стало главным хозяйственным занятием людей. Орудиями труда земледельца были палка-копалка, мотыга, лопата, серп, зернотерка и ступка. Появился оседлый образ жизни.

2. Возникновение животноводства.Охота и после оледенения оставалась важным хозяйственным занятием. Особенно там, где земледелие было не известно. Человек заметил, некоторые животные могут очень помочь на охоте. Но не все они поддавались приручению. Первым домашним животным охотника стала собака. Заметили люди, что и другие животные могут жить в неволе. Но тогда их, как и собаку, надо кормить. Постепенно человек приручил свинью, козу, овцу и корову. Но все эти животные оставались полудикими. Человек еще не мог поставить их в стойло и прокормить. Животные паслись сами и только время от времени приходили к человеку за пропитанием. Только там, где было развито земледелие, люди могли полностью одомашнить животных. Их можно было прокормить и в стойле.

Животноводство давало людям очень ценную пищу. Молоко и мясо теперь не надо было добывать на охоте. Шкуры можно было использовать для одежды.

Ученые считают, что животноводство возникло одновременно с земледелием. Земледелие и животноводство давали человеку пищу и одежду. Эти пища и одежда были уже не добычей или находкой. Это были результаты труда самого человека. Поэтому земледелие и животноводство называются производящим хозяйством.

Таким образом, животноводство зародилось одновременно с земледелием. Постепенно оно также стало главным хозяйственным занятием людей. Земледелие и животноводство вместе называются производящим хозяйством.

3. Появление ремесла. Производящее хозяйство давало не только пищу. Со временем, древние земледельцы сделали и еще одно открытие. Если животных стричь, а стебли некоторых растений собирать, то можно обеспечить себя хорошей пряжей. Из стеблей и шерсти можно прясть прочные нити. Так появилось ткачество. Ткачество — плетение из нитей частого сетчатого полотнища. У человека появилась удобная и теплая одежда, ради которой не надо было убивать животных. Ее ткали из шерстяной, льняной или конопляной нити. Шерсть, лён и конопля стали первыми материалами, из которых человек научился прясть нити. Однако льняную и конопляную нить не обязательно было ткать. Люди сплетали их и получали прочные веревки.

Заметили люди и особые свойства глины. Она может затвердевать на огне, не пропускать воду и долго хранить тепло. Из глины стали лепить горшки и обжигать их. В такой горшок можно было налить воду или молоко, насыпать зерна и даже приготовить пищу, которая долго не остывала. Так появилось гончарство. Гончарствоизготовление посуды из глины.

Было и еще одно полезное свойство глины. Из нее делали кирпичи. Из кирпичей можно было строить дома и очаги. Там, где не было камня и дерева, глиняный кирпич стал главным строительным материалом.

Таким образом, ремесло – это изготовление различных изделий вручную. Первыми ремеслами стали ткачество и гончарство. Человек научился обеспечивать себя одеждой, посудой и строительными материалами.

4. Становление металлургии. Человек сталкивался с металлами с очень глубокой древности. Но долгое время он не знал об этом, потому что считал метеориты, руду и самородки камнями. Первым металлом, который человек стал различать, было метеоритное железо. Украшения и амулеты из него делали еще около 12 тысяч лет назад. Конечно, метеориты человек не обрабатывал и не плавил. Но от других камней метеориты отличались тем, что падали с неба и долго были горячими. Поэтому в древности люди часто называли метеориты “небесными камнями” и считали небо очень твердым и очень горячим.

Первым металлом, который человек стал обрабатывать и плавить, стала медь. Медь встречается в природе и в самородках и в составе руды. Расплавить ее можно в обычном костре. Люди заметили это и постепенно стали использовать для изготовления орудий топоров, наконечников мотыг, копий и стрел. Медный топор был легче каменного и его можно было быстро заточить и переплавить заново. Медный наконечник мотыги был прочнее и долговечнее костяного и рогового. Копье или стрела с медным наконечником были легче каменных и удобнее в использовании.

Кроме меди, в обычном костре можно было выплавить олово и свинец. Но руды этих металлов встречаются в природе значительно реже меди. Поэтому человек в древности знал о них, но использовал гораздо реже меди. К тому же олово более хрупкое, чем медь, а свинец очень тяжелый.

Из драгоценных металлов ранее других человек узнал о золоте и серебре, которые встречались в самородках.

Таким образом, открытие металлов и возникновение металлургии стало важнейшим событием в истории человечества. Оно означало конец каменного века и наступление века металлов.

5. Образование племен. Жизнь человека стала более долгой. Новая растительная и животная пища была и более здоровой. Гораздо больше детей стало доживать до взрослого возраста. Зависимость человека от капризов природы постепенно стала уменьшаться. Увеличивалась и продолжительность жизни человека. Некоторые люди стали доживать до глубокой старости. Сложность определения родственных связей между старшими и младшими родичами возросла. И род постепенно стал делиться на несколько новых родов. Главой нового рода становился старейший родич. Его называют “старейшина”. Старейшинами могли быть и мужчины, и женщины. Это зависело от принятых в роде обычаев.

Разделившиеся родичи знали о своем дальнем родстве, но уже не умели определять точную степень этого родства. Так появилось племя. Племя — объединение родов, имеющих общее происхождение. Представители разных родов в составе племени называются “соплеменниками”. Соплеменники часто вели общее хозяйство. Они жили со соседству, обрабатывали общие земли, пасли общий скот. Такая община называется соседской.

Если же надо было решать вопросы отношений между родами одного племени, то собирался совет старейшин. Совет старейшин — это собрание всех старейшин племени. Самые же важные вопросы решало народное собрание. Народное собрание — это общее собрание всех взрослых соплеменников. Во время войны или стихийного бедствия во главе становились вожди. Их избирали на народном собрании.

Старейшины и вожди пользовались особым почетом и уважением. Им отдавали самую лучшую одежду, лучших животных, лучшие земли. Они распоряжались запасами пищи. Они имели должны были судить соплеменников и управлять племенем. Все эти особенные права обычно называют словом “власть”. Вожди и старейшины составляли знать. Часто знать пользовалась своей властью в своих личных или семейных интересах. Со временем знать стала передавать свое имущество, а затем и должности, по наследству. Так возникло неравенство.

Со временем, некоторые племена стали столь многочисленны, что разделились. Но они по-прежнему знали о своем родстве. Так появились племенные союзы. Люди, которые входили в племенной союз, назывались “свои”. Те, кто не входил в союз, назывались “чужие”. Когда несколько племенных союзов сталкивались, начиналась война. Во время такой войны каждый человек должен был защищать “своих” и бороться против “чужих”.

Таким образом, производящее хозяйство привело к росту населения на земле. Образовались племена, а затем и племенные союзы. Появились соседские общины. Возникло неравенство. Родовые отношения подходили к концу.

 

Раздел I. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

 

В северо-восточной части Африки, по обоим берегам реки Нил с древних времен существовало государство Египет. Люди пришли сюда в V тыс. до н. э., когда научились изготавливать медные орудия труда. Но ни тогда, ни тысячелетия спустя, им не удалось освоить земли песчано-каменистых пустынь, находящиеся от Нила далее, чем в 20 км, а кое-где и всего в 2 км. Пригодной для жизни людей являлась только сама долина великой реки.

