Типы (модели) рыночных структур.

Существует несколько моделей несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция— относительно большое число фирм производят дифференцированную продукцию. Монополистические конкуренты имеют незначительный контроль над ценой и вынуждены делить рынок с большим количеством фирм. Условия входа и выхода на рынок сравнительно легкие. Особое значение приобретают неценовые методы конкурентной борьбы (реклама, скидки, сервис, гарантийное обслуживание, ярмарки и т. д.).

Олигополия — несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы являются взаимозависимыми. Поведение каждой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов. Следовательно, каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, оценивать свои действия в отношении ценовой политики. Вхождение на рынок ограничивается с одной стороны величиной капитала, необходимого для этого, с другой стороны — жестким контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией. Олигополия характеризуется наличием конкурентной борьбы внутри себя и полным ее отсутствием извне. Рыночная цена определяется, как правило, тем предприятием, у которого самые низкие цены. На него ровняются все другие фирмы (лидерство в ценах).

Монополия— контроль единоличного продавца над предложением товара и его ценой.

Монопсония— монополия единоличного покупателя определенного товара.

Монопольная цена — специфическая форма цены, возникающая вследствие экономического господства монополий на рынке. Монопольно высокие цены включают издержки производства и монопольную прибыль. Монопольная прибыль включает:

· среднюю прибыль — прибыль, которую получают производители при средних условиях производства, среднем уровне техники и технологий;

· избыточная — прибыль, получаемая в результате внедрения в производство достижений НТП и сокращения индивидуальной стоимости ниже общественной;

· монопольная сверхприбыль. Получают монополии вследствие их экономического господства.