В середине 80-х – 90-е г.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы
Формально изменения, начавшиеся в Советском Союзе в
1985 г., были одобрены и поддержаны руководством коммунис-
тических партий восточноевропейских стран. Были сделаны ана-
логичные заявления, приняты соответствующие постановления
и решения. Но в действительности советская «перестройка» выз-
вала резко негативную реакцию, особенно так называемое «но-
вое политическое мышление», тезис о свободе выбора. Как и в
Советском Союзе, реальных изменений в политической систе-
ме и экономике не произошло. В то же время имело место ослаб-
ление Организации Варшавского договора и СЭВ, резкое со-
кращение экономической помощи со стороны СССР.
В 1989–1990 г. во всех восточноевропейских государствах
произошли радикальные перемены, в результате которых ком-
мунистические партии были отстранены от власти. Они полу-
чили два названия: а) «бархатные» революции (имеется в виду,
что смена правящих политических сил произошла мирно, без
насилия и крови, определенное исключение составили лишь
Румыния и Югославия); б) демократические революции (под-
разумевается переход от тоталитаризма к демократии).
Существует несколько точек зрения на характер событий
1989–1990 г. Наиболее аргументированная и общепринятая зак-
лючается в том, что это были массовые народно-демократи-
ческие революции. В итоге массовых выступлений (особенно в
ГДР, Чехословакии, Румынии) к власти пришли новые поли-
тические силы, которые и начали осуществлять перемены ре-
волюционного содержания. В Польше, Венгрии, Югославии они
хотя и не сопровождались массовыми движениями именно в
это время, но явились результатом длительных эволюционных
процессов 80-х годов. Эта эволюция произошла под давлением
масс и привела к революционным политическим переменам.
Обращает на себя внимание масштабность перемен на ру-
беже 80-90-х годов. В течение примерно года, с середины 1989
до середины 1990 г., произошла серия революций в странах
Центральной и Юго-Восточной Европы. Имело место невидан-
ное в Европе с 1848 г. явление – цепная реакция воздействия
одной страны на другие. В июне 1989 г. антисоциалистическая
оппозиция победила на парламентских выборах в Польше. В
октябре этого же года на съезде Венгерской социалистической
рабочей партии победило реформаторское направление, кото-
рое реорганизовало ВСРП в социал-демократическую партию
и высказалось за рыночную экономику, многообразие форм
собственности. В ноябре пленум ЦК Болгарской компартии сме-
стил Т.Живкова, а в Чехословакии после студенческих волне-
ний КПЧ была отстранена от власти. В ноябре-декабре 1989 г.
было сформировано коалиционное правительство в ГДР. Де-
кабрь принес свержение режима Чаушеску в Румынии. В январе
1990 г. произошел фактический распад СКЮ, началась дезин-
теграция Югославии. В мае 1990 г. всеобщая стачка привела к
формированию коалиционного правительства в Албании.
Революции 1989–1990 г. в странах региона явились резуль-
татом общенациональных кризисов, сочетания внутренних и
внешних факторов. Основной внешнеполитической предпосыл-
кой явилась «перестройка» в СССР, подготовившая слом пре-
жней системы идейно и политически: имеется в виду гласность,
новое в идеологии, отказ Москвы от диктата в социалистиче-
ском лагере. Анализируя внутренние факторы, следует в первую
очередь подчеркнуть, что социализм как путь развития и его
сталинская модель были для стран Европы в целом инородны.
Ни одна из них не смогла к нему адаптироваться ни через наци-
ональную специфику, ни через частичные реформы, ни через
кризисы. Консервативная административно-командная система
превратилась в тормоз развития: фактическая однопартийность
не позволяла учитывать требования времени; монополия на власть
вела к политической и моральной деградации руководящего слоя
партийно-государственного и хозяйственного аппарата; господ-
ствующая идеология оказалась в состоянии стагнации.