Именно с Нилом связаны и все представления египтян об окружающем мире, и само их физическое существование. То, что Нил всегда разливался в одно и то же время раз в год, каждый раз приносил с собой плодородие и тек, не меняя русла, строго с Юга на Север, вселяло в египтян веру в вечность и незыблемость природного окружения и существующих общественных отношений.

1. Хозяйственная жизнь. Хозяйственный год, который, как и наш современный, состоял из 365 дней, делившихся на 12 месяцев, начинался в июле с разлива Нила и делился на три сезона: разлив, сев и уборка урожая, мертвый сезон.

Основным хозяйственным занятием древних египтян было орошаемое земледелие на заливаемых во время разлива Нила землях. От нильских наносов земля становилась черной и давала богатые урожаи, являвшиеся основой экономического и военного могущества страны. Но, несмотря на наносы, земледелие требовало от египтян значительных усилий. Для поддержания ирригационной системы в должном порядке и равномерного распределения воды, которая поднималась во время разлива реки до 14 м., заливаемое поле разделяли дамбами на правильные квадраты. В дамбах имелись стоки для воды. Иногда для искусственного поддержания уровня воды сооружали плотины и отводные каналы. В результате Древний Египет был очень похож на страну, искусственно созданную по правилам геометрии.

Но даже такая система инженерных сооружений не могла гарантировать древним египтянам благополучного года и освободить от зависимости от природы. Если вода во время разлива не поднималась выше 7 м., в стране наступал голод. Если уровень воды был максимальным, то многие сооружения приходилось отстраивать заново.

Немалых усилий требовали и другие необходимые работы: осушение болот Дельты Нила и строительство других объектов государственного значения (царские пирамиды и гробницы, сухопутные дороги, храмы, Лабиринт).

Земледельческие, инженерные и многие другие работы производились свободными крестьянами. Зависимые крестьяне были только в хозяйствах храмов и некоторых крупных вельмож. Рабов в Древнем Египте было сравнительно мало, по происхождению они были иноземцами-военнопленными из Передней Азии и Африки. Их использовали на строительстве и в вельможных хозяйствах.

Существовали в Древнем Египте также и ремесленные мастерские, имевшие зачастую узкую специализацию и принадлежавшие государству, вельможам или храму. В них трудились ювелиры, плотники, гончары, камнерезы, литейщики, портные, медники и сапожники.

Древний Египет вел обширную торговлю со странами Междуречья, Восточного Средиземноморья и Африки.

С середины II тыс. до н. э. значительные доходы стали давать успешные захватнические войны.

2. Государственное устройство. До III тыс. до н. э. в Египте существовало несколько небольших самостоятельных государств, во главе которых стояли цари. Около 3000 г. до н. э. один из них по имени Мина подчинил себе всех других и объединил в единое государство. Его столицей стал специально построенный для этого город Мемфис. Главным богом Мемфиса был Птах, храм которого египтяне называли Хет Ка Птах. От этого названия и произошло греческое название страны - Египет. Мемфисский дворец царя египтяне называли пер-о, от чего произошло название древнеегипетского царя - фараон.

Со времен Мины государство поставило под свой контроль все материальные и трудовые ресурсы страны. Оно организовывало и контролировало сооружение единой ирригационной системы, по частям возводившейся в отдельных местностях страны тысячами работников. Этими работниками управляли государственные чиновники, которые планировали отдельные участки системы, информировали центральную власть о положении дел. Под таким же строгим контролем находились и все остальные государственные работы.

Главой государства был фараон. Официально он был и царем и богом одновременно. Отцом каждого фараона считался бог Амон-Ра, а матерью - земная женщина. После смерти фараона хоронили как человека, но как бог он воссоединялся с остальными небожителями. Фараон обладал неограниченной властью.

Власть фараона осуществляла вертикаль чиновников различных рангов, которые, в большинстве случаев, занимали эти должности по наследству. Но некоторые из них происходили из низов, попав на должность благодаря своим способностям. Кроме уже названных обязанностей, чиновники должны были ездить за границу за сырьем, организовывать экспедиции в отдаленные районы страны за камнем, золотом и медью, выполнять дипломатические обязанности за рубежом. Этой многочисленной армией чиновников руководил не сам фараон - он считался слишком великим, чтобы общаться со смертными -, а его "визирь", как правило, царский родственник.

Особое привилегированное место в древнеегипетском государстве занимали писцы. Они вели государственную документацию, а иногда имели и чиновничьи обязанности.

Важное место в жизни общества занимали жрецы и знатные египтяне - вельможи, которые, как правило, привлекались к важным государственным делам.

Формально верховным собственником всех земель был фараон. Однако он сам пользовался только их частью. Значительные земли находились в распоряжении храмов, вельмож, чиновников и военачальников.

Со свободных крестьян за пользование землей взимались значительные натуральные поборы. Кроме того, они обязаны были работать на государственных объектах в мертвый сезон.

3. Военно-политические успехи и неудачи. После объединения страны фараоном Миной следующими значительными военно-политическими успехами египтян были подчинение своему влиянию, а затем и включение в состав страны богатого металлами Синайского полуострова, и продвижение к нильским порогам на Юге. После этого Египет до конца III тыс. до н. э. остается самой могущественной державой региона. В это время возводятся великие пирамиды, сооружается самое грандиозное строение Древнего мира - Лабиринт. Он был разрушен еще в древности, но, по словам Геродота, превышал размерами пирамиды и все когда-либо построенные сооружения древних греков вместе взятые.

С развитием бронзовой металлургии Египет временно теряет первые позиции в военном деле, и его северная часть оказывается завоеванной кочевниками из Азии гиксосами. Кроме бронзового вооружения гиксосы имели еще одно значительное военное преимущество - колесницы, запряженные лошадьми, которых египтяне никогда раньше не видели. Только к 1600 г. до н. э. оставшийся незанятым Южный Египет, столицей которого был город Фивы, сумел собрать армию, оказавшуюся способной изгнать гиксосов из страны с помощью африканских племен. С этого момента начинается новое восхождение Древнего Египта к региональному, а затем и мировому господству.

Египет стал покупать олово и лошадей, которых не было в стране, ремесленники научились выплавлять бронзу и делать колесницы. Около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III начал успешные военные походы в Переднюю Азию. Им были завоеваны страны Восточного Средиземноморья, но наибольшим успехом явилось подчинения сильного царства Митанни в Северном Междуречье на берегу Евфрата. Интересно, что особое удивление и даже недоумение у египтян вызывали не богатые захваченные города и обилие лесов, а то, что реки, например Евфрат и Иордан, текут в противоположном от Нила направлении. Для египтян это было настолько неестественно, что они считали, что эти реки "неправильные" и все вокруг должно быть вверх ногами.

В покоренных странах назначались наместники, которые с местного населения собирали дань золотом, древесиной, тканями, лошадьми и рабами.

При двух последующих фараонах Египет не воевал, а вел грандиозное строительство и проводил реформы внутри страны. В это время Египет теряет контроль над Восточным Средиземноморьем, который переходит к могущественному Хеттскому царству, у которого уже в это время стало появляться железное оружие.

Борьбу с хеттами наиболее решительно вел фараон Рамзес II, который правил около 65 лет. На рубеже XIV – XIII вв. до н. э. войска Рамзеса II в Северной Сирии у города Кадеш встретились с главными силами хеттов. Считается, что битва закончилась вничью. После Кадеша стороны заключили первый известный в истории договор о "мире и дружбе на вечные времена". С него начинается история мировой дипломатии.

