Развитие науки и культуры в первой половине ХХ в.

В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

В начале XX в. значительно ускоряются культурные про-

цессы. Возникают новые научные теории, художественные на-

правления. Стремительно меняется повседневная жизнь людей.

На заре нового века все прежние истины в области чело-

веческих знаний и практической деятельности подверглись пе-

ресмотру. В сфере науки значительно расширилась способность

человека понимать и контролировать окружающий мир.

На рубеже ХІХ-ХХ веков начался революционный пере-

ворот в сознании, который в первой половине ХХ в. привел к

важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего,

он затронул физику. В 1898 г. мадам Кюри открыла радий, в

1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амунд-

сен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони

беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу

с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил нача-

ло эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно

меняли представления о физической картине мира.

В области химии на основе периодической системы

Д.И.Менделеева продолжались открытия новых элементов. Вме-

сте с тем были заложены научные основы для производства

искусственных материалов. Это способствовало быстрому раз-

витию химической промышленности. В биологии были заложе-

ны основы генетики, которая сыграла огромную роль в разви-

тии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело

открытие витаминов, гормонов. В 20-е годы благодаря исследо-

ваниям австрийского ученого З.Фрейда значительные успехи

наблюдались в психологии и психиатрии.

Развивалась тенденция превращения науки в непосред-

ственную производительную силу. Научная система организа-

ции труда привела к применению конвейера. Развитие механи-

ки позволило наладить производство вычислительных машин. В

1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно ис-

пользоваться телеграф, телефон, радио. В 20-е годы кинемато-

граф прошел путь от немого до звукового кино.

Благодаря использованию технических средств, изменя-

лась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомоби-

ли, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось

электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт,

пылесос, холодильник. Сложилась «индустрия досуга» – ки-

нотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более

рациональной и демократичной стала мода.

Открытия в области естественных наук и социальные по-

трясения начала XX в. не могли не отразиться на развитии об-

щественных наук. Переворот в физике вызвал растерянность

как у физиков, так и у философов, стремившихся найти зако-

номерности в развитии природы и общества. Философы-мате-

риалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения

неисчерпаемости материи, бесконечности природы.

Первая мировая война и революция в России показали,

что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже,

чем глубины материи. Война подтвердила, что огромные массы

цивилизованных людей могут использовать достижения науки

и техники для массовых убийств. Катастрофа войны нашла от-

ражение в общественных науках.

После первой мировой войны немецкий философ О.Шпенг-

лер издал труд «Закат Европы», где он говорит о закате запад-

ной цивилизации в соответствии с действующим законом кру-

говорота в развитии цивилизаций – от катастрофы к катастрофе.

В 20 – 30 годы стали популярны идеи немецкого философа

Ф.Ницше (умершего в 1900 г.) о кризисе капитализма как

проявлении закона «вечного возвращения всех вещей». Чело-

века он связывал с господством машин и призывал прислу-

шаться к «голосу крови», «зову земли». В дальнейшем некото-

рые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в

нацистской идеологии.

Среди демократической интеллигенции популярным было

такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его

основоположники – немецкие философы М.Хайдеггер, К.Яс-

перс, француз Ж.П.Сартр. Стремясь объяснить общественную

катастрофу, они исходили из бытия, «экзистенций» (существо-

вания) отдельно взятого человека. Стремясь восполнить одно-

сторонность и буржуазно-позитивистской, и марксистской кон-

цепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный

человек – это не тот, который формируется под влиянием ес-

тественной или социальной необходимости, а тот, который

формирует себя сам.

Другими влиятельными философскими течениями были

неопозитивизм и неотомизм. Первое из них было популярно в

Австрии, Англии, США в форме прагматизма, продолжая по-

зитивистскую философию XIX в. – учения о пользе, успехе как

проявлении истинности деятельности человека. Неопозитивис-

ты отвергали возможность философии как теоретического по-

знания, противопоставляли специальные науки философии.

Второе получило распространение в Италии и других католи-

ческих странах. Неотомизм как официальная идеология като-

лической церкви был призван дать философско-религиозное

объяснение реальным процессам.

Многие западные философы, историки, политологи от-

кликнулись на революцию в России, стараясь понять и объяс-

нить ее истоки (К.Каутский, Т.Масарик, В.Рассел). Преоблада-

ли негативные, критические, но сочувственные ее оценки.