Необходимо также обратить внимание на то, что в странах
региона сохранялись некоторые элементы или остатки граж-
данского общества: некоммунистические партии в рамках на-
циональных фронтов в Чехословакии, Болгарии и другие не-
формальные объединения. Накопились и обострились
экономические проблемы. Все вышеуказанное, взятое в комп-
лексе, обусловило необходимость радикальных изменений и
быстроту краха административно-командной системы в стра-
нах Центральной и Юго-Восточной Европы.
Содержание революций – радикальная смена политиче-
ских сил, находящихся у власти. В некоторых странах (напри-
мер, Польше и Чехословакии) власть перешла к явно несоци-
алистическим и даже антикоммунистическим движениям. В
других (например, в Болгарии, югославских республиках Сер-
бии и Черногории) произошла модернизация компартий и их
программ, что позволило им в течение некоторого времени
сохранить властные полномочия.
Общая направленность всех революций однопланова. Их
разрушительный аспект был обращен против тоталитаризма,
отсутствия или нарушения гражданских прав, против неэффек-
тивной административно-командной экономики, коррупции.
Созидательная сторона была ориентирована на установление
политического плюрализма и реальной демократии, приоритета
общечеловеческих ценностей, на развитие экономики по дей-
ствующим в высокоразвитых странах законам, на повышение
жизненного уровня. Если формулировать положительную направ-
ленность революций предельно кратко, то необходимо выделить
два главных направления движения – к демократии и рынку.
Разрушительный аспект был плодотворным – прежние
политические системы погибли очень быстро. С созданием же
нового общества дела обстояли не так просто и быстро, осо-
бенно медленно осуществляется переход к рыночной эконо-
мике. Это объясняется многими причинами. К объективным
факторам необходимо отнести архаичную и громоздкую эко-
номическую структуру, необходимость огромных капиталовло-
жений в производство и социальную сферу, разные стартовые
позиции государств. Чехословакия и ГДР несколько условно
могут быть отнесены к государствам с довольно высоким уров-
нем развития, Польша, Венгрия, Хорватия и Словения – стра-
ны среднего развития, а Болгария, Румыния, четыре другие
республики бывшей Югославии (Сербия, Черногория, Маке-
дония, Босния и Герцеговина), Албания – низкого. Среди
субъективных обстоятельств следует отметить сохранение ан-
тикапиталистических сил, высокую социальную цену реформ
(безработица, инфляция) и различные формы протеста, ут-
вердившуюся при социализме психологию уравнительства, от-
сутствие необходимого научного обоснования перемен.
Для событий 1989–1990 г. была характерна неустойчивость
участвовавших в них идейно-политических сил. Их можно обо-
значить как антитоталитарные, но более точно – невозможно,
так как они были далеки от отчетливого идеологического и со-
циально-политического самоопределения. В сущности, это были
шаткие коалиции весьма разнообразных в социально-полити-
ческом и идейном отношении, неоформившихся течений (на-
пример, «Солидарность» в Польше, «Гражданский форум» в
Чехословакии). Они были едины только в борьбе против старой
власти, поэтому вскоре после победы пестрые объединения рас-
пались. В каждой стране действовало большое количество поли-
тических партий, которые стремились к власти и которым было
трудно найти общий язык. Путь к стабильности был весьма сло-
жен вследствие тяжелого, как правило, экономического поло-
жения, социальной напряженности, острых политических кон-
фронтаций, ностальгии значительной части населения по
временам социализма.
С социальной точки зрения, основное содержание совре-
менного периода проявляется в динамичном расслоении и по-
ляризации общества. С одной стороны, появилась небольшая
группа богачей, с другой – трудящиеся, лишенные прежней
социальной защиты. Расслоение ускоряется по мере складыва-
ния рыночных отношений, охватывает все слои населения, но
в разной степени. Драматическая социальная проблема номер
один – безработица.