После наступления Железного Века Египет быстро теряет свое влияние и перестает быть самостоятельным государством, попав в VII в. до н. э. в зависимость от Ассирии, а затем, в 525 г. до н. э., -- от Персии. В 332 г. до н. э. Египет был окончательно завоеван Александром Македонским.

4. Особенности религиозной жизни. Древние египтяне поклонялись многим богам. Почитали бога-покровителя ремесел, бога Солнца, бога плодородия, богиню-мать, бога пустынь и бурь, богиню Неба. Каждый древнеегипетский город имел свое божество-покровителя, которому в этом городе строили храм. Единого для всех египтян пантеона не было никогда.

Боги представлялись египтянам или в виде обычных людей, или в виде людей с головами животных, или в виде животных, или даже как не имеющие никакого образа. Но как бы не изображали богов, их всегда считали всемогущими, способными управлять и природой и человеком. О том, как выглядел тот или иной бог, известно из сохранившихся изображений, о его внутренней сущности - из дошедших до нас текстов.

Местное понимание богов и отношение к ним неизменно удивляли иноземных путешественников: древние египтяне поклонялись диким и домашним животным, различным птицам, рыбам и насекомым. Причем некоторые из них почитались только в отдельных местностях, а некоторые - почти повсеместно. Так, нельзя было обижать кошку - за это следовала смертная казнь, следовало почитать крокодила, на которого была запрещена охота. Многие держали ручных крокодилов и ухаживали за ними. Если крокодил умирал, его хоронили с большими почестями. Среди насекомых наибольшим уважением пользовался жук-скарабей.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Они считали, что после смерти человек попадает в Царство Мертвых, и совершив по нему определенное путешествие, оказывается в большом зале, где осуществляется суд бога плодородия Осириса. На этом суде Осирис и его помощники определяют, праведно или неправедно прожил человек земную жизнь, и, исходя из результатов, определяют, что будет с ним дальше. Эта идея загробного воздаяния является самой древней в мире.

Раз человек после смерти продолжал жить, то считалось, что его тело следует сохранять, а потому делали из него мумию. Мумия изготавливалась особым способом, секрет которого полностью не раскрыт, но известно, что все человеческие внутренности сохранялись отдельно от высушенного особым способом тела. Египтяне верили, что изготовлением мумий руководил бог с головой шакала, который считался покровителем врачей. Следует отметить, что древнеегипетские врачи считались самыми лучшими в Древнем мире.

Еще одной особенностью древнеегипетской религии было почитание фараона как бога. При жизни никому из смертных нельзя было к нему приближаться и смотреть на него, тем более говорить с ним. Верили, что нарушивший эти запреты умрет на месте. Статуи фараонов всегда делались гигантских размеров, их жилища представляли собой огромные дворцы, сооружались также особые усыпальницы, где фараон должен был пребывать после смерти. Именно такими усыпальницами и являются знаменитые египетские пирамиды и гробницы, размеры которых превышали любое современное им сооружение за пределами Египта. Для охраны спокойствия усопших фараонов возле пирамид, а позднее и других царских объектов, сооружались гигантские статуи львов с человеческими лицами, которых древние греки называли "сфинксы".

Исполнением религиозных ритуалов и обрядов ведали в Древнем Египте жрецы. Их, как и писцов, готовили в специальных учебных заведениях и относились к ним с особым почтением. Кроме чисто религиозных вопросов египетские жрецы имели обширные по тем временам знания по астрономии, математике, химии. Кроме писцов только они умели читать и писать.

Древние египтяне создали великую цивилизацию, которая оставила значительный след в культурных достижениях не только всех сталкивавшихся с ними народов, но и многих из тех, кто вышел на арену истории уже после исчезновения Древнего Египта.

 

Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕчЬЯ

 

Страну, расположенную в древности по среднему и нижнему течениям рек Евфрат и Тигр, что на востоке Передней Азии, называли Междуречьем, по-гречески - Месопотамией. Еще одним принятым ее названием является Двуречье. Ныне здесь находится государство Ирак и протекает река Шатт-эль-Араб, образовавшаяся в результате слияния Тигра с Евфратом. Междуречье - плоская равнина, его центральная и южная части в древнейшее время были заболочены и непригодны для жизни людей. Только в VII тыс. до н. э. здесь появляются первые поселения оседлых земледельцев, которым было известно животноводство и земледелие, в V тыс. до н. э. -- первые следы ремесленной деятельности и металлургии. В отличие от Египта, Междуречье было открыто со всех сторон, что благоприятствовало частым этническим переменам в стране. Принято считать, что к IV тыс. до н. э. в Двуречье приходит новое население - шумеры, этническое происхождение которых неизвестно.

1. Шумер и Аккад. Основой хозяйства шумеров, которые освоили болотистую, но очень плодородную долину южного Двуречья, стало ирригационное земледелие. Была создана упорядоченная обводнительная система, которая позволила противостоять как заболачиванию местности, так и мощным разливам, нередко приводившим к сильным и разрушительным наводнениям, ставшим историческим основанием известного библейского мифа о всемирном потопе.

В хозяйстве жителей древнего Двуречья широко использовались запасы высококачественных глин и камыш. Важную роль играла также металлургия. В IV тыс. до н. э. шумеры освоили медь, а в III тыс. до н. э. - бронзу. Использование металлов, однако, ограничивалось изготовлением оружия (кинжалов, мечей, копий, шлемов).

В конце IV тыс. до н. э. возникают первые города-государства. Города были большими поселениями, первоначально насчитывавшими по нескольку тысяч жителей, а с течением времени и по нескольку десятков тысяч человек; они возникали как резиденции властей. Здесь собирались народные собрания, совершались жертвоприношения богам, заседали советы знати.

Главным сооружением города являлся храм, сооруженный в честь одного из шумерских богов. Храм был центром не только культа, но и хозяйственной и политической жизни. В ведении храмового хозяйства находились пахотные земли, склады для хранения сельско-хозяйственных продуктов, ремесленные мастерские и помещения для чиновников-писцов. При храме были также рабы, которые не имели особого хозяйственного значения.

Важную роль в жизни города играл правитель, которого в Шумере называли "большой человек". Для него сооружался дворец, ему воздавались особые почести и отводилась особая роль в некоторых ритуалах. Правитель являлся также верховным военачальником.

Города вели между собой непрерывные войны за расширение своей территории. Каждая успешная война приносила жителям города улучшение жизни, а правителям - укрепление власти и военного могущества.

Наиболее влиятельными городами Шумера были Урук, известный в Библии под именем Эрех, Ур, Лагаш, Ниппур и Киш. Среди правителей самым известным является правитель Урука, главный герой древнейшего "Эпоса о Гильгамеше".

Шумеры создали высокоразвитую городскую цивилизацию. Шумерский период в истории древнего Двуречья охватывает около полутора тысяч лет и заканчивается в конце III тыс. до н. э.

