Индия в 1947 – 1990-е г.
Вторая мировая война привела к коренным изменениям в
международной обстановке и во внутреннем положении Ин-
дии. Экономика, в особенности сельское хозяйство, пережива-
ла кризис. Длительный колониальный гнет привел к нищете и
разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между
тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колони-
альным господством Англии, что вызвало подъем мощного
антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объе-
динились основные слои населения, а во главе в силу истори-
ческих обстоятельств оказалась национальная буржуазия, ин-
тересы которой представлял Индийский национальный
конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить вы-
ступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране раз-
вернулось движение протеста против посылки индийских войск
в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской на-
циональной армии. В начале 1946 г. это движение захватило ар-
мию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиоз-
ных общин, национальностей и политических течений. Выборы
в Центральное и провинциальные законодательные собрания
(конец 1945-начало 1946 г.) оказались для англичан неудав-
шимся политическим маневром с целью разжечь индусо-му-
сульманский конфликт. Однако в результате политики проти-
вопоставления религиозных общин и нежелания предоставить
Индии полную независимость 1946 г. стал временем кровавых
столкновений, и Мусульманская Лига объявила начало «пря-
мой борьбы» за Пакистан.
С февраля по июнь 1947 г. англичане предложили новую
декларацию об Индии и «план передачи власти Индии». После
того, как план обрел юридическую силу в качестве Закона о
независимости Индии (15 августа 1947 г.), на смену прежней
колонии пришли два доминиона – Индийский Союз и Пакис-
тан. Разделенные по религиозному признаку, они с самого на-
исходило в обстановке обострившейся вражды, жестоких гоне-
ний и кровавой бойни, стоившей едва ли не миллионов чело-
веческих жизней (только в Пенджабе резня и погромы унесли
около 500 тыс. человек). Ситуация была усугублена тем, что кня-
жествам (562) давалось право свободы выбора, вследствие чего
ряд князей на территории Индии (большинство их были мусуль-
манами) выразили желание – вопреки воле населения княже-
ства, по преимуществу индуистского – присоединиться к Паки-
стану. Это потребовало вооруженного вмешательства
правительства Индийского Союза. Раздел вызвал многомилли-
онный поток беженцев и взрыв националистических и шовини-
стических настроений. Жертвой их стал пытавшийся погасить
страсти М.К.Ганди, убитый в 1948 г. членом религиозно-нацио-
налистической группировки Хинду Махасабха. Нелегкой задачей
была перестройка экономики каждой из частей прежде единого
организма: к Пакистану отошли богатые сельскохозяйственные
районы, дававшие хлопок и джут для текстильных предприятий
Индии. Стране не хватало своего хлеба. Промышленность оказа-
лась в зависимости от иностранного оборудования и капитала.
1949 г. прошел под знаменем подготовки конституцион-
ных реформ. Они были оформлены Учредительным собранием
в качестве конституции новой Индии, вступившей в силу в
январе 1950 г. Была провозглашена Республика Индия, которая
при этом оказалась членом Британского содружества наций,
т.е. сохраняла привычные связи с прежней метрополией. На
первых выборах в центральный парламент и законодательные
собрания штатов (1951–1952 г.) почти три четверти мест полу-
чил ИНК – с тех пор почти бессменная правящая партия. Воз-
главил правительство Дж.Неру (1947–1964 г.).
Индия развивалась по капиталистическому пути. Цивили-
зационный фундамент здесь оказался принципиально небла-
гоприятным для экспериментов в марксистско-социалисти-
ческом духе, притом, что в Индии есть две влиятельные
компартии, одна из которых многие годы провела у руля прав-
ления штата Бенгалия. Зато занесенные в Индию англичана-
ми демократические традиции хорошо вросли в местную струк-
туру. В Индии стала реализовываться рожденная Дж.Неру
концепция «общества социалистического образца». Она вклю-
чала в себя смешанную экономику при приоритете госсекто-
ра, демократическое единство сильного центра и наделенных
широкими правами регионов, плановость народного хозяй-
ства (пятилетки с 1951 г.), плюрализм общественной мысли.
Общая оценка преобразований 50 – начала 90-х годов – это
путь к компромиссу, преобразованиям социал-реформистского
толка. Все в концепции оказалось жизненным и придало раз-
витию Индии устойчивую динамичность.
Первой серьезной реформой была аграрная. Суть ее своди-
лась к ликвидации слоя посредников-заминдаров и к передаче
земли тем, кто ее обрабатывает. Результатом реформы было
сокращение доли арендаторов и превращение основной части
крестьян в землевладельцев. При поддержке государства шло
развитие кооперации, призванной уменьшить в стране влия-
ние ростовщиков. В 60–70-е годы аграрные преобразования были
дополнены серией передовых агротехнических методов и при-
емов, связанных с «зеленой революцией» и имевших целью
резко усовершенствовать сельскохозяйственный процесс. С 1978 г.