С позиций геополитики и международных отношений в
Европе и мире, революции рубежа 80–90-х годов привели к
резкой смене внешнеполитических и экономических ориента-
ций стран Центральной и Юго-Восточной Европы. На рубеже
1990–1991 г. была ликвидирована военно-политическая Орга-
низация Варшавского договора. СЭВ, введя с 1 января 1991 г.
взаиморасчеты в конвертируемой валюте, погиб, что нанесло
сильнейший удар по экономике всех восточноевропейских го-
сударств. Для подавляющего большинства стран региона (за
исключением Сербии и Черногории) с самого начала 90-х го-
дов характерно стремление максимально быстро вступить в
Европейское сообщество, НАТО и другие западные структуры.
Одновременно выяснилось, что их интеграция с Западом бу-
дет проходить сложно, долго и болезненно.
Расширение НАТО грозило нарушением сложившегося
баланса международных сил. Оно встретило сильное противо-
действие России и Беларуси, не желавших граничить с госу-
дарствами супермощного блока. И тем не менее, процесс дви-
жения НАТО на восток начался. Весной 1999 г. в ряды блока
была принята первая группа восточноевропейских государств –
Чехия, Польша, Венгрия. Во время агрессии стран НАТО про-
тив Союзной Республики Югославии (март – июнь 1999 г.) все
бывшие социалистические страны Центрально-Восточной Ев-
ропы поддержали военные действия против двух югославских
республик, предоставили свое воздушное пространство для са-
молетов НАТО и т.д. Македония выделила свою территорию
для развертывания сухопутных войск блока перед вводом их в
Косово. Во время и после антиюгославской агрессии соседние
с СРЮ государства (Македония, Болгария, Босния и Герцего-
вина) форсировали свое движение в НАТО. В целом этот курс
проводят все государства Центрально-Восточной Европы, при
частичном исключении Сербии, Черногории, Албании. Дума-
ется, что в ближайшее время произойдет дальнейшее расши-
рение блока НАТО за счет еще одной группы стран региона.
Более сложным и длительным является процесс вступле-
ния стран региона в Европейское Сообщество (Евросоюз). С
одной стороны, государства Центрально-Восточной Европы
хотели бы максимально быстро получить большие выгоды и
преимущества от экономического объединения с наиболее раз-
витыми странами Европы (капиталовложения в структурную
перестройку экономики, прямая финансовая помощь в подня-
тии уровня жизни до западноевропейского, единый рынок ра-
бочей силы, товаров и капиталов). С другой стороны, страны
Евросоюза сознают как необходимость изыскания огромных
сумм на подтягивание экономических систем центральноевро-
пейских государств до уровня Западной Европы, так и слож-
ность, длительность процессов экономической перестройки в
бывших странах социализма. Поэтому Европейское Сообщество
не форсировало процесс собственного расширения. Лишь на
саммите в декабре 2001 г. лидеры государств ЕС приняли реше-
ние принять в свои ряды первую группу стран Центральной
Европы в 2004 г. и определили список «абитуриентов» из 10
республик. Остальным (в том числе Болгарии и Румынии) было
предложено подождать как минимум до 2007 г.
Приходится констатировать, что в течение 90-х годов Рос-
сия утратила роль центра экономического притяжения для стран
Центральной и Юго-Восточной Европы. Ее место заняли Герма-
ния, Италия, Австрия и др. В 1999 г. на страны Евросоюза прихо-
дилось до 60% внешнеторгового оборота государств региона.
Процесс ликвидации социализма в странах региона в це-
лом шел сходными путями. В то же время необходимо обратить
внимание и на некоторые национальные особенности как со-
бытий 1989–1990 г., так и последующего развития.
Польша. На пленуме ЦК ПОРП (январь 1989 г.) сторонни-
ки радикальных реформ добились принятия решений о переходе
к политическому плюрализму и о диалоге компартии с другими
общественно-политическими силами. В феврале – апреле 1989 г.