С древнейших времен соседями шумеров были семиты-аккадцы. Около середины III тыс. до н. э. они расселяются в центральной и северной части южного Двуречья. После того, как в XXIV в. до н. э. в городе Аккаде, что в центре Междуречья, воцарился Саргон I, политическая обстановка в регионе резко меняется. Саргон I порвал связь с общинными и прочими древними традициями, реформировал армию, основу которой вместо прежней тяжелой пехоты составили мобильные отряды лучников. Саргон I быстро завоевал Шумер, превратил города-государства в подчиненные ему административные единицы. Его армия успешно воевала в Восточном Средиземноморье и Малой Азии, откуда аккадские купцы доставляли металлы. Могущество Аккада сохранялось в правление сыновей и внуков Саргона. Но затем серьезное поражение потомкам Саргона I нанесли цари Элама, а в XXIII в. до н. э. страна была завоевана пришедшими с северо-востока кочевыми племенами гутиев.

После того, как в XXI в. до н. э. гутии были изгнаны из южного Двуречья, господство шумеров здесь было восстановлено. На первое место среди городов вышел Ур, где у власти утвердилась новая династия. При ней сложилось сильно бюрократизированное деспотическое государство с жестким контролем центральной власти. Статус земледельца и ремесленника был низведен до рабского состояния. Они были объединены в отряды по специальностям и существовали за счет скромных продовольственных выдач из государственных складов. Их труд контролировали надсмотрщики. На таком положении находилось до 1 млн. работников. Всему произведенному велся строгий учет, например письменно учитывалась пара голубей, выданных на кухню. Была создана система годовой отчетности по местностям, городам, общинам. Очень строгой была полицейская служба. Но в XX в. до н. э. нашествие западно-семитских кочевников амореев положило конец господству Ура. В городах Двуречья к власти пришли аморейские правители.

2. Старовавилонское царство. С момента основания в XIX в. до н. э. Вавилон, несмотря на выгоднейшее географическое положение в самом центре Междуречья, долгое время оставался незначительной политической единицей. В это время наступило ослабление и традиционных политических центров. Но к XVIII в. до н. э., в регионе начался экономический подъем, стали процветать крупные государственные, храмовые и вельможные хозяйства.

В такой обстановке на политическую арену выходит вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Этот царь, успешно завоевав Двуречье сначала дипломатическими, а потом и военными действиями, намного превзошел прежних властителей Древнего Востока. Кроме политических и военных успехов, он является одним из основоположников мирового гражданского законодательства "Законов Хаммурапи".

Однако, из-за неразвитости товарного хозяйства, об экономической целостности государства при Хаммурапи говорить нельзя. Центральная власть, несмотря на строгие бюрократические меры, не могла обеспечить внешнюю и внутреннюю стабильность. Хотя царство Хаммурапи при его потомках существовало около 200 лет, его могущество было подорвано сначала поражениями от хеттов, а затем очередным нашествием кочевников-касситов с севера. Касситы около середины ХV в. до н. э. захватили Вавилонию, их вожди утвердили свои права на землю. Пришли в упадок ирригационные сооружения, Вавилония стала зависеть от Египта и других сильных держав.

Касситская династия правила в Вавилоне более 400 лет. В середине XI в. до н. э. с запада в страну стали вторгаться семитские кочевые племена арамеев. К VIII в. до н. э. они прочно утвердились на западе и севере Вавилонии, а на юге -- родственные им халдеи. Государство ослабло. Этим воспользовалась Ассирия.

3. Ассирийская держава. В конце II тыс. до н. э. ремесленники Междуречья изобрели печи, в которых воздух нагнетался мехами и достигались высокие температуры, что создало возможность выплавки железа. С началом Железного Века в VIII – VII вв. до н. э. усилилась Ассирия, расположенная в северном Двуречье. Основным населением этого государства были семитские племена ассирийцев. Религиозной столицей Ассирии был город Ашшур, а политической -- Ниневия.

Ассирийцы создали очень сильную армию, вооруженную железным оружием, с тремя родами войск: пехотой, конницей и колесницами. Благодаря этому Ассирия в VIII – VII вв. до н. э. завоевала южное Двуречье, Восточное Средиземноморье, побеждала Египет. Наибольшего могущества Ассирия достигла в VIII в. до н. э. при царе Саргоне II и сохраняла его еще во второй половине VII в. до н. э. при правлении Ашшурбанапала .

Ассирийцы были самыми жестокими и беспощадными завоевателями в Передней Азии. Они придумали сверхжестокие наказания для покоренных народов, что подробно расписано на рельефах на стенах ассирийских царских дворцов. Кроме непосредственных физических расправ с покоренными народами ассирийцы широко применяли депортацию - целые народы принудительно переселялись со своей родины в другие завоеванные ассирийцами страны.

В конце VII вв. до н. э. соседние страны объединились против Ассирии. Главную роль в сокрушении Ассирии сыграло возвысившееся созданное халдеями Нововавилонское царство. В 612 г. до н. э. была взята и сожжена Ниневия. Через несколько лет были разбиты остатки ассирийской армии.

4. Нововавилонское царство.Халдеи, семитский народ, населявший побережье Персидского залива, никогда не были полностью покорены ассирийцами. Около 630 г. до н. э. царем халдеев стал Набопалассар. Около 626 г. до н. э. он стал царем Вавилонии. Набопалассар начал восстанавливать ветшающую сеть каналов в городах, особенно в самом Вавилоне. Около 605 г. до н. э. на смену Набопалассару пришел его сын Навуходоносор. Именно он вытеснил египтян из Восточного Средиземноморья, разгромил Финикию и уничтожил Иудейское царство, а жителей его столицы - Иерусалима - угнал в плен в Вавилон. В результате Нововавилонское царство на полвека стало самым могущественным государством в Передней Азии.

Эта держава имело хорошо отлаженную административную систему. Хотя Навуходоносор должен был собирать чрезвычайно высокие налоги и дань, чтобы поддержать армию и вести грандиозное строительство, Вавилония была самой богатой страной в Передней Азии, а Вавилон -- самым большим городом Древнего мира. Существовавшие системы каналов были сохранены, а также построено много новых каналов, что привело к повышению плодородия земель. Процветала внутренняя и внешняя торговля.

Около 556 г. до н. э., вследствие неудачного правления потомков Навуходонсора, к власти в Нововавилонском царстве пришел арамейский царь Набонид. При нем могущество Вавилонии стало ослабевать, как вследствие усиления восточных соседей -- Мидии и Персии, так и противодействия вавилонских жрецов, которые были недовольны введением арамейских культов в качестве государственных в самом Вавилоне. Поэтому, несмотря на все усилия Набонида, Нововавлонскому царству пришел конец. В 538 до н. э. в Вавилон почти без боя вошли войска Персидского царя Кира, которого в городе поддерживали жрецы и купцы. Самого Набонида в это время в городе не было, а его сын Валтасар, как сообщает Библия, в это время пировал в царском дворце и не предпринял никаких оборонительных действий.

 

 

РАЗДЕЛ III. Малая Азия в древности.

 

Полуостров Малая Азия находится на месте соприкосновения трех частей Старого Света – Азии, Африки и Европы. Этот регион, особенно его центральная и восточная части, именуемые Анатолией, играл исключительную роль в истории Древнего Мира. Вряд ли существует какая-либо другая географическая область на Земле, которая видела на своей территории столько племен и народов, как Малая Азия.

