Правовое регулирование экономики

Одним из главных мероприятий Советского правительства стало изъятие из рук бывших собственников промышленных, торговых и финансовых предприятий и создание базиса социалистической экономики. Национализация банков и крупной промышленности, а также речного флота и внешней торговли, началась уже осенью 1917 г. На первом этапе из рук частных собственников были изъяты особо ценные для республики предприятия, а также предприятия, чьи владельцы эмигрировали или саботировали мероприятия властей. Летом 1918 г. в целях изъятия «ключей от производства» из рук капиталистов правительство перешло к национализации отдельных отраслей, а затем и всей промышленности в целом.

Управление национализированными предприятиями осуществлял правительственный орган – Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), при котором создавались управления – главки. Главные управления ВСНХ осуществляли всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции. На местах стали действовать областные, губернские, уездные совнархозы.

Национализированные предприятия на первых порах передавались в аренду их бывшим владельцам, которые обязывались их финансировать и сохраняли за собой получаемую прибыль. Но на всех предприятиях, использующих наёмную рабочую силу, вводился рабочий контроль, который осуществляли рабочие комитеты, советы рабочего контроля, наблюдавшие за производством, устанавливавшие минимум выработки, определявшие себестоимость продукции, контролировавшие деловую документацию. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий. В 1919–1920 гг. была проведена национализация средней и части мелкой промышленности. Согласно положениям, принятым ВСНХ в ноябре 1920 г., в разряд государственных перешли все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя) человек.

Мероприятия экономического характера, проводимые советской властью, уже с начала 1919 г. подчинялись задачам достижения победы в Гражданской войне. Их совокупность получила название политики «военного коммунизма».

Специфической формой привлечения к труду была трудовая повинность, вводившаяся не только в целях «организации хозяйства», но и «уничтожения паразитических слоёв общества». Широко использовались трудовые армии, которые комплектовались из резервистов и «нетрудовых элементов». С ноября 1918 г. на военный режим был переведён весь транспорт страны. Централизованная система управления промышленностью, сложившаяся к концу 1918 г., получила название «главкизма».

Составной частью управления экономикой стало осуществление государственной моноплии на торговлю хлебом, введённой ещё Временным правительством в марте 1917 г. Продовольственная развёрстка, т.е. обязательная сдача «излишков» хлеба и других сельхозпродуктов была введена в январе 1919 г. Она проводилась согласно спускаемым в производящие губернии планам с учётом экономического положения крестьянского двора. За ним сохранялись «потребительская норма» и семенной фонд, всё остальное изымалось под расписку по номинальным ценам.

Подавлением сопротивления крестьян занимались наделённые чрезвычайными полномочиями рабочие продотряды. С июня 1918 г. они действовали совместно с волостными и сельскими комитетами бедноты (комбедами), которые также занимались изъятием и распределением хлеба. Не сдавшие «излишки» хлеба крестьяне подлежали суду революционного трибунала.

Кроме того, комбеды осуществляли изъятие и перераспределение отнятой у зажиточных крестьян земли, инвентаря, оборудования, их «социализацией», то есть передачей деревенским беднякам, объединявшимся в коммуны и товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). Комбеды действовали до конца 1918 г. и слились затем с сельскими и волостными советами.

Главным распределителем продуктов являлся Наркомпрод. Всё население приписывалось к единым потребительским обществам, от которых получало продовольствие и товарные пайки. Заработная плата выдавалась преимущественно в натуральной форме. Натурализация распределения предполагала замену товарно-денежных отношений натуральным продуктообменом. Деньги должны были исчезнуть. Этой же цели служили меры социального характера: отмена в октябре 1920 г. платы за топливо, жилые помещения, воду, электричество, пользование почтой, телеграфом, телефоном, городским транспортом.

В процессе реализации политики «военного коммунизма» власти то и дело возвращались к созданию чрезвычайных органов управления. Так, декретом ВЦИК в октябре 1919 г. в местностях, освобождённых от неприятеля, а также в прифронтовой полосе и в тылу, были созданы революционные комитеты (ревкомы), подменившие собой советы. Члены ревкомов (3–5 человек) назначались реввоенсоветами армии и брали в свои руки всю военную и гражданскую власть, используя аппараты местных советов и военных комиссариатов. Они расквартировывали войска, могли осуществлять реквизиции имущества, принудительные высылки и другие чрезвычайные меры.

Обеспечению победы в войне и успехам политики «военного коммунизма» служила также созданная большевиками система судебных и карательных органов.