Развитие науки и культуры во второй половине ХХ в.
Во второй половине XX в. наука и технология стали веду-
щими силами цивилизации. Открытие и мирное использование
атомной энергии, освоение космоса, появление новых техно-
логий коренным образом меняют материальные и социальные
производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в
физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется транс-
плантация внутренних органов, в разных странах работают над
созданием искусственного сердца).
Развитие научно-технической революции привело к неви-
данному ускорению социально-экономических процессов в
мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала
приоритетным направлением в государственной политике. Она
обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много
открытий, которые изменили облик всей человеческой циви-
лизации. В ней – около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил
себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, ро-
бототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь,
начал освоение околоземного космического пространства. На-
ука превратилась в непосредственную производительную силу.
Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе
созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства,
ставшие базовыми, – электроника, биотехнология, производ-
ство новых материалов, информатика. В настоящее время мик-
ропроцессоры нашли универсальное и повсеместное примене-
ние, во многих странах информатика обслуживает все народное
хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР назы-
вают информационной или микропроцессорной революцией.
Телекоммуникационные средства связи и компьютерная
технология получения, обработки, хранения и передачи ин-
формации приобрели в интернационализации экономической
жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры
качественно поднимают творческий потенциал интеллектуаль-
ного труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и
мыслях людей. Электронные средства массовой информации,
спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную пе-
редачу информации во все уголки земного шара, создают ощу-
щение одновременности и вездесущия. С развертыванием тех-
нологической и промышленной революции, индустриализации
и урбанизации, а затем научно-технической революции вто-
рой половины ХХ в. началось и интенсифицировалось беспре-
цедентное убыстрение исторического и социального времени.
Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологиче-
ского прогресса. Например, если в 70-е годы было принято го-
ворить о том, что объем научной информации удваивается каж-
дые 5–7 лет, то в 80-е годы – каждые 20 месяцев, а к концу
90-х годов – ежегодно.
Смыслом научно-технологического и социального про-
гресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и
факсы способствуют уплотнению потоков информации. Теле-
коммуникационные сети, соединившие самые отдаленные
точки земного шара, предоставили возможность преодоления
времени. Человек приобрел способность пребывать одновре-
менно в разных местах и быть участником событий, происхо-
дящих далеко за пределами своего фактического физического
присутствия.
Неконтролируемый рост экономики вступает в противо-
речие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят
леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы
нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб
народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бед-
ствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, террито-
рии атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В
последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное
изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимо-
действие с ней. Сегодня неотложным направлением развития
НТР является решение глобальных проблем – мировой эколо-
гический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисба-
ланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира»,
преступность и наркомания. В широких общественных кругах
все более осознается новый смысл древнего изречения Прота-
гора, что «именно человек является мерой всех вещей».
Информационная революция ведет и к социальным по-
следствиям – росту безработицы. Но высокий уровень нацио-
нального дохода позволяет в развитых странах обеспечить без-
работным гарантию прожиточного «социального минимума».
Новейшая технология требует качественно нового работ-
ника – с солидным уровнем общеобразовательной и профес-
сиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы
типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообра-
зие творческих специальностей и видов деятельности.
Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух куль-
тур – научной и художественной, они должны находиться в
гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором
прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искус-
ство образными средствами решает вопросы о смысле жизни,
о совести и долге, оценки добра и зла.
Сложные процессы происходят во второй половине XX в.
в художественной культуре. В годы второй мировой войны мно-
гие деятели культуры с оружием в руках сражались против гит-
леровцев за свободу и национальную независимость своих стран
(французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели
А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингу-
эй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких
будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важ-
ной темой мирового искусства.
В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил
в художественной культуре, идеологическая сторона творче-
ства преобладала над художественной. Росло значение культу-
ры развивающихся стран в мировой художественной культуре
(индийский кинематограф, африканские и латиноамерикан-
ские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное
развитие средств массовой коммуникации, что создало мате-
риальные условия для расцвета массовой культуры и появле-
ния рок-музыки.
Во второй половине XX века возникла разновидность кри-
тического реализма – неореализм. Неореалисты поставили це-
лью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал вли-
яние на мировой кинематограф – творчество Акира Куросавы,
Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманисти-
ческого начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние
произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик
и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии.
Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные
эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера
«Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».
Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы полу-
чил распространение так называемый «социалистический реа-
лизм». Основными его чертами принято считать: наличие нового
героя – революционера-пролетария, коммуниста; партийность –
отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксист-
ско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отри-
цают существование соцреализма как самостоятельного художе-
ственного метода, считая его явлением не художественным, а
идеологическим или одним из идейно-содержательных разно-
видностей критического реализма. Творчество французского пи-
сателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба
Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) пока-
зывает, что соцреализм существовал как самостоятельное на-
правление. Особенно полное отражение это направление нашло
в советской культуре ХХ в.
В 50-60 годы была развернута кампания против авангард-
ных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписы-
вавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции
деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий
в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гоне-
ния против политического и художественного инакомыслия,
расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция
стала одной из влиятельных сил демократических революций
1989-1990 г. в странах Восточной Европы.
Развитие средств массовой коммуникации стимулировало
небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и раз-
влекательные). Жанры массовой культуры – шоу, боевик, шля-
гер, комикс. Культ «звезд» – искусственное создание популяр-
ности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса
способствовала деградации нравов.
Новые направления в искусстве формировались в значи-
тельной степени под влиянием философии экзистенциализма
(существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами
были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять
нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания –
личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отри-
цание человеческих ценностей и надежд на изменение мира.
«Театр абсурда» Ионеско – отсутствие сюжета, жизненных иде-
алов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей,
бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни даль-
нейшее развитие получили основные направления модерниз-
ма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.
Одним из сравнительно новых направлений в современ-
ном искусстве является поп-арт. Молодые художники предло-
жили изображать окружающие человека повседневные предме-
ты и технические изделия, современную городскую среду – в
надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, по-
пулярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами,
действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-
колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти
картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и
безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рек-
ламного плаката.
Развитие инженерных знаний сделало возможным исполь-
зование новейших строительных и отделочных материалов, та-
ких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или
бетонных решетках перекрытия или бетонные купола над ог-
ромными выставочными и спортивными залами, стадионами
и т.п. Примером может служить бетонный купол Олимпийско-
го дворца спорта в Риме.
Во второй половине ХХ в. обновились принципы планиро-
вания городов. Новым было более свободное расположение жи-
лых домов, сохранение природного окружения, сосредоточение
в микрорайонах всего, что необходимо для повседневной жиз-
ни, улицы только для пешеходов, скоростные автомагистрали,
размещение промышленных районов вдали от жилья и т.д. Пло-
щади и другие открытые пространства демонстрируют свою со-
временность памятниками нынешних художников. Но понима-
ние качества их нередко остается монополией элиты.
Ярким феноменом художественной жизни второй полови-
ны XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х
годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока –
Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музы-
ке выразился стихийный протест молодежи против социаль-
ной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискри-
минации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто
демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить
разнородные молодежные движения и группировки. Так, му-
зыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и
ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни
«Все, что вам нужно – любовь», «Дайте миру шанс» стали не-
официальными международными молодежными гимнами.
Рок связан с передовыми общественными движениями.
Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьет-
наме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, ми-
литаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благо-
творительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру.
Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-
оперы Э.Л.Уэббэра и Райса «Иисус Христос – суперзвезда», в
которой соединились достижения рока с традициями класси-
ческой оперы.
В 70-е годы происходило формирование национальных рок-
движений. Рок стал не только явлением в художественной куль-
туре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характери-
зовался открытостью, внутренней и внешней свободой,
неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.
Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов
получила широкий простор для развития, чему способствовала
демократизация общественной жизни. С другой стороны, ком-
мерциализация средств массовой коммуникации способство-
вала экспансии американской массовой культуры, вытесняю-
щей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка
многих событий новейшей истории порождает огульное отри-
цание достижений искусства соцреализма, что наглядно про-
явилось в уничтожении памятников, символизирующих «соци-
алистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют
только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они
уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе ос-
тавались рабами.
Национальное возрождение народов способно вызвать
мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиоз-
ного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть
существующие противоречия.