Еще в начале Х тыс. до н. э. здесь ощущались последствия ледникового периода. Потом наступило потепление, страна покрылась лесами и лугами, обильными дикорастущими ячменем и пшеницей. Такое изобилие способствовало росту поголовья животных, в том числе крупного и мелкого рогатого скота. Таким образом, сама природа благоприятствовала переходу от собирательства злаковых и охоты к земледелию и скотоводству.

Первые земледельцы появились в Малой Азии не позднее VIII тыс. до н. э. В VII тыс. до н. э. здесь уже были крупные оседлые поселения, самым большим из которых являлся Чатал-Гююк.

Особенно славился регион минеральными ресурсами. Здесь было много золота, серебра, железа, меди, свинца. Издавна большим спросом, даже в отдаленных странах, пользовался малоазийский обсидиан, или вулканическое стекло. При его обработке получались острые режущие края, что давало возможность делать изделия с высокими рабочими качествами.

С V тыс. до н. э., с возникновением ремесла, природные богатства Анатолии стали привлекать внимание жителей Двуречья, Восточного Средиземноморья и иных стран.

1. Малая Азия в IV - III тыс. до н. э. Ранее других сюда пришли древнекавказские племена хаттов. Они развили в Малой Азии металлургию, в том числе, впервые в мире, обработку метеоритного железа. С конца IV тыс. до н. э. в регионе из степей севернее Черного моря и Балканских гор начали расселяться индоевропейские племена, самым известным из которых были хетты. Как и все индоевропейцы, хетты были коневодами. Лошадь давала им военное преимущество над неиндоевропейскими народами. Вследствие этого хетты достаточно быстро заняли в Малой Азии господствующее положение. Уже в III тыс. до н. э. они основали более десяти городов-государств, о которых сообщали аккадские, а несколько позднее и ассирийские купцы.

Во главе каждого города-государства стоял царь. Он был верховным военачальником, играл значительную роль в управлении экономикой, культово-религиозной и правовой сферах. В этот период их власть была ограничена народным собранием и советом знати. Известно, что у древних хеттов был свой свод законов, основывавшихся на обычном праве и принципах, заимствованных у хаттов.

2. Хеттское царство. Сочетание коневодства с изготовлением металлического оружия открыло перед хеттами еще большие возможности. В середине ХVII в. до н. э. царь Лабарна создал обширное государство от берегов Черного до Средиземного морей со столицей в городе Хаттусас. Один из его приемников Мурсилис совершил выдающийся военный поход. Пройдя с боями большую часть Передней Азии, около 1595 г. до н. э. он взял штурмом и сжег Вавилон и с богатой добычей вернулся в Хаттусас.

Военно-политические успехи хеттов имели значительные последствия. Во-первых, росло число рабов, набранных как из военнопленных, так и из захваченного мирного населения. Вследствие этого у хеттов был самый высокий удельный вес рабского труда в Передней Азии. Во-вторых, существенно усилилась царская власть. Цари больше не прислушивались ни к совету знати, ни к народному собранию.

В самом начале ХIV в. до н. э. хетты присоединили Армянское нагорье и Северную Сирию, вторглись в Восточное Средиземноморье. Здесь началось их противостояние с египтянами, длившееся около 100 лет и завершившееся битвой при сирийском городе Кадеше. Это сражение, с которого начинаются все известные современные истории военного искусства, по всей видимости, закончилось вничью. По его итогам около 1296 г. до н. э. был подписан мирный договор, ставший первым в истории мировой дипломатии. По его условиям хетты заключали с египтянами “мир и дружбу на вечные времена”. Вслед за этим последовали дружественный визит хеттского царя в Египет и брак его сестры с фараоном.

После заключения мира с египтянами, самым опасным противником хеттов стали ахейцы. Это были индоевропейцы-греки, а их страна, известная из поэм Гомера как Троя и Илион, называлось по-хеттски “Аххиява”.

Конец хеттской державы наступил внезапно. В конце ХII в. до н. э. с Балкан и островов Средиземного и Эгейского морей в Переднюю и Малую Азии хлынули полчища так называемых “народов моря”. После разрушения ими хеттской столицы Хаттусы, последний царь бежал на о. Кипр. Мощное хеттское государство перестало существовать.

В итоге нашествия “народов моря” этнический состав населения региона значительно изменился. Остатки хеттского населения отступили на юго-восток, в Северную Сирию и Закавказье. На рубеже II – I тыс. до н. э., с началом Железного Века, новым господствующим народом Малой Азии стали пришедшие с Балкан индоевропейские племена фригийцев.

3. Фригийское и Лидийское царства. К Х в. до н. э. в северо-западной части Малой Азии из вновь основанных городов образовалось Фригийское царство. Его столицей стал самый крупный из городов – Гордион, основанный по преданию, царем Гордием. Фригия того времени была известна как страна наук и искусств. Во времена наибольшего могущества территория Фригийского царства объединяла всю западную часть Малой Азии. В VIII в. до н. э. при царе Мидасе Фригия была завоевана Саргоном II Ассирийским. Часть населения была угнана в плен, а на остальных была наложена тяжелая дань. Около 680 г. до н. э. Гордион был разрушен в результате нашествия индоевропейских кочевых племен киммерийцев и скифов, и Фригийское царство прекратило самостоятельное существование.

После падения Фригийского царства на первое место постепенно выдвигается Лидия, территория которой занимала центральную часть запада Малой Азии. Здесь были плодородные почвы и множество небольших рек. Недра страны были богаты металлами – золотом, серебром, железом, медью, цинком. Особенно были развиты коневодство, металлургия, ткачество, изготовление одежд, производство качественных минеральных красок. Местоположение Лидии было исключительно удобным для международной торговли.

Лидия известна как монархия, где власть царей опиралась, в основном, на армию, основу которой составляли конница и колесницы. Господствующее положение в обществе занимали крупные рабовладельцы, богатые земельные собственники, жречество, а также состоятельное купечество. Основную массу населения составляли свободные мелкие землевладельцы, пастухи, ремесленники. Социальные низы были представлены храмовыми и частновладельческими рабами.

Во время вторжения в регион киммерийцев и скифов, Лидия вступила в союзные отношения с Египтом, Ассирией и Вавилоном. Расцвет Лидийского царства приходится на VII – начало VI в. до н. э., когда в ее состав вошла почти вся западная часть Малой Азии. В VII в. до н. э. лидийцы первыми в мире стали чеканить монету из сплава золота и серебра.

Конец Лидийскому царству в середине VI в. до н. э. положили завоевавшие ее индоевропейские племена персов.

Фригия и Лидия заимствовали многое из древней культуры малой Азии и способствовали его передаче античным цивилизациям.

 

РАЗДЕЛ IV. Страны Восточного Средиземноморья в древности.

 

На восточном берегу Средиземного моря на перекрестке дорог из Египта в Переднюю и Малую Азию, где находились великие державы Древнего Востока, расположились страны Восточного Средиземноморья Сирия, Финикия и Палестина. Здесь не было великих рек, земледелием и животноводством занимались в оазисах и там, где выпадало достаточно осадков. Но тут было множество природных богатств, без которых не могли обойтись великие державы. Именно поэтому Восточное Средиземноморье и притягивало иноземных купцов и завоевателей: первые стремились к богатству, вторые -- к могуществу.

Древняя Сирия.

