Развитие науки и культуры в первой половине ХХ в.
В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
В начале XX в. значительно ускоряются культурные про-
цессы. Возникают новые научные теории, художественные на-
правления. Стремительно меняется повседневная жизнь людей.
На заре нового века все прежние истины в области чело-
веческих знаний и практической деятельности подверглись пе-
ресмотру. В сфере науки значительно расширилась способность
человека понимать и контролировать окружающий мир.
На рубеже ХІХ-ХХ веков начался революционный пере-
ворот в сознании, который в первой половине ХХ в. привел к
важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего,
он затронул физику. В 1898 г. мадам Кюри открыла радий, в
1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амунд-
сен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони
беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу
с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил нача-
ло эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно
меняли представления о физической картине мира.
В области химии на основе периодической системы
Д.И.Менделеева продолжались открытия новых элементов. Вме-
сте с тем были заложены научные основы для производства
искусственных материалов. Это способствовало быстрому раз-
витию химической промышленности. В биологии были заложе-
ны основы генетики, которая сыграла огромную роль в разви-
тии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело
открытие витаминов, гормонов. В 20-е годы благодаря исследо-
ваниям австрийского ученого З.Фрейда значительные успехи
наблюдались в психологии и психиатрии.
Развивалась тенденция превращения науки в непосред-
ственную производительную силу. Научная система организа-
ции труда привела к применению конвейера. Развитие механи-
ки позволило наладить производство вычислительных машин. В
1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно ис-
пользоваться телеграф, телефон, радио. В 20-е годы кинемато-
граф прошел путь от немого до звукового кино.
Благодаря использованию технических средств, изменя-
лась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомоби-
ли, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось
электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт,
пылесос, холодильник. Сложилась «индустрия досуга» – ки-
нотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более
рациональной и демократичной стала мода.
Открытия в области естественных наук и социальные по-
трясения начала XX в. не могли не отразиться на развитии об-
щественных наук. Переворот в физике вызвал растерянность
как у физиков, так и у философов, стремившихся найти зако-
номерности в развитии природы и общества. Философы-мате-
риалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения
неисчерпаемости материи, бесконечности природы.
Первая мировая война и революция в России показали,
что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже,
чем глубины материи. Война подтвердила, что огромные массы
цивилизованных людей могут использовать достижения науки
и техники для массовых убийств. Катастрофа войны нашла от-
ражение в общественных науках.
После первой мировой войны немецкий философ О.Шпенг-
лер издал труд «Закат Европы», где он говорит о закате запад-
ной цивилизации в соответствии с действующим законом кру-
говорота в развитии цивилизаций – от катастрофы к катастрофе.
В 20 – 30 годы стали популярны идеи немецкого философа
Ф.Ницше (умершего в 1900 г.) о кризисе капитализма как
проявлении закона «вечного возвращения всех вещей». Чело-
века он связывал с господством машин и призывал прислу-
шаться к «голосу крови», «зову земли». В дальнейшем некото-
рые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в
нацистской идеологии.
Среди демократической интеллигенции популярным было
такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его
основоположники – немецкие философы М.Хайдеггер, К.Яс-
перс, француз Ж.П.Сартр. Стремясь объяснить общественную
катастрофу, они исходили из бытия, «экзистенций» (существо-
вания) отдельно взятого человека. Стремясь восполнить одно-
сторонность и буржуазно-позитивистской, и марксистской кон-
цепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный
человек – это не тот, который формируется под влиянием ес-
тественной или социальной необходимости, а тот, который
формирует себя сам.
Другими влиятельными философскими течениями были
неопозитивизм и неотомизм. Первое из них было популярно в
Австрии, Англии, США в форме прагматизма, продолжая по-
зитивистскую философию XIX в. – учения о пользе, успехе как
проявлении истинности деятельности человека. Неопозитивис-
ты отвергали возможность философии как теоретического по-
знания, противопоставляли специальные науки философии.
Второе получило распространение в Италии и других католи-
ческих странах. Неотомизм как официальная идеология като-
лической церкви был призван дать философско-религиозное
объяснение реальным процессам.
Многие западные философы, историки, политологи от-
кликнулись на революцию в России, стараясь понять и объяс-
нить ее истоки (К.Каутский, Т.Масарик, В.Рассел). Преоблада-
ли негативные, критические, но сочувственные ее оценки.