Революция в России усилила интерес к изучению обществен-

ных движений, роли народных масс в истории. Этот круг воп-

росов оказался в центре внимания сложившейся в конце 20-х

годов школы «Анналов», одной из ведущих научных школ в

исторической науке на Западе.

Кризис западной цивилизации, проявившийся в годы пер-

вой мировой войны, нашел свое отражение и в художествен-

ной литературе. Она столкнулась с необходимостью переосмыс-

ления представлений о гуманности, справедливости. Рассеялись

нашедшие яркое воплощение в творчестве Жюля Верна опти-

мистические иллюзии о роли науки и техники в обеспечении

прогресса человечества. В фантастической литературе (Г.Уэллс)

осваивалась тема «войны миров».

Демократическое направление в литературе представлено

такими писателями, как Бернард Шоу, Томас Манн, Стефан

Цвейг, Теодор Драйзер, Лион Фейхтвангер, талантливыми де-

ятелями искусства – Чарли Чаплиным (кино). В 20-е годы зая-

вила о себе группа молодых писателей, которые пережили пер-

вую мировую войну, ее ужасы и утратили ориентиры в жизни.

Это Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдинг-

тон. Они противопоставляют простые духовные человеческие

ценности жестокости, фальши, бессмысленности войны. Мно-

гие мастера искусства (Ромен Роллан, Анри Барбюс, Давид

Сикейрос) пытались понять революцию в России и происхо-

дившие в Советском Союзе изменения. Некоторые писатели

(А.Жид, Б.Шоу, Г.Уэллс) с ужасом обнаружили в советской

действительности признаки тоталитаризма.

Многие литераторы проявляли интерес к скрытым моти-

вам деятельности человека. На развитие литературы оказали

влияние писатели-модернисты Франц Кафка, Марсель Пруст.

Одной из главных для них стала тема отчуждения, одиночества

человека в мире. И здесь несомненный интерес представляет

драматургия Эжена Ионеско, его «Театр абсурда».

В личной судьбе и творчестве многих прогрессивных деяте-

лей культуры важное место занял фашизм. Некоторые из них с

оружием в руках выступили против него во время гражданской

войны в Испании (Э.Хемингуэй, Р.Альберти, В.Бредель). Та-

лантливейший испанский поэт Ф.Гарсия Лорка был расстре-

лян фашистами. Мировую известность получила картина П.Пи-

кассо «Герника» – город в Испании, уничтоженный фашистской

авиацией за одну ночь.

В сфере художественной культуры авангардистские движе-

ния ХХ в. опрокинули каноны и нормы прежних традиционных

представлений. Художники решительно сжигали мосты с про-

шлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы на-

глядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое

природе искусство никогда не прекращало существовать, ря-

дом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной

передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств

и настроений художника. Такое «искусство выражения» приня-

то называть модернизмом.

Искусству модернизма свойственно одновременное существо-

вание различных течений и объединение в группы художников с

общими программами. Искусство модернизма отбросило старые,

привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и

вызвало горячие споры. Модернисты часто отказывались от таких

важных для прежнего искусства задач, как тщательное исполне-

ние, созвучие цветов, точность рисунка, стремление к внешней

красоте. На деле главным недостатком модернизма явилось его

безразличие к острым общественным проблемам или изображе-

ние темных сторон жизни без того, чтобы противопоставить им

что-либо положительное. Одно из главных стремлений художни-

ков модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей

индивидуальности, этим и продиктованы постоянные поиски

новых изобразительных средств.

Основные направления модернизма: фовизм (Анри Ма-

тисс); yкспрессионизм (Эмиль Нольде, Отто Дикс); кубизм

(Пабло Пикассо); футуризм (Джакомо Балла); сюрреализм (Марк

Шагал, Сальвадор Дали); абстракционизм (Василий Кандин-

ский, Пит Мондриан).

Экспрессионисты (как и фовисты) ставили своей целью

подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его

чувств и настроений. Их не удовлетворяла существующая дей-

ствительность, но выход из положения они найти не могли.

Результатом было состояние удрученности, разочарования и

досады. Для выражения порывов чувств они использовали яр-

кие кричащие краски, небрежные движения кисти, резкие и

упрощенные формы.