По сравнению с современной Сирией, древняя страна занимала меньшую территорию между Средиземным морем и р. Евфрат, горами Тавра и севером Палестины. История Древней Сирии простирается от появления первых оседлых поселений до завоевавшего ее Александра Македонского. С древних времен эта страна оказалась на главных торговых путях и военно-стратегических направлениях, по которым шли караваны и армии завоевателей. Такое положение способствовало активным экономическим и культурным взаимодействиям между Сирией и другими странами Древнего Востока, а постоянные контакты местного населения с пришельцами способствовали распространению культуры Древнего Востока среди народов Средиземноморья.

Об истории Древней Сирии известно еще из Библии, а также месопотамских, египетских и малоазийских письменных источников. О существовании сирийских письменных памятников стало известно только в 30-х гг. нашего века.

Представления о Сирии III тыс. до н. э. существенно расширились после открытия в 1974 г. Эблы, которая была самым значительным сирийским городом-государством с XXV по XVII вв. до н. э. Территория города делилась на две части: центральную с дворцом правителя и периферийную. Вокруг города жили кочевники-амореи.

Правитель города имел двух советников и несколько начальников. Перед его дворцом была небольшая площадь с постаментом для трона. Здесь, очевидно, принимались зарубежные посольства.

Эбла была крупным центром международной торговли: здесь был большой базар, а во дворце найдено много необработанного лазурита из Афганистана, алебастровые вазы фараонов Древнего Египта. Основная масса товаров прибывала сюда с помощью близких и отдаленных посредников.

Город неоднократно подвергался нападениям. Известно, что здесь были войска аккадских царей Саргона и Нарам-Суэна, после нашествия которых город на время прекратил свое существование, но возродился к началу II тыс. до н. э. Окончательно город был разрушен в XV в. до н. э. войсками хеттского царя Хаттусириса I.

Кроме Эблы в Древней Сирии II тыс. до н. э. было еще несколько городов-государств, крупнейшими из которых были Халаб (Алеппо), Алалах и Угарит.

Раскопки Угарита начались в 30-х годах нашего века. Самой ценной находкой явился клинописный архив местных царей, относящийся к середине II тыс. до н. э. Из этих записей известно, что положение в угаритском обществе определялось отношением к царю. Государственные служащие назывались "рабами царя", свободные жители -- "сынами царя", были также "рабы рабов царя" -- рабы государственных служащих, и купленные частные рабы.

В XIV - XIII вв. до н. э. в Сирии началась борьба за сферы влияния между хеттами и египтянами и территория стала переходить из рук в руки правителей великих держав.

Древняя Финикия.

На самом берегу Средиземного моря, где кончались сухопутные караванные пути, еще в III тыс. до н. э. существовали города, ведшие морскую торговлю: Сидон, название которого означает "место для рыбной ловли", Тир "скала", размещенный на скале и прибрежном острове и являвшийся поэтому почти неприступным для врага, и Библ. Чуть позже появился и четвертый крупный торговый город — Арвад. Это и была Древняя Финикия.

Основным занятием финикийцев была морская торговля. В мореплавании и кораблестроительстве финикийцам не было равных в древнем мире. Конечно, корабли их были небольшими и небольшими и не приспособленными для длительного плавания в открытом море. Все морские пути пролегали вдоль берега, куда моряки высаживались, чтобы пополнить запасы воды и продовольствия. В местах, где это делать было наиболее удобно, финикийцы основывали колонии. Благодаря колониям финикийские корабли к началу I тыс. до н. э. могли достичь любой точки средиземноморского побережья и даже Западной Африки. После того, как Финикия была завоевана ассирийцами, самым богатым независимым финикийским городом стал Карфаген — колония на северо-западном берегу Африки.

Самым ценным и доходным грузом финикийских кораблей были ливанский кедр, бывший главным природным богатством Восточного Средиземноморья. Из Африки, Испании, Кипра везли золото, серебро, слоновую кость, медь, а позднее и железо, из Египта — пшеницу, льняные ткани, папирус, благовония. Особые статьи доходов составляли морская работорговля и пиратство.

Но мореплавание не сводилось у финикийцев только к средиземноморской торговле. Некоторые из них совершали путешествия вокруг Африки, ходили за оловом, свинцом и янтарем в Северную Европу, за золотом, красным деревом и драгоценными камнями — в Индию.

Развитым были и ремесла. Только здесь в то время делали прозрачное и цветное стекло и изделия из них. Из морских раковин финикийцы получали жидкость, которая красила одежду из купленной почти задаром у кочевников овечьей или козьей шерсти в пурпурный цвет. Чтобы покрасить один плащ надо было собрать на морском дне тысячи раковин. Такое одеяние было доступно только царям и самым знатным вельможам. Широко известны были и финикийские ювелиры.

Еще одним выдающимся достижением финикийцев было создание первого в истории человечества алфавита. Его составляли 22 буквы, переделанные из иероглифов и клинописных знаков. Само слово "алфавит" является сочетанием двух первых букв и означает алеф — "бык", бет — "дом". Но в этом алфавите не было гласных, а писались только согласные. Поэтому многие народы древности, заимствовав финикийский алфавит, дополняли его, согласно потребностям своего языка. Большинство алфавитов мира, в том числе и кириллица, которую используем мы, происходят от финикийского.

Древняя Палестина.

На юг от Сирии и Финикии располагается Палестина. Это небольшая горная страна, не богатая природными ресурсами, теплым и мягким климатом и урожайными землями. На Восток и на Юг от нее простираются пустыни, единственной сравнительно крупной рекой является Иордан, впадающий в соленое Мертвое море. В Библии эта страна называется "Землей обетованной". В древности местное население занималось, в основном, разведением мелкого рогатого скота и постоянно кочевало с места на место. Здесь жили разные небольшие народы, говорившие на семитских языках, наиболее известными из которых были древние евреи.

Главным источником по истории Древней Палестины является Библия. Слово "библия" по-гречески означает "книги" и происходит от "библус" — части папируса, из которого делали страницы для письма. Самой древней частью Библии является "Ветхий Завет". Его самая древняя часть — Пятикнижие Моисеево, или первые пять книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).

Ветхий Завет, описывает многие реальные события в основном, древних евреев. Библейская история древних евреев начинается со II тыс. до н. э. Сначала они жили в Междуречье и поблизости от него, но со временем переместились ближе к берегам Средиземного моря. Вскоре после этого случился голод, и часть евреев вынуждена была переселиться в богатый Египет. Однако египтяне довольно жестоко обходились с ними — заставляли работать на самых тяжелых работах на при строительстве. Именно евреи построили города-крепости в болотистой дельте Нила. И вот, в конце концов, евреи решили бежать от фараона и вообще из Египта. Это дело возглавил воспитанник царского дворца Моисей.

Библия говорит, что евреи сорок лет блуждали по пустыне и только потом достигли родной Палестины. Тогда се они разделялись на 12 племен, которые называли себя Израиль.

Тогда Палестина была густо заселена, было много городов и обработанных земель. Евреи начали отвоевывать страну у местного населения. Их самым сильным и опасным врагом были филистимляне. Они сами не так давно прибыли в Палестину с островов Средиземного моря и завоевали ее южную часть. От названия этого народа произошло название “Палестина” (Филистина).