Революция в России усилила интерес к изучению обществен-
ных движений, роли народных масс в истории. Этот круг воп-
росов оказался в центре внимания сложившейся в конце 20-х
годов школы «Анналов», одной из ведущих научных школ в
исторической науке на Западе.
Кризис западной цивилизации, проявившийся в годы пер-
вой мировой войны, нашел свое отражение и в художествен-
ной литературе. Она столкнулась с необходимостью переосмыс-
ления представлений о гуманности, справедливости. Рассеялись
нашедшие яркое воплощение в творчестве Жюля Верна опти-
мистические иллюзии о роли науки и техники в обеспечении
прогресса человечества. В фантастической литературе (Г.Уэллс)
осваивалась тема «войны миров».
Демократическое направление в литературе представлено
такими писателями, как Бернард Шоу, Томас Манн, Стефан
Цвейг, Теодор Драйзер, Лион Фейхтвангер, талантливыми де-
ятелями искусства – Чарли Чаплиным (кино). В 20-е годы зая-
вила о себе группа молодых писателей, которые пережили пер-
вую мировую войну, ее ужасы и утратили ориентиры в жизни.
Это Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдинг-
тон. Они противопоставляют простые духовные человеческие
ценности жестокости, фальши, бессмысленности войны. Мно-
гие мастера искусства (Ромен Роллан, Анри Барбюс, Давид
Сикейрос) пытались понять революцию в России и происхо-
дившие в Советском Союзе изменения. Некоторые писатели
(А.Жид, Б.Шоу, Г.Уэллс) с ужасом обнаружили в советской
действительности признаки тоталитаризма.
Многие литераторы проявляли интерес к скрытым моти-
вам деятельности человека. На развитие литературы оказали
влияние писатели-модернисты Франц Кафка, Марсель Пруст.
Одной из главных для них стала тема отчуждения, одиночества
человека в мире. И здесь несомненный интерес представляет
драматургия Эжена Ионеско, его «Театр абсурда».
В личной судьбе и творчестве многих прогрессивных деяте-
лей культуры важное место занял фашизм. Некоторые из них с
оружием в руках выступили против него во время гражданской
войны в Испании (Э.Хемингуэй, Р.Альберти, В.Бредель). Та-
лантливейший испанский поэт Ф.Гарсия Лорка был расстре-
лян фашистами. Мировую известность получила картина П.Пи-
кассо «Герника» – город в Испании, уничтоженный фашистской
авиацией за одну ночь.
В сфере художественной культуры авангардистские движе-
ния ХХ в. опрокинули каноны и нормы прежних традиционных
представлений. Художники решительно сжигали мосты с про-
шлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы на-
глядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое
природе искусство никогда не прекращало существовать, ря-
дом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной
передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств
и настроений художника. Такое «искусство выражения» приня-
то называть модернизмом.
Искусству модернизма свойственно одновременное существо-
вание различных течений и объединение в группы художников с
общими программами. Искусство модернизма отбросило старые,
привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и
вызвало горячие споры. Модернисты часто отказывались от таких
важных для прежнего искусства задач, как тщательное исполне-
ние, созвучие цветов, точность рисунка, стремление к внешней
красоте. На деле главным недостатком модернизма явилось его
безразличие к острым общественным проблемам или изображе-
ние темных сторон жизни без того, чтобы противопоставить им
что-либо положительное. Одно из главных стремлений художни-
ков модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей
индивидуальности, этим и продиктованы постоянные поиски
новых изобразительных средств.
Основные направления модернизма: фовизм (Анри Ма-
тисс); yкспрессионизм (Эмиль Нольде, Отто Дикс); кубизм
(Пабло Пикассо); футуризм (Джакомо Балла); сюрреализм (Марк
Шагал, Сальвадор Дали); абстракционизм (Василий Кандин-
ский, Пит Мондриан).
Экспрессионисты (как и фовисты) ставили своей целью
подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его
чувств и настроений. Их не удовлетворяла существующая дей-
ствительность, но выход из положения они найти не могли.
Результатом было состояние удрученности, разочарования и
досады. Для выражения порывов чувств они использовали яр-
кие кричащие краски, небрежные движения кисти, резкие и
упрощенные формы.
