Особенности политической системы Российской

Федерации

1. Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 г. и завершившегося в 1993 г. В этот период противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентри­ровались в политической сфере в противоречиях между законо­дательной и исполнительной ветвями власти. События октября 1993 г. положили конец "двоевластию" и "безвластию" в стране, а принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референ­дума 12 декабря 1993 г. означает создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса и завершение важ­ного этапа реформирования политической системы российского общества.

2. В настоящее время российская политическая система пе­реживает период становления — процесс длительный, противоре­чивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское обще­ство находится на стадии реформирования, его структура аморф­на, нестабильность общественных отношений порождает у населе­ния безразличие к решению соответствующих проблем. Преобра­зование гражданского общества начато "сверху" и осуществляет­ся в основном государственными структурами. При этом проис­ходит непомерное увеличение государственного аппарата, усили­вается его бюрократизация. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, результатом чего стали однобо­кость процессов разгосударствления и приватизации, рост люмпе­низированного слоя населения, поляризация доходов социальных групп и слоев общества. Вяло осуществляется политическая струк­турированность общества, политические партии слабы и не имеют четкой социальной ориентации, общественно-политические орга­низации и движения малочисленны. Остается низким уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Продолжается дестабилизация межнациональных от­ношений. За последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической систе­мы России. Это незначительное увеличение "среднего класса", некоторая стабилизация властных отношений, намеки на демок­ратизацию автократического президентского правления, сниже­ние конфронтации между политическими группировками, станов­ление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отно­шений.

3. Российская политическая система, формируясь как само­бытная евразийского характера и значения целостность, интегри­руется постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рам­ках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотруд­ничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).

Особенности политического процесса в современной Рос­сии.Эти особенности определяются историческими традициями и своеобразием того периода развития, который переживает наша страна. Данный период лишь с определенными оговорками мож­но назвать переходным к некой абстрактной либерально-демокра­тической модели.

В России налицо следующие явления: распад традиционных социальных институтов и структур управления; социальная дез­ориентация, утрата нравственных ценностей и духовных идеалов; маргинализация значительных слоев населения; пробуждение низменных инстинктов и экстремизма; использование насилия для достижения политических целей; криминализация общественных отношений; фальсификация исторического прошлого; ослабление государственной власти и дискредитация ее органов; ущемление национального достоинства и развитие комплекса национальной неполноценности. Очевиден и разрыв между принятием доста­точно обоснованных и рациональных политических и правовых решений и последующим их исполнением. Это объясняется как отсутствием соответствующих правовых механизмов, так и низ­кой политико-правовой культурой, одним из элементов которой является традиционно сильный в нашем обществе правовой ниги­лизм.

Вся совокупность неразрешенных социальных, политических, правовых проблем препятствует формированию устойчивого об­щественно-политического консенсуса, без которого ни одна поли­тическая система не может считаться стабильной, приспособлен­ной к текущим потребностям общественного развития.

Анализ политических процессов в современной России во многом зависит от соблюдения следующих организационных ус­ловий:

1) информационного обеспечения процесса реформ, без кото­рого невозможно ни прогнозировать социальные последствия но­вовведений, ни адекватно оценивать достигнутые результаты;

2) установления приоритетности отдельных направлений ре­форм, последовательности реализации законодательных, органи­зационных и иных мер с учетом реальных перспектив их осуще­ствления;

3) организации социологического мониторинга, отслеживания и оценки результатов реформ;

4) целенаправленности просветительской работы;

5) изучения эффективности различных форм политического участия.