В отличие от евреев у филистимлян было много редкого в то время железного оружия, которое помогало им побеждать соседей. Филистимляне нанесли евреям несколько поражений. После этого евреи решили избрать царя, но, тем не менее, они считали, что царская власть не является благом для народа.

При втором царе — Давиде — евреям удалось нанести филистимлянам поражение и завоевать Иерусалим, который и стал столицей их государства — Древнего Израиля. Расцвет его пришелся на правление царя Соломона, при котором не было войн, зато был построен храм, ставший главной святыней евреев. В это время Древний Израиль вел успешную торговлю с финикийским Тиром и далекой Аравией.

После Соломона государство вскоре ослабло и распалось на две части — Израиль и Иудею. Они постоянно попадали в зависимость от соседних народов, жителей угоняли в плен, и во второй половине I тыс. до н. э. евреи стали жить в разных частях Передней Азии. Но и находясь среди других народов, они никогда не забывали своей родины и веры.

Древние евреи — первые в мире монотеисты (единобожники). Они поклонялись одному богу Яхве и верили, что он создал все и может все. Евреи верили, что бог заключил с ними договор. Если его выполнять, то бог будет помогать им больше, чем всем другим народам и отдаст навеки Палестину. Военные поражения и нашествия древние евреи воспринимали как кару бога за нарушение договора.

Условия договора содержатся в десяти заповедях. Полагали, что сам бог их высек на двух каменных плитах и вручил Моисею. Вот главные из них: поклоняться только богу Яхве, не изготовлять его изображений и не молиться перед ними, уважать родителей, не убивать, не красть, не предавать, не говорить ложных свидетельств.

Плиты с десятью заповедями были священной реликвией, которую во время скитаний переносили в особом ящике — “ковчеге”. При стоянках над ним воздвигали священный шатер. После возведения храма в Иерусалиме ковчег поместили в алтарной части в особом отсеке, который назывался “святая святых”.

Таким образом, в Восточном Средиземноморье в древности существовали развитые и самобытные государства, оставившие заметный вклад в мировую культуру.

 

 

РАЗДЕЛ V. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ИРАНА.

 

Индией в древности называли страну, ограниченную с востока и запада реками Ганг и Инд соответственно, с севера – Гималайским хребтом, а с юга – водами Индийского океана. На запад от Индии простиралась территория Древнего Ирана, которая почти полностью укладывается в границы современного государства Иран.

Условия для жизни людей на территории Древней Индии были различными. В долинах Инда и некогда полноводной Сарасвати почва была достаточно плодородной из-за разливов рек, а вокруг простирались степи. Долина Ганга была заболочена и покрыта джунглями, что делало ее непригодной для жизни человека. На полуострове Индостан климат был засушливым и жарким.

Большую часть Древнего Ирана занимали степи и Иранское нагорье. Наиболее пригодными для оседлого образа жизни была лишь небольшая долина в горах Загроса, что на юго-западе страны, которая орошалась водами горных рек. Эта долина в древности носила название “Элам”.

И Индия и Иран были богаты полезными ископаемыми, в том числе, металлами.

Начиная со II тыс. до н. э. история Древних Индии и Ирана была тесно связана с вторжением индоевропейских племен ариев, однако история цивилизаций здесь начинается значительно ранее.

1. Индия и Иран до прихода ариев. Первые поселения оседлых земледельцев, которым было известно и животноводство, появились в Индии в VII тыс. до н. э. в долинах Инда и Сарасвати. Вскоре здесь научились выплавлять медь, а не позднее первой половины III тыс. до н. э. -- бронзу.

В Эламе оседлые земледельческие и животноводческие поселения появились в V тыс. до н. э., а работа с металлами – тогда же, когда и в Индии. Особенностью хозяйственной, да, пожалуй, и всех остальных сфер жизни Элама, было влияние на нее соседней Месопотамии, которое особенно сильно сказывалось во второй половине III тыс. до н. э.

К началу III тыс. до н. э. многие из первых оседлых поселений долин Инда и Сарасвати превратились в крупные города с плужным земледелием и высокоразвитым ремеслом. Около 2500 г. до н. э. крупнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа по своей площади и количеству населения превосходили самые крупные поселения Передней Азии. Кроме них, важное значение имел и Лотхал.

Нет сомнения, что в это время процветала и внутренняя и внешняя торговля, особенно морская. В Лотхале существовала стоянка для судов во время отлива. Местные товары попадали в Шумер, Египет и даже на о. Крит.

Все города были связаны между собой как политически, так и экономически. Здесь использовались единая система мер и весов, единая, не расшифрованная до сих пор, письменность. Города имели одинаковую планировку: цитадель, построенный на насыпной площадке высотой от 6 до 12 м., и нижний город. В цитаделях находились, вероятно, городские власти, храмы и дома знати. Остальные граждане проживали в "нижнем городе", который не имел укреплений. Дома были двух и трехэтажные, ширина улиц достигала 10 м. Существовала довольно совершенная канализация.

Всей полнотой власти в городах Инда и Сарасвати обладали жрецы. Цивилизация существовала, примерно, с XXV до XVIII вв. до н. э. Причины ее постепенного угасания и исчезновения следует искать, вероятно, в произошедших в начале II тыс. до н. э. климатических изменениях, в результате которых пересохла река Сарасвати.

В начале III тыс. до н. э. возникают государства и в Эламе. Столицей крупнейшего из них стал город Сузы. В начале II тыс. до н. э. Элам усилил свои позиции в регионе, которые были подорваны нашествием в переднюю Азию касситов. В ХII в. до н. э. Элам снова стал могущественной державой, его правители успешно воевали с государствами Двуречья, в завоевательных походах доходя до берегов Средиземного моря.

Главой государства был царь. Он опирался на своего заместителя – обычно, старшего сына –, правителей областей и жрецов.

В 652 г. до н. э. могуществу и самостоятельности Элама пришел конец. Его завоевала Ассирия. После падения Ассирии страну захватили персы.

2. Древние арии. Во второй половине III тыс. до н. э. из индоевропейской общности выделились индоиранцы, которые переселились из мест первоначального проживания в Северном Причерноморье на восток и расселились между Доном и Уралом. Древние индоиранцы были кочевниками. Как и остальные индоевропейцы, они первыми в истории человечества приручили коня. В начале II тыс. до н. э. индоиранцы достигли Средней Азии, где и жили несколько веков.

Сами индоиранцы называли себя ариями, что, вероятнее всего, первоначально означало "знатный", "высший", "благородный". Поэтому индоиранцев и называют ариями или арийцами.

Примерно в XIII - XI вв. до н. э. индоиранская общность распалась на восточных и западных ариев. Восточные арии ушли из Средней Азии и достигли Индии. Западные арии, или иранцы, переселились на Иранское нагорье и в ближайшие местности.

3. Индия после прихода ариев. В конце II тыс. до н. э. восточные арии из Средней Азии пришли в Индию. Первая их волна еще застала последние поселения цивилизации Инда, хотя они уже успели утратить свою былую мощь. Но их жители продолжали заниматься земледелием, а арии только к нему приступали. К началу I тыс. до н. э. арии смешались с местным населением и создали один народ -- индийцев. Индийцы вступили в Железный Век и стали основателями новой цивилизации в Индии.

Приспособившись к местным природным условиям, индийцы быстро перешли к земледелию и оседлому животноводству.