Индия перестала импортировать продовольствие и достигла
полного самообеспечения. В наши дни страна в основном справ-
ляется с продовольственной проблемой, хотя при этом зна-
чительная доля ее населения питается крайне скудно.
В основу экономической политики были положены два
важнейших принципа: развитие госсектора в промышленности
и плановое ведение народного хозяйства. С 70-х годов развива-
ется прямое сотрудничество с частным капиталом, происходит
сращивание двух секторов. Главными направлениями экономи-
ческой политики всех правительств ИНК были: а) усиление
государственных капиталовложений в базовые отрасли промыш-
ленности; б) ослабление государственного регулирования част-
ного сектора; в) упрочение национальной валютной системы
и финансов, укрепление национального рынка. В целом к сере-
дине 60-х годов объем промышленного производства вырос в
2,5 раза. С 1980 по 1991 г. рост экономики составлял ежегодно
5,4%. Индия вышла в ряд индустриально-аграрных стран. Вмес-
те с тем в этом процессе проявились и негативные явления:
рост бюрократии, недостаточная эффективность ряда предпри-
ятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на
решение острых социальных проблем.
Ориентация на капиталистическое развитие гармонично
сочеталась в республиканской Индии с генеральными установ-
ками в сфере политической и правовой, корнями уходящими в
классическую вестминстерскую парламентарно-демократическую
систему власти. В соответствии с конституцией Республика Ин-
дия – это союз, который включает 25 штатов и 6 союзных тер-
риторий. Законодательная власть принадлежит двухпалатному
общеиндийскому парламенту, а в штатах – законодательным
собраниям; исполнительная власть в руках общеиндийского со-
вета министров в Дели и правительств штатов во главе с глав-
ными министрами. Формально президент считается верховным
главой исполнительной власти страны, фактически власть в руках
премьера.
Политический процесс в стране основан на состязатель-
ности партий с полной свободой для партийных коалиций. Об-
щеиндийским языком по-прежнему считается английский. По-
пытка сделать таковым в 1965 г. хинди не могла быть
осуществлена, ибо этому энергично противодействовал ряд
южных штатов, для которых хинди является чужим. Так как
большинство людей неграмотны, важную роль в борьбе за из-
бирателей играют символы. Для ИНК это изображение священ-
ной коровы. Партиям трудно объединить людей вокруг идеоло-
гического вопроса, т.к. общество еще расколото по многим
признакам.
Избирательные кампании свидетельствовали об устойчи-
вости симпатий основной массы избирателей: при наличии ком-
мунистического левого (с 1964 г. – две компартии с примерно
равными силами) и религиозно-коммуналистского правого кры-
ла основная доля голосов избирателей приходилась на центр.
Он был представлен, прежде всего, ИНК, позже и коалицией
оппозиционных ему группировок типа «Джаната парти», нахо-
дившейся у власти в 1977–1979 г. Если не считать этого неболь-
шого промежутка, все остальные годы во главе Индии стояло
правительство ИНК, которое после смерти Неру (1964 г.) воз-
главляла его дочь Индира Ганди (1966–1977, 1980–1984 г.), а
после ее убийства – ее сын Раджив Ганди (1984–1991 г.). Не-
редки были обострения внутриштатных политических проти-
воречий на национальной, религиозной или иной основе, для
решения или погашения которых Дели обычно вводила прези-
дентское правление (за время независимости более 116 раз).
В середине 60-х годов нарастает внутренняя нестабильность
в стране. Критику вызывает позиция ИНК по социальным воп-
росам, усиливается крестьянское движение, активизируются
правые группировки в ИНК. Стремясь восстановить популяр-
ность Конгресса, И.Ганди выступила за новые реформы: по-
ощрение мелкого производства, расширение госсектора, на-
ционализация крупных банков и оптовой торговли, ограничение
монополий, снижение земельного максимума и др. В 70-е годы
прогрессивные реформы были продолжены, однако, вскоре
проявилось влияние бюрократии и снижение эффективности
госсектора. Политическое развитие было следствием острой
экономической депрессии, поляризации классовых сил, поло-
винчатости прогрессивной экономической программы, неспо-
собности правительства решить основные проблемы страны:
сокращение безработицы, наделение крестьян землей, согла-
сование интересов государства и окрепшей монополистической
буржуазии. Все это поколебало авторитет ИНК и впервые при-
вело к поражению в 1977 г. партий консервативного толка. В
1980 г. он восстановил свои позиции и вернулся к руководству
в общеиндийском масштабе.