После первой мировой войны в искусстве экспрессионистов
преобладают ноты общественной критики. Войну с ее ужасами,
напуганных пережитым людей, раненых, калек, нищих, прито-
ны большого города и т.п. изображал Отто Дикс. С экспрессиониз-
мом как художественным течением покончили пришедшие к вла-
сти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер лично объявил модернизм
«дегенеративным искусством», которое следует уничтожить.
Главным принципом кубистов было не следование види-
мой реальности, а сотворение новой, которая подчиняется
особым законам – не жизни, а искусства. Они как бы расчле-
няли реальные предметы и существа на части и затем уклады-
вали эти части в новом порядке, они упрощали предметы до
геометрических фигур. Используя приемы кубизма, Пабло Пи-
кассо создал огромное полотно «Герника», которое изобража-
ет этот город во время бомбежки; убитые, раненые – все это
сильно деформировано, а кубистические приемы усиливают
страшное впечатление.
Пабло Пикассо трудился более семи десятилетий, и в его
творчестве нашли отражение многие перемены в искусстве. В
его произведениях так сильно чувствуется яркая индивидуаль-
ность их создателя, что их всегда можно узнать – независимо
от того, в каком стиле они исполнены.
В поисках новых выразительных средств кубисты наклеи-
вали на свои картины куски газет, обоев, тканей. Такого рода
произведения получили название коллажей.
В работах сюрреалистов реальные существа и предметы
выступают в необычных сочетаниях, и таким образом возника-
ют образы, напоминающие фантастические видения или сны. В
картинах жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка
Шагала память о городе его юности Витебске сплетается с па-
рижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника
и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст
в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: поко-
сившиеся бревенчатые домики, летающие над землею люди,
козы, настенные часы, скрипачи и многие другие небрежно
набросанные существа и вещи.
Двойственное чувство вызывают произведения известней-
шего из сюрреалистов Сальвадора Дали. Неоспоримое мастер-
ство, с которым выполнены все детали картины, делает осо-
бенно впечатляющими его фантазии. Среди знаменитых мотивов
художника – огромные карманные часы из мягкого материала,
пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных,
тонких ногах, чудовища, которые должны изображать ужасы
гражданской войны. В 1936 г. С.Дали создал картину «Предчув-
ствие гражданской войны» и вслед за ней – «Осеннее канни-
бальство». На последней, в соответствии с пояснениями авто-
ра, два испанца, вооруженные ножами и вилками, пожирают
друг друга. Таким образом художник свойственными ему сред-
ствами отражал исторические события. Сюрреализм с его склон-
ностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сто-
рон жизни своей эпохи с ее противоречиями, кризисами,
войнами.
В первой половине ХХ в. зародилось и получило развитие,
прежде всего, в работах В.Кандинского, К.Малевича одно из
сложных и самых спорных направлений искусства – абстрак-
ционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-
нибудь реально существующее, она пытается придать сочета-
ниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие
настроениям и чувствам художника, передающие его отноше-
ние к миру. Наиболее ярким примером абстракционизма явля-
ется знаменитый образец живописи К.Малевича – «Черный
квадрат на белом фоне».
Чтобы понять и оценить современное искусство, недоста-
точно простого наблюдения, а иногда, несмотря на все уси-
лия, смысл произведения остается загадочным и неуловимым.
В архитектуре первой половины ХХ в. используются совер-
шенно новые принципы строительства, новые строительные
материалы. Широко используются стальные и бетонные конст-
рукции. Одним из главных принципов проектирования зданий
стало их соответствие своему назначению, т.е. функции. Отсюда
и название такой архитектуры – функционализм. Даже вне-
шний вид здания должен выражать его назначение, содержа-
ние. Основную идею функционализма можно изложить так: что
целесообразно, то красиво.
В первой половине XX в. получило развитие такое сложное
и неоднозначное явление, как «массовая культура». Она была
вызвана ростом городов и численности городского населения,
развитием средств массовой коммуникации – радио, периоди-
ческой печати, кино, средств звукозаписи. В этом явлении от-
ражался и процесс демократизации культуры, ее доступность.
Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление,
принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помо-
щью манипулировать сознанием и нравственным миром людей.
Типичными жанрами массовой культуры стали детективные
романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной му-
зыки. Преодоление негативных сторон массовой культуры было
возможно благодаря росту общеобразовательного и культурно-
го уровня населения.