Быстро развиваются ремесла, в особенности гончарное дело и ткачество. Индийцы научились выплавлять даже сталь. Секрет технологии ее производства не раскрыт до сегодняшнего дня.

Ранняя индийская цивилизация, в отличие от своих предшественников, не знала городов. Преобладала племенная организация общества. Только с переходом к земледелию стали появляться соседские общины. Но и в пределах общин сохранялись племенные отличия: оставалось деление на "своих" (ариев), и "чужих" (дасов). При этом дасы оказались в подчиненном положении. Постепенно само слово "даса" стало вытеснятся словом "шудра" (слуга).

Существовала дифференциация и внутри самих ариев, которая, вероятно, возникла на тысячелетие раньше. Все арии делились на три социальных слоя -- варны. Первую и высшую из них составляли брахманы. Это жрецы, учителя, хранители арийских традиций и священных знаний. Второй после брахманов была варна кшатриев. К ним относились цари, племенная знать, воины. Третьей варной были вайшьи или земледельцы, животноводы и ремесленники. Около VIII в. до н. э. появилась четвертая варна. Ее создали шудры. Это низшая, неарийская варна. Ее обязали прислуживать трем арийским варнам.

Затем, с развитием ремесла и торговли, ростом населения, в индийском обществе появилась еще одна дифференциация по профессиям. Так возникли касты. Они сосуществовали параллельно с варнами.

Каждая каста отличалась по своим профессиональным навыкам, знания и секреты профессии передавались по наследству. В начале каст было около 30. С развитием общества их количество значительно увеличивалось. В конце I тыс. до н. э. выделилась самая низшая каста -- неприкасаемые. Принадлежавшие к этой касте выполняли самые грязные работы. Представители других каст не должны были до них дотрагиваться, чтобы не оскверниться. Неприкасаемым не разрешалось жить в поселениях.

Государства в долине Ганга появились в середине I тыс. до н. э. Во главе их стояли раджи, что означает "цари". При царе Чандрагупте произошло объединение Индии в единое государство. Молодой и сильный властитель Чандрагупта не только изгнал остатки армии Александра Македонского, но и создал новое мощное государство. Внук Чандрагупты Ашока превзошел успехи своего легендарного деда. Его государство включило не только Индостан, но и современные Пакистан и значительную часть Афганистана. После правления Ашоки его держава сначала распалась на восточную и западную части, потом быстро наступил период государственной раздробленности.

4. Религии Древней Индии.Уже в конце II тыс. до н. э. индоарии создали свою священную книгу "Ригведа", что означает "Веда гимнов". Несколько позже появились последние разделы Вед, они стали основой духовной жизни древних и всех последующих индийцев до нашего времени. Само слово "Веда" соответсвует белорусскому "веды" -- "знание, мудрость". Роль Вед в Древней Индии была настолько большой, что этот период в истории Древней Индии принято называть "ведийским". Для религии ведийского периода характерна вера во множество богов. Главными в их числе были бог молний, грома и войны Индра, бог огня Агни, грозный хранитель всеобщего порядка во Вселенной Варуна, бог ветра и бурь Ваю. Всем индоиранцам была свойственна вера в бога справедливости и спасителя по имени Митра.

Веды стали важным источником для современной религии индусов индуизма. Главным богом раннего индуизма стал Брахма -создатель всего существующего во вселенной. Общаться с ним способны были только брахманы, которые владели специальными знаниями. В эту эпоху возникает вера в переселение человеческих душ в другие существа. Стало признаваться, что созданное Брахмой не исчезает, а только, меняя форму переходит другие состояния.

Кем станет человек после смерти, зависело от его кармы. Карма -- это совокупность всех совершенных при жизни человека поступках. Если плохого было больше, то человек мог родиться заново в образе насекомого, червяка или другого животного. За добрые дела он мог стать богом, даже равным Брахме. Карма человека была связана со строгим выполнением обязанностей своей варны.

Современный индуизм, который отзнаменовал конец древнеиндийского периода, сложился ко II веку до н. э., когда была написана новая священная книга Бхагавадгита, что означает "Божественная Песнь". В качестве главных богов в ней, наряду с Брахмой, упоминаются грозный бог-разрушитель Шива и бог-хранитель всего Вишну.

К VI в. до н. э. относится возникновение буддизма, который станет позже мировой религией. Ее основателем стал царевич, которого называли по-разному: Шакьямуни, Сиддхарта, Гаутама. Но наиболее он известен как Будда, что означает "просветленный". Будда отрицал величие богов, материальные блага, и учил, что высшей целью является достижение нирваны. Нирвана -- это великое Ничто. Тот, кто к ней стремится, может избежать перерождений и достигнуть вечности, бессмертия и счастья. Отрицая почти все, Будда не признавал деления на варны и касты, социального неравенства и несправедливости. Поэтому его учение было очень популярно среди низших слоев общества. Тем не менее, буддизм быстро стал популярен и среди древнеиндийских правителей, боровшихся с влиянием брахманов. Первым великим царем-буддистом стал Ашока.

5. Приход ариев в Иран. Мидия и Персидская держава.Само название "Иран" означает "страна ариев". Главным занятием западных ариев было коневодство и скотоводство, они были знакомы с земледелием и металлургией. Крупнейшими из западноарийских племен были мидийцы и персы. Первое упоминание о них относится к IX в. до н. э. На короткое время их завоевала Ассирия. В середине VII в. до н. э. мидийцы основали независимое государство со столицей в городе Экбатаны. Мидия быстро стало сильной державой. В 612 г. до н. э. мидийцы в союзе с Вавилонянами разгромили Ассирию. Мидия стала одной из самых могущественных государств Азии.

Рост величия персов относится к середине I тыс. до н. э. В середине VI в. до н. э. персидский царь Кир завоевал соседние небольшие государства благодаря подвижной коннице и умелым пешим лучникам. В 550 г. до н. э. персы подчинили Мидию, а через несколько лет -- Лидию. После завоевания в 538 г. до н. э. Вавилона персы за короткое время создают державу, которая охватила всю Переднюю Азию.

Для поддержки порядка в огромном государстве необходима была особая организация управления. Персидская держава была разделена на области-сатрапии. Руководил каждой из них сатрап -- чиновник высокого ранга. Под его руководством собирались налоги, комплектовалась армия, ему подчинялись суд и расправа. Все эти важные государственные реформы были осуществлены в правление "царя царей" Дария I. В 513 г. до н. э. он осуществил поход в Северное Причерноморье, где персам успешно противостояли скифы.

В 333 г. до н. э. Персидская держава была уничтожена Александром Македонским.

6. Зороастризм.Для общественного строя древних иранцев характерно деление на три социальных слоя: жрецов, воинов и простых общинников. Именно среди иранцев возникла религия, известная как зороастризм. Главная священная книга зороастрийцев называется “Авеста”. Предполагают, что эта книга была написана древним мудрецом Заратуштрой. Верховным богом зороастризма является Ахура-Мазда -- бог добра, справедливости и света. У него было целое войско помощников и слуг, которые творили добро и справедливость. Добрым силам Ахура-Мазды противостоит злая армия дэвов во главе с Анхро-Манью. Согласно зороастризму, борьба этих двух сил и есть смысл всего, что происходит в мире.

В зороастризме есть много общих идей с древнеиндийскими религиями. Он стал, в свою очередь, источником идей д