Этапы развития экономической теории.

Экономическая теория одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились уже в древнем мире. Еще тогда человек стал задумываться как рационально использовать природные ресурсы. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием буржуазного способа производства. Первая школа экономической науки – меркантилизм (15-17 вв, Томас Ман, Кальберн). Производственные силы общества были развиты слабо. Основная сфера деятельности – торговля, для многих – пиратство. Богатство нации заключалось в деньгах, которые отождествлялись золотом и серебром. Источник богатства – торговля.

На смену меркантилистам пришли физиократы (17-18 вв, Кене, Тюрго). Вопрос происхождения богатства был перенесён из сферы производства. Однако они ограничились лишь сельским хозяйством. Единственным источником богатства считали природу. Поэтому доход сводился к дарам природы.

Физиократы были сторонниками частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Их учение было развито представителями классической буржуазной экономической науки (классическая школа18-19 вв, Пети, Адам Смит). Источник богатства был перенесен из сферы сельского хозяйства во все материальное производство. Положили начало трудовой теории стоимости. В 19 вв Маркс и Энгельс создали теоретическую концепцию, получившей название марксизм. В ее рамках было сформулировано учение об общественно экономических формациях и причинах их смены, что определяет содержание исторического процесса. Общественное производство имеет две стороны: производственные силы и производственные отношения. Основой развития любого общества является конфликт между ними, в результате чего осуществляются революции и смена одной общественно экономической формации другой. Маркс выделил общественно экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая. Была разработана теория цены производства, которая трактовалась, как денежное выражение стоимости товара, определен двойственный характер труда, создан закон стоимости и теория прибавочной стоимости.

Во второй половине 19 вв:

а. Австрийская школа (Бем-Беверк, Менгер, Визер). Обоснована теория предельной полезности, в соответствии с которой полезность благ зависит от редкости. Цена блага определяется той пользой, которую приносит последняя единица блага.

б. Кембриджская школа(Альфред Маршалл). Представлен синтез теории цены и теории предельной полезности. Особое внимание уделено эластичности спроса, фактору времени.

в. Лазанская школа(Леон Вальрас). Ввел в экономическую науку понятие экономического равновесия, разработал макроэкономическую теорию общего экономического равновесия.

Эти школы принято называть маржинализмом (крайний, предельный) – учение о предельной полезности и предельной производительности факторов производства. В конце 30–х 20 вв появилось новое направление в экономической теории – кейнсианство(Джон Кейнс).В отличие от микроэкономического подхода, основанного на рассмотрении отдельной фирмы, сформулировал макроэкономическую концепцию, то есть дал анализ взаимообусловленности совокупных показателей: национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и т.д. Идеи Кейнса базировались на необходимости воздействия государства на экономические процессы.

В середине 50–х 20 вв. возникает концепция монетаризма(Нильтон Фридман), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль главного фактора в процессе формирования хозяйственной коньюктуры. Он выступил против идей Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая стабильность, делающая ненужным вмешательство государства в экономику. Основным регулятором экономики выступают деньги.

Основные направления современной экономической теории: неоклассическая, институционально социалистическая (использование общественных организаций, профсоюзов, партий, учет психологических, правовых, этических норм поведения людей при регулировании экономики).