После первой мировой войны в искусстве экспрессионистов

преобладают ноты общественной критики. Войну с ее ужасами,

напуганных пережитым людей, раненых, калек, нищих, прито-

ны большого города и т.п. изображал Отто Дикс. С экспрессиониз-

мом как художественным течением покончили пришедшие к вла-

сти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер лично объявил модернизм

«дегенеративным искусством», которое следует уничтожить.

Главным принципом кубистов было не следование види-

мой реальности, а сотворение новой, которая подчиняется

особым законам – не жизни, а искусства. Они как бы расчле-

няли реальные предметы и существа на части и затем уклады-

вали эти части в новом порядке, они упрощали предметы до

геометрических фигур. Используя приемы кубизма, Пабло Пи-

кассо создал огромное полотно «Герника», которое изобража-

ет этот город во время бомбежки; убитые, раненые – все это

сильно деформировано, а кубистические приемы усиливают

страшное впечатление.

Пабло Пикассо трудился более семи десятилетий, и в его

творчестве нашли отражение многие перемены в искусстве. В

его произведениях так сильно чувствуется яркая индивидуаль-

ность их создателя, что их всегда можно узнать – независимо

от того, в каком стиле они исполнены.

В поисках новых выразительных средств кубисты наклеи-

вали на свои картины куски газет, обоев, тканей. Такого рода

произведения получили название коллажей.

В работах сюрреалистов реальные существа и предметы

выступают в необычных сочетаниях, и таким образом возника-

ют образы, напоминающие фантастические видения или сны. В

картинах жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка

Шагала память о городе его юности Витебске сплетается с па-

рижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника

и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст

в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: поко-

сившиеся бревенчатые домики, летающие над землею люди,

козы, настенные часы, скрипачи и многие другие небрежно

набросанные существа и вещи.

Двойственное чувство вызывают произведения известней-

шего из сюрреалистов Сальвадора Дали. Неоспоримое мастер-

ство, с которым выполнены все детали картины, делает осо-

бенно впечатляющими его фантазии. Среди знаменитых мотивов

художника – огромные карманные часы из мягкого материала,

пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных,

тонких ногах, чудовища, которые должны изображать ужасы

гражданской войны. В 1936 г. С.Дали создал картину «Предчув-

ствие гражданской войны» и вслед за ней – «Осеннее канни-

бальство». На последней, в соответствии с пояснениями авто-

ра, два испанца, вооруженные ножами и вилками, пожирают

друг друга. Таким образом художник свойственными ему сред-

ствами отражал исторические события. Сюрреализм с его склон-

ностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сто-

рон жизни своей эпохи с ее противоречиями, кризисами,

войнами.

В первой половине ХХ в. зародилось и получило развитие,

прежде всего, в работах В.Кандинского, К.Малевича одно из

сложных и самых спорных направлений искусства – абстрак-

ционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-

нибудь реально существующее, она пытается придать сочета-

ниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие

настроениям и чувствам художника, передающие его отноше-

ние к миру. Наиболее ярким примером абстракционизма явля-

ется знаменитый образец живописи К.Малевича – «Черный

квадрат на белом фоне».

Чтобы понять и оценить современное искусство, недоста-

точно простого наблюдения, а иногда, несмотря на все уси-

лия, смысл произведения остается загадочным и неуловимым.

В архитектуре первой половины ХХ в. используются совер-

шенно новые принципы строительства, новые строительные

материалы. Широко используются стальные и бетонные конст-

рукции. Одним из главных принципов проектирования зданий

стало их соответствие своему назначению, т.е. функции. Отсюда

и название такой архитектуры – функционализм. Даже вне-

шний вид здания должен выражать его назначение, содержа-

ние. Основную идею функционализма можно изложить так: что

целесообразно, то красиво.

В первой половине XX в. получило развитие такое сложное

и неоднозначное явление, как «массовая культура». Она была

вызвана ростом городов и численности городского населения,

развитием средств массовой коммуникации – радио, периоди-

ческой печати, кино, средств звукозаписи. В этом явлении от-

ражался и процесс демократизации культуры, ее доступность.

Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление,

принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помо-

щью манипулировать сознанием и нравственным миром людей.

Типичными жанрами массовой культуры стали детективные

романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной му-

зыки. Преодоление негативных сторон массовой культуры было

возможно благодаря росту общеобразовательного и культурно-

го уровня населения.