Развитие науки и культуры во второй половине ХХ в.

Во второй половине XX в. наука и технология стали веду-

щими силами цивилизации. Открытие и мирное использование

атомной энергии, освоение космоса, появление новых техно-

логий коренным образом меняют материальные и социальные

производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в

физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется транс-

плантация внутренних органов, в разных странах работают над

созданием искусственного сердца).

Развитие научно-технической революции привело к неви-

данному ускорению социально-экономических процессов в

мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала

приоритетным направлением в государственной политике. Она

обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много

открытий, которые изменили облик всей человеческой циви-

лизации. В ней – около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил

себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, ро-

бототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь,

начал освоение околоземного космического пространства. На-

ука превратилась в непосредственную производительную силу.

Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе

созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства,

ставшие базовыми, – электроника, биотехнология, производ-

ство новых материалов, информатика. В настоящее время мик-

ропроцессоры нашли универсальное и повсеместное примене-

ние, во многих странах информатика обслуживает все народное

хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР назы-

вают информационной или микропроцессорной революцией.

Телекоммуникационные средства связи и компьютерная

технология получения, обработки, хранения и передачи ин-

формации приобрели в интернационализации экономической

жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры

качественно поднимают творческий потенциал интеллектуаль-

ного труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и

мыслях людей. Электронные средства массовой информации,

спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную пе-

редачу информации во все уголки земного шара, создают ощу-

щение одновременности и вездесущия. С развертыванием тех-

нологической и промышленной революции, индустриализации

и урбанизации, а затем научно-технической революции вто-

рой половины ХХ в. началось и интенсифицировалось беспре-

цедентное убыстрение исторического и социального времени.

Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологиче-

ского прогресса. Например, если в 70-е годы было принято го-

ворить о том, что объем научной информации удваивается каж-

дые 5–7 лет, то в 80-е годы – каждые 20 месяцев, а к концу

90-х годов – ежегодно.

Смыслом научно-технологического и социального про-

гресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и

факсы способствуют уплотнению потоков информации. Теле-

коммуникационные сети, соединившие самые отдаленные

точки земного шара, предоставили возможность преодоления

времени. Человек приобрел способность пребывать одновре-

менно в разных местах и быть участником событий, происхо-

дящих далеко за пределами своего фактического физического

присутствия.

Неконтролируемый рост экономики вступает в противо-

речие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят

леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы

нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб

народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бед-

ствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, террито-

рии атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В

последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное

изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимо-

действие с ней. Сегодня неотложным направлением развития

НТР является решение глобальных проблем – мировой эколо-

гический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисба-

ланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира»,

преступность и наркомания. В широких общественных кругах

все более осознается новый смысл древнего изречения Прота-

гора, что «именно человек является мерой всех вещей».

Информационная революция ведет и к социальным по-

следствиям – росту безработицы. Но высокий уровень нацио-

нального дохода позволяет в развитых странах обеспечить без-

работным гарантию прожиточного «социального минимума».

Новейшая технология требует качественно нового работ-

ника – с солидным уровнем общеобразовательной и профес-

сиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы

типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообра-

зие творческих специальностей и видов деятельности.

Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух куль-

тур – научной и художественной, они должны находиться в

гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором

прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искус-

ство образными средствами решает вопросы о смысле жизни,

о совести и долге, оценки добра и зла.

Сложные процессы происходят во второй половине XX в.

в художественной культуре. В годы второй мировой войны мно-

гие деятели культуры с оружием в руках сражались против гит-

леровцев за свободу и национальную независимость своих стран

(французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели

А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингу-

эй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких

будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важ-

ной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил

в художественной культуре, идеологическая сторона творче-

ства преобладала над художественной. Росло значение культу-

ры развивающихся стран в мировой художественной культуре

(индийский кинематограф, африканские и латиноамерикан-

ские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное

развитие средств массовой коммуникации, что создало мате-

риальные условия для расцвета массовой культуры и появле-

ния рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность кри-

тического реализма – неореализм. Неореалисты поставили це-

лью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал вли-

яние на мировой кинематограф – творчество Акира Куросавы,

Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманисти-

ческого начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние

произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик

и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии.

Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные

эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера

«Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы полу-

чил распространение так называемый «социалистический реа-

лизм». Основными его чертами принято считать: наличие нового

героя – революционера-пролетария, коммуниста; партийность –

отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксист-

ско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отри-

цают существование соцреализма как самостоятельного художе-

ственного метода, считая его явлением не художественным, а

идеологическим или одним из идейно-содержательных разно-

видностей критического реализма. Творчество французского пи-

сателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба

Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) пока-

зывает, что соцреализм существовал как самостоятельное на-

правление. Особенно полное отражение это направление нашло

в советской культуре ХХ в.

В 50-60 годы была развернута кампания против авангард-

ных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписы-

вавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции

деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий

в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гоне-

ния против политического и художественного инакомыслия,

расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция

стала одной из влиятельных сил демократических революций

1989-1990 г. в странах Восточной Европы.

Развитие средств массовой коммуникации стимулировало

небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и раз-

влекательные). Жанры массовой культуры – шоу, боевик, шля-

гер, комикс. Культ «звезд» – искусственное создание популяр-

ности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса

способствовала деградации нравов.

Новые направления в искусстве формировались в значи-

тельной степени под влиянием философии экзистенциализма

(существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами

были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять

нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания –

личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отри-

цание человеческих ценностей и надежд на изменение мира.

«Театр абсурда» Ионеско – отсутствие сюжета, жизненных иде-

алов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей,

бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни даль-

нейшее развитие получили основные направления модерниз-

ма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.

Одним из сравнительно новых направлений в современ-

ном искусстве является поп-арт. Молодые художники предло-

жили изображать окружающие человека повседневные предме-

ты и технические изделия, современную городскую среду – в

надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, по-

пулярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами,

действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-

колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти

картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и

безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рек-

ламного плаката.

Развитие инженерных знаний сделало возможным исполь-

зование новейших строительных и отделочных материалов, та-

ких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или

бетонных решетках перекрытия или бетонные купола над ог-

ромными выставочными и спортивными залами, стадионами

и т.п. Примером может служить бетонный купол Олимпийско-

го дворца спорта в Риме.

Во второй половине ХХ в. обновились принципы планиро-

вания городов. Новым было более свободное расположение жи-

лых домов, сохранение природного окружения, сосредоточение

в микрорайонах всего, что необходимо для повседневной жиз-

ни, улицы только для пешеходов, скоростные автомагистрали,

размещение промышленных районов вдали от жилья и т.д. Пло-

щади и другие открытые пространства демонстрируют свою со-

временность памятниками нынешних художников. Но понима-

ние качества их нередко остается монополией элиты.

Ярким феноменом художественной жизни второй полови-

ны XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х

годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока –

Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музы-

ке выразился стихийный протест молодежи против социаль-

ной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискри-

минации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто

демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить

разнородные молодежные движения и группировки. Так, му-

зыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и

ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни

«Все, что вам нужно – любовь», «Дайте миру шанс» стали не-

официальными международными молодежными гимнами.

Рок связан с передовыми общественными движениями.

Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьет-

наме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, ми-

литаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благо-

творительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру.

Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-

оперы Э.Л.Уэббэра и Райса «Иисус Христос – суперзвезда», в

которой соединились достижения рока с традициями класси-

ческой оперы.

В 70-е годы происходило формирование национальных рок-

движений. Рок стал не только явлением в художественной куль-

туре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характери-

зовался открытостью, внутренней и внешней свободой,

неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.

Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов

получила широкий простор для развития, чему способствовала

демократизация общественной жизни. С другой стороны, ком-

мерциализация средств массовой коммуникации способство-

вала экспансии американской массовой культуры, вытесняю-

щей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка

многих событий новейшей истории порождает огульное отри-

цание достижений искусства соцреализма, что наглядно про-

явилось в уничтожении памятников, символизирующих «соци-

алистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют

только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они

уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе ос-

тавались рабами.

Национальное возрождение народов способно вызвать

мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиоз-

ного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть

существующие противоречия.