В 80-е годы экономическое развитие Индии замедлилось,
обнаружились негативные последствия протекционизма, мо-
нополизация внутреннего рынка промышленными кланами,
инфляция, неконкурентоспособность индийских товаров, бю-
рократизация управленческого аппарата, неэффективная ра-
бота предприятий госсектора. В 1990 г. внешний долг составил
70 млрд. долларов, приток иностранных капиталов сократился
на 59%. Заметные успехи 90-х годов связаны с реализацией с
1991 г. радикальной экономической программы. Основными
положениями ее являются либерализация политики в отноше-
нии иностранного и национального капитала, реформа гос-
сектора. Пик положительных тенденций пришелся на 1995–
1996 г. – темпы роста промышленного производства увеличились
на 12,4%. Во второй половине 90-х годов экономические темпы
замедляются, продолжается застой капиталов, не решена про-
блема низкой производительности труда и реформы госсекто-
ра. Правильные экономические решения не дали результатов
на микроуровне, поэтому в начале ХХI в. главной целью про-
возглашен «экономический рост и справедливость» (вложения
в социальную сферу и инфраструктуру).
Современная Индия владеет высокими технологиями, яв-
ляется крупным производителем и экспортером программного
обеспечения – 140 из 500 ведущих компаний мира удовлетво-
ряют свои потребности в этом за счет экспорта из Индии. Страна
занимает третье место в мире по численности научно-техни-
ческих кадров, пятое – по объему сельскохозяйственного про-
изводства и по ВВП. В середине 90-х годов заняла второе место
в мире по экспорту пшеницы, достигла самообеспечиваемости
основными продуктами питания. В 1998 г. стала ядерной держа-
вой. Сейчас индийская экономика входит в число 10 самых
быстроразвивающихся в мире.
В 80-е годы прежняя структура власти уже не соответство-
вала новой расстановке социально-классовых сил, все более
заметны изъяны в политической жизни (коррупция, наруше-
ния демократии), росло влияние радикализма и популизма,
поддержку масс получали новые политические партии. В 1989 г.
ИНК уступил власть коалиционным правительствам. Это сви-
детельствует о появлении в последние 10–15 лет тенденции (пока
не завершившейся) создания действительно многопартийной
структуры власти вместо доминирования одной партии. В 90-е
годы Индия окончательно перешла к коалициям – осенью 1999 г.
на выборах в парламент большинство получил правоцентрист-
ский Национальный демократический альянс (24 партии). На-
чался переход партий от конфронтационной к соревнователь-
ной политике. Актуализировалась проблема консолидации
общества. Сохранение регионального коммунализма и регио-
нализма мешают укреплению патриотизма. Последние годы
показали быстрый рост влияния индуистских партий.
На развитие современной Индии существенное влияние
оказывают сохраняющиеся серьезные проблемы. Важнейшая из
внутренних – это религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г.,
в республике проживают 106 млн. (11,4% населения) мусульман.
Большую и влиятельную общину составляют сикхи (2%) и буд-
дисты (0,7%). Этнорегиональные конфликты накладываются на
давние территориальные споры, перерастая в ожесточенную
сепаратистскую и террористическую борьбу. Индо-мусульманские
столкновения и борьба сикхского меньшинства вначале за по-
литическую автономию, а затем и за собственное независимое
государство Халистан (отделение Пенджаба от Индии) являют-
ся практически неразрешимыми проблемами. Переход к воору-
женной борьбе экстремистских сикхских организаций в 80-е годы
привел к убийству ими И.Ганди (31 октября 1984 г.), что вызва-
ло новую волну насилия и жертв. Акты террора продолжались и
в 90-е годы, несмотря на попытку властей найти политическое
решение пенджабского кризиса. Источником политической не-
стабильности для всей Индии остается в XXI в. проблема штата
Джамму и Кашмир. Сепаратистские группировки добиваются
создания здесь независимого государства. Проблема осложняет-
ся претензиями на этот штат со стороны Пакистана, в составе
которого находится 1/3 его территории. Взаимная неуступчивость
и жесткие позиции двух стран делают спор одним из самых опас-
ных пограничных конфликтов в мире и не раз ставили соседей
может быть добавлена напряженность, которая возникла в 80-е
годы на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и других райо-
нах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную
нестабильность. Проблемы создают и сепаратистские настрое-
ния тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималай-
ского района. Точного числа сепаратистских группировок не знает
никто (в Индии «говорят» на 179 языках и 544 диалектах). Усиле-
нию с конца 80-х годов религиозного фанатизма и межпартий-
ных распрей способствовала эволюция идеологии национализма.
После завоевания независимости Индии в национализме отдель-
ных наций уже начали проявляться гипертрофированные наци-
ональные амбиции, сепаратизм.
Другая группа проблем, внешне менее острая, но чрева-
тая далеко идущими последствиями – демографическая. Быст-
рый прирост населения (со времени деколонизации почти
вдвое) угрожает стране катастрофой. Наиболее тяжкие его по-
следствия, прежде всего, голод были смягчены успехом «зеле-
ной революции» и фермерского хозяйства (Пенджаб). Попытки
решить ее ускоренными темпами, с административным нажи-
мом, результатов не дали, более того, привели И.Ганди к по-
ражению в 1977 г. Несмотря на реализацию программы по ог-
раничению рождаемости, демографический прирост все
возрастает – в ХХI в. Индия вступила миллиардной страной.
К числу внутренних относится проблема каст. Государство
сделало много для искоренения кастового неравенства: за диск-
риминацию на кастовой основе вводилось уголовное преследова-
ние, за представителями низших каст забронированы квоты в
вузах, госучреждениях (по конституции 1950 г. –– 27% мест). Вме-
сте с тем попытка распространить такое проявление социальной
справедливости и на промежуточные касты (52% населения) выз-
вало массовое недовольство и политический кризис 1989-1990 г.
Касты играют ту же роль, что и в прошлом – роль стабилизирую-
щего фактора. Однако более значима консервирующая функция
касты и общины, явно противостоящая задачам развития страны.
Со временем эта функция ослабнет, а развитие возьмет свое. Од-
нако остаются вопросы – сумеет ли общинно-кастовая Индия в
случае демографического взрыва прокормить страну, явно не ус-
певшую превратиться к тому времени в фермерскую?
Наиболее сложными проблемами являются чрезвычайная
плотность населения, истощение природных ресурсов, безрабо-
тица, вопиющие социальные контрасты, нерешенность аграр-
ного вопроса (50–55% хозяйств носят деградирующий характер),
растущий водный дефицит (80% населения не имеет доступа к
питьевой воде), узость «среднего класса» (20 – 25%) при массо-
вой бедности, неграмотность населения (48%) и др.
Существенным элементом внешней политики Индии в 50–
60-ые годы стали неприсоединение к военным блокам и стрем-
ление к консолидации молодых независимых государств. Внеш-
неполитическая позиция страны во многом объясняется и гео-
политической конфронтацией сил в Азии, в частности,
конфронтацией с КНР и ее союзником – Пакистаном. Это при-
вело в свое время страну, декларировавшую независимость,
нейтралитет и неприсоединение в качестве принципиальных
основ политического курса, к тесному союзу с СССР. Их со-
трудничество способствовало укреплению государственной эко-
номики Индии и заключению важных договоров о мире, друж-
бе и сотрудничестве, включая Делийскую декларацию 1986 г. С
распадом СССР его место заняла Россия. С 1995 г. возрастает
внимание к сотрудничеству с Республикой Беларусь.
Внешняя политика в 70–90-е годы преследовала четыре ос-
новные цели: укрепление безопасности страны, реализация экс-
пансионистских амбиций в Южной Азии (что привело к устойчи-
вой конфронтации в системе региональных отношений), усиление
влияния среди государств мирового сообщества (становится фор-
мирующимся центром мировой политики, но без превращения в
супердержаву) и установление оптимальных внешних связей для
создания благоприятных условий для модернизации экономики.
С середины 90-х годов реализуется новый внешнеполитиче-
ский курс – нормализация отношений с большими и малыми стра-
нами. В 1995 г. с созданием ассоциации «Индоокеанское кольцо»
Индия стремится стать одним из региональных лидеров. После рас-
пада военных блоков потеряла смысл позиция неприсоединения к
ним. Поэтому особое значение приобрела «свобода принятия само-
стоятельных решений» (Дж.Неру). Несмотря на статус доминирую-
щей в регионе державы с военно-политическими функциями,
Индия неоднократно подтверждала свою роль гаранта политиче-
ской стабильности. Хорошо известно миролюбие Индии, завидная
для всего развивающегося мира внутренняя стабильность. Индия
не знакома ни с политическими переворотами, ни с попытками
армии играть политическую роль, ни с чересчур острыми соци-
альными конфликтами. За Индию никто и никогда не вел и не
ведет борьбу. Это объясняется тем, что здесь никогда не было ваку-
ума власти, а государство со стабильным политическим курсом
устойчиво и надежно, всегда опиралось на привычные нормы су-
ГЛАВА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