состоялся ряд заседаний «круглого стола» (ПОРП, оппозиция,
католическая церковь), на которых стороны договорились о раз-
решении оппозиционной деятельности, легализации «Солидар-
ности», изменении закона о выборах. На парламентских выборах
(июнь 1989 г.) победу одержала оппозиция. В конце 1989 г. в
Польше было сформировано коалиционное правительство, ко-
торое возглавил представитель «Солидарности» и католической
церкви Т.Мазовецкий и в котором было только четыре мини-
стра-коммуниста.
После этого ускорился процесс формирования новых по-
литических и экономических структур. Изменилось даже назва-
ние государства: Речь Посполита Польска (Республика Польша)
вместо ПНР. Президентом на выборах 1991 г. был избран быв-
ший лидер «Солидарности» Л.Валенса. «Солидарность» раско-
лолась, а значительная часть членов этого профсоюза-партии
перешли в оппозицию к правительству и президенту. ПОРП в
январе 1990 г. была преобразована в Социал-демократию Рес-
публики Польша, поддерживающую многопартийность и ры-
ночную экономику. В стране действует свыше 50 партий, среди
которых много католических.
Перевод экономики на законы рынка проходил под руко-
водством министра финансов Л.Бальцеровича и осуществлял-
ся методом «шоковой терапии». Сразу были введены свободные
цены, открыты границы для иностранных товаров, начата при-
ватизация государственной собственности. Рынок стабилизи-
ровался, но польская промышленность более-менее приспосо-
билась к новым условиям лишь в середине 90-х годов.
Безработица была и остается массовой. Серьезные экономиче-
ские проблемы сохраняются, несмотря на большую помощь За-
пада (инвестиции, «списание» половины внешнего долга).
Внутриполитическая жизнь в 90-е годы отличалась неста-
бильностью. Правительства часто менялись. Президент Валенса
постоянно конфликтовал с парламентом. С ноября 1995 г. пре-
зидентом Польши является лидер Социал-демократии Алек-
сандр Квасьневский.
Восточная Германия. Летом 1989 г. эмиграция граждан ГДР
в ФРГ приобрела массовый характер – до конца года свыше 200
тысяч переселились в Западную Германию. Во многих городах
проходили массовые манифестации с требованием немедленно
начать политические и экономические реформы. В октябре 1989 г.
Э.Хонеккер был вынужден уйти с высших постов в партии и
государстве. Парламент исключил из конституции статью о ру-
ководящей роли компартии, сформировал коалиционное пра-
вительство. Была открыта граница с Западным Берлином. СЕПГ
признала свои ошибки и злоупотребления, изменила свое на-
звание на Партию демократического социализма (ПДС).
На парламентских выборах (март 1990 г.) ПДС потерпела
поражение. Начался процесс подготовки к объединению Вос-
точной и Западной Германии. Был разрушен символ «желез-
ного занавеса» – Берлинская стена. По решению парламентов
ГДР и ФРГ с 1 июля 1990 г. начал действовать договор об
экономическом и валютном союзе двух частей Германии. 3
октября 1990 г. ГДР прекратила свое существование, вместо
нее появились пять новых федеральных земель ФРГ. Две части
Германии объединились.
Чехословакия. Осенью 1989 г. проходят манифестации оппо-
зиции, которая консолидируется, начинает возглавлять массы и
требует перехода к многопартийности и рыночной экономике.
После разгона 17 ноября 1989 г. демонстрации пражских студен-
тов наблюдается рост протеста. Оппозиция создала обществен-
но-политическое объединение «Гражданский форум», руково-
дителем которого стал Вацлав Гавел. Оно возглавило массовые
выступления под лозунгами возврата к демократии и гуманизму.
