Международные отношения во второй половине ХХ в.
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
После второй мировой войны важнейшим вопросом было
послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо
было согласовать позиции всех стран – участниц антигитле-
ровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафик-
сированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме.
Подготовительная работа была возложена на Совет министров
иностранных дел, учрежденный на Потсдамской конференции.
В июле – октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конфе-
ренция, которая рассмотрела подготовленные СМИД проекты
мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гит-
леровской Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румы-
нией, Финляндией. 10 февраля 1947 г. они были подписаны.
Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми
изменениями. Определялся также объем репараций, порядок
возмещения ущерба, причиненного союзным государствам.
Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам
права человека и основные свободы, не допускать возрожде-
ния фашистских организаций. Активное участие в решении всех
вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были спра-
ведливыми и способствовали независимому, демократическо-
му развитию государств, с которыми они заключались. Тем не
менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мир-
ное урегулирование германской проблемы на взаимоприемле-
мой основе. И в 1949 г. раскол Германии стал историческим
фактом. Отчуждение между великими державами возрастало.
Идеологические расхождения и различные доктрины стали иг-
рать доминирующую роль в международных отношениях. За-
падные страны крайне негативно относились к тоталитарному
социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился
к капитализму. Воздействие сторон на международные отно-
шения и на более слабых их субъектов все более возрастало.
США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными
ходом истории во главе сил, отстаивавших различные обще-
ственно экономические системы.
Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х
годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с
государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудниче-
стве и взаимной помощи сформировали новую систему между-
народных отношений. Эта система была ограничена рамками
государств, развитие которых протекало в условиях действия
сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми
чертами.
Обострение отношений и осложнение политической об-
становки в мире происходило и в связи с поддержкой Совет-
ским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависи-
мых стран за свое освобождение. Метрополии всячески
препятствовали национально-освободительному движению. В
1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к
радикальному изменению геополитической ситуации в Азии,
что усилило беспокойство США и других западных стран. Все
это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обо-
стрило все имеющиеся противоречия.
Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь
Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, вы-
двинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как откры-
тое провозглашение «холодной войны», длившейся более 40
лет. За все это время соперничество двух великих держав не
переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот
период «холодной войной». Она втянула в себя всю планету,
расколола мир на две части, две военно-политические и эко-
номические группировки, две общественно-экономические
системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная поли-
тическая логика этого глобального соперничества – «кто не с
нами, тот против нас». Во всем и везде каждая сторона видела
коварную руку противника.
Холодная война довела до невиданных размеров милита-
ризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали
оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса
вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоко-
вую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронта-
цию в международных отношениях. Большинство государств,
принявших «план Маршалла», подписали в апреле 1949 г. Севе-
роатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные
вооруженные силы под командованием американских военачаль-
ников. Создание замкнутой военно-политической группировки
идеологизированного характера, направленной, по существу,
против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на
развитие международных отношений.
Политика США «с позиции силы» встретила жесткую от-
ветную реакцию СССР и вызвала обострение международной
напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монопо-
лия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а
вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных
баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для
достижения военно-стратегического паритета с США, который
осуществился на рубеже 60–70 годов. Росло количество военных
блоков. В 1951 г. возникла военно-политическая группировка
АНЗЮС. Был заключен «договор безопасности» между США и
Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образо-
вана еще одна замкнутая группировка – Багдадский пакт. После
выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опаса-
ясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и Юго-
Восточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ре-
милитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае
1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудни-
честве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор,
предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средства-
ми в случае вооруженного нападения в Европе на одно или не-
сколько государств – участников Варшавского Договора.
Огромную опасность для мира на Земле таили в себе меж-
дународные конфликты в различных регионах, угрожавшие
перерастанием их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война в
Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоен-
ных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Вели-
кобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против
Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию
в Ливан, а Великобритания – в Иорданию. Самый опасный
международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обста-
новкой вокруг Кубы, поставившей человечество на грань ядер-
ной войны. Карибский кризис был разрешен благодаря дости-
жению компромисса между СССР и США. Затяжной характер
приобрела агрессия США в Индокитае. Это была самая жесто-
кая война второй половины XX века. Вьетнам превратился в
испытательный полигон самых изощренных средств ведения
войны, созданных высокоразвитыми промышленными техно-
логиями США. Попытка США вовлечь в войну своих союзни-
ков и придать ей характер международной акции провалилась.
Однако некоторые страны участвовали в войне на стороне США.
Огромная помощь, оказанная Вьетнаму СССР, поддержка ге-
роического вьетнамского народа всеми миролюбивыми силами
вынудили США пойти на заключение соглашения о прекраще-
нии войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Опасным оча-
гом конфликта оставался Ближний Восток. Сложные противо-
речия и непримиримость сторон привели к нескольким
Арабо-Израильским войнам и надолго исключили возможность
мирного урегулирования в этом регионе.
Однако в эти трудные десятилетия человечество все более
четко осознавало, что новая мировая война не является неиз-
бежной, что усилия прогрессивных сил могут остановить спол-
зание человечества к ядерной катастрофе.
50–60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гон-
кой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и
иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все
новых средств ведения войны. В то же время крайне остро не хва-
тало их для решения социально-экономических проблем в боль-
шинстве стран мира. В 1960 г. СССР предложил Сессии Генераль-
ной Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения договора
о всеобщем и полном разоружении государств под строгим меж-
дународным контролем. Западные страны отклонили эту инициа-
тиву, однако, первый шаг к потеплению международных отно-
шений был сделан. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США
подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний
в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
Постоянно усиливающаяся гонка вооружений, в особенно-
сти ядерных, подводила человечество к роковой черте, нужны
были огромные усилия, чтобы остановить этот негативный про-
цесс. Активная позиция СССР и его союзников, направленная
на оздоровление международной обстановки, усилия движения
неприсоединения, политический реализм руководителей ряда
западных стран принесли положительные результаты. С начала
70-х годов международные отношения вступили в полосу раз-
рядки. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспростране-
нии ядерного оружия. К началу 90-х годов его подписали более
135 государств. Для европейского региона важное значение имел
Договор между СССР и ФРГ, заключенный в августе 1970 г.
В 1972–1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем
уровне между СССР и США, которые привели к подписанию
ряда важных политических документов. «Основы взаимоотно-
шений между Союзом Советских Социалистических Республик
и Соединенными Штатами Америки» содержали платформу
перевода двусторонних отношений на качественно новый уро-
вень их радикального улучшения.
В этот же период был заключен Договор между СССР и США
об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), под-
писано Временное соглашение о некоторых мерах в области огра-
ничения стратегических наступательных вооружений (OCB-1).
Улучшение отношений между двумя сверхдержавами со-
здало предпосылки для укрепления безопасности и развития
межгосударственного сотрудничества на Европейском конти-
ненте. Большую роль в этом сыграли инициативы СССР и дру-
гих социалистических стран. Немаловажное значение имело
изменение позиции ФРГ по вопросам европейской политики.
Коалиционное правительство социал-демократов во главе с
Канцлером Вилли Брандтом предложило «новую восточную
политику», стержнем которой было признание сложившихся в
Европе послевоенных реальностей и нормализация отношений
с СССР и странами Восточной Европы. Это дало толчок разви-
тию процесса укрепления общеевропейской безопасности. В
1973 г. в Хельсинки состоялись многосторонние консультации
33 европейских государств, США и Канады по подготовке об-
щеевропейского Совещания. 30 июля – 4 августа 1975 г. в Хель-
синки состоялось Совещание по безопасности и сотрудниче-
ству в Европе (СБСЕ). Руководители 35 государств подписали
Заключительный акт, в котором зафиксированы согласован-
ные принципы взаимоотношений стран – участниц Совеща-
ния, определены содержание и формы сотрудничества между
ними, меры по уменьшению опасности возникновения воору-
женных конфликтов. Растущую заинтересованность в развитии
процесса, начатого в Хельсинки, показали последующие встречи
государств – участников СБСЕ в Белграде (1977–1978 г.), Мад-
риде (1980–1983 г.), Стокгольме (1984–1987 г.), Вене (1986–
1989 г.), Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.).
70–80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом про-
мышленных, научно-технических связей западных стран с
СССР и другими социалистическими странами. Перспектив-
ные программы и соглашения с СССР заключили Франция,
Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Шве-
ция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не
отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная
обстановка обострилась. Политический курс США в отноше-
нии СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе
1981 г. администрации Р.Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со
стратегической оборонной инициативой (СОИ). Напряженность
достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над
территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с
пассажирами на борту.
Рост международной напряженности был связан также с
внешнеполитическим курсом США и других западных стран.
Сферой жизненно важных интересов США были объявлены
почти все регионы планеты. Многие испытали на себе полити-
ческое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В
конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства станови-
лись Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и
другие страны. Усилилась напряженность и в связи с вводом
ограниченного контингента советских войск в Афганистан.
Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в
1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государ-
ственном уровне основы нового политического мышления и
приступить к их практическому осуществлению. Это привело к
радикальному обновлению внешней политики СССР. Централь-
ными идеями нового политического мышления стали: идея
приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, на-
циональными, социальными; идея взаимозависимости челове-
чества перед угрозой стремительно надвигающихся глобальных
проблем; идея свободы выбора общественного устройства; идея
демократизации и деидеологизации всей системы международ-
ных отношений.
Новая философия мира пробивала себе дорогу, воплоща-
ясь в конкретных шагах. Реальным подтверждением этому яви-
лось развитие и углубление политического диалога между СССР
и США по всем узловым вопросам мировой политики и дву-
сторонних отношений.
Советско-американские переговоры на высшем уровне в
Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и
Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г.
был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор
РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматриваю-
щее уничтожение двух классов ядерных вооружений при стро-
гом международном контроле. Результатом явилось значитель-
ное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее
их качественное развитие произошло в результате переговоров
на высшем уровне в Вашингтоне (май – июнь 1990 г.) и в
Москве (июль 1991 г.). Исключительное значение имело подпи-
сание двустороннего договора об ограничении и сокращении
стратегических наступательных вооружений. Сбалансированность
договора отвечала интересам укрепления стратегической ста-
бильности и уменьшения вероятности ядерного конфликта.
Однако в этом направлении имеются огромные возможности
для движения вперед и более существенного сокращения СНВ.
В устранении напряженности в международных делах как в
целом на планете, так и в Европе большую роль сыграло урегули-
рование отношений Германии и подписание 10 сентября 1990 г.
соответствующего соглашения. Практически этот договор под-
вел окончательную черту под итогами второй мировой войны.
Впоследствии в международных делах возникли новые ос-
трые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и
СССР привел к возникновению новых региональных конфлик-
тов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изме-
нилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое су-
ществование система международных отношений между
социалистическими государствами. Страны Восточной Европы
переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО
в Мадриде было принято решение о расширении альянса за
счет трех государств бывшего Варшавского Договора – Чехии,
Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к
большинству государств СНГ может изменить геополитичес-
кую обстановку, способно подорвать систему договоров по ог-
раничению вооружений. Такое развитие событий может ослож-
нить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю
систему международных отношений. Война на Балканах, дру-
гие конфликты в Европейском регионе, трудности переходно-
го периода в странах Восточной Европы и в постсоветском
пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза
дополняется агрессивным национализмом, религиозной и эт-
нической нетерпимостью, терроризмом, организованной пре-
ступностью, неконтролируемой миграцией. В последние годы
усиливается борьба за контроль над принятием решений в гло-
бальном масштабе. Наибольшее внимание «центры силы» со-
средотачивают на деятельности, позволяющей контролировать
основные финансовые, интеллектуальные и информационные
потоки. Быстро возрастает значение контроля над экономиче-
скими процессами, развитием всей социальной сферы. Все это
требует новых огромных усилий для сохранения и укрепления
мира и международной безопасности.
Вступая в ХХI век, человечество столкнулось не только с
новыми глобальными вызовами, но и с изменившейся геопо-
литической ситуацией. Оставшись единственной сверхдержавой
в мире, США подают свою главенствующую роль как необхо-
димость, продиктованную не только американскими нацио-
нальными интересами, но и желанием мирового сообщества.
Применение силы в Ираке и Югославии, расширение
Североатлантического союза, использование силы в других ре-
гионах планеты демонстрируют желание установить абсолют-
ную гегемонию США в мире. С этим вряд ли согласятся Китай,
Россия, Индия и многие независимые государства, которые
оказывают и будут оказывать сопротивление гегемонизму. В сло-
жившейся ситуации подлинная безопасность человечества свя-
зана не с углублением противостояния между странами и на-
родами, а с поиском новых путей и направлений всестороннего
и взаимовыгодного сотрудничества, способных обеспечить со-
хранение и расцвет человеческой цивилизации.