В декабре 1989 г. КПЧ по существу капитулировала, согла-
сившись с решением парламента об отмене конституционной
статьи о руководящей роли компартии. Федеральное собрание
избрало своим председателем А.Дубчека, президентом страны –
В.Гавела, сформировала многопартийное правительство. В 1990-
1991 г. страна получила название Чешской и Словацкой Феде-
ративной Республики. Началась денационализация, было зак-
лючено соглашение о выводе советских войск. Перестройка
экономики протекала без особых социальных потрясений. Был
принят закон о люстрациях, запрещающий бывшим функцио-
нерам КПЧ и работникам госбезопасности занимать любые
руководящие должности.
На парламентских выборах (июнь 1992 г.) и в Чехии, и в
Словакии победили партии, лидеры которых сразу объявили о
скором, но цивилизованном «разводе» двух республик. На июль-
ских (1992 г.) выборах президента в Федеральном собрании не
был избран В.Гавел, сторонник единого государства чехов и
словаков. Погиб в автокатастрофе стоящий на этих же позици-
ях А.Дубчек. В конце ноября 1992 г. парламент незначительным
большинством голосов утвердил ликвидацию ЧСФР. В ночь на
1 января 1993 г. на политической карте появились новые госу-
дарства – республики Чехия и Словакия.
Президентом Чехии является В.Гавел (в январе 1998 г. он
был избран на второй пятилетний срок). До конца 1997 г. пра-
вительство страны состояло из представителей правых полити-
ческих сил, а премьер-министром являлся лидер Гражданской
демократической партии В.Клаус. С 1998 г. социально-экономи-
ческие мероприятия в стране проводит «левое» правительство,
возглавляемое лидером чешских социал-демократов Милошем
Земаном.
Стратегическое направление всей внутренней политики
номер один в Чехии остается неизменным на протяжении су-
ществования республики – активный переход к рынку и граж-
данскому обществу, но без шоковой терапии. Реформирование
экономики протекает весьма успешно, с лучшими среди быв-
ших социалистических стран показателями.
С 1999 г. Чехия является членом блока НАТО. Она входит в
состав группы стран, прием которых в Евросоюз намечен на
2004 г. Крупнейшим торговым партнером Чехии является ФРГ
(примерно 1/3 импорта и экспорта).
В Словакии реформы проходят несколько медленнее, но с
неплохими результатами. С конца 90-х годов у власти находится
коалиция правых и центристских сил (президент Рудольф
Шустер, правительство М.Дзуринды).
Болгария. Радикальные реформы в этой стране были нача-
ты «сверху» – новым коммунистическим руководством. Ком-
партия на некоторое время сохранила власть, а затем продол-
жала занимать довольно сильные политические позиции в стране.
Крах болгарской «перестройки» привел в ноябре 1989 г. к
отстранению Т.Живкова. Генеральным секретарем ЦК БКП был
избран министр иностранных дел Петр Младенов, который
вскоре занял и учрежденный пост президента Болгарии. В янва-
ре 1990 г. на внеочередном съезде БКП приняла «Манифест о
демократическом социализме» (признание деформаций соци-
ализма, осуждение национальной политики Т.Живкова, отказ
от руководящей роли, курс на радикальное обновление социа-
лизма в Болгарии). Вскоре после съезда БКП была переимено-
вана в Болгарскую социалистическую партию (БСП).
Был создан Союз демократических сил (СДС), который
объединил 16 антикоммунистических партий. Это движение и
стало основной оппозиционной силой. Возглавил его философ
Желю Желев.
В июне 1990 г. состоялись парламентские выборы, на кото-
рых БСП получила небольшой перевес над оппозицией. Но в
августе 1990 г. Великое Народное собрание избрало президен-
том Ж.Желева, а в конце года сформировало первое коалици-
онное правительство, в котором социалисты имели более по-
ловины портфелей.
Ж.Желев был президентом Болгарии до конца 1996 г. В 1997–
2001 г. главой государства являлся Петр Стоянов – представи-
тель антисоциалистических сил. В ноябре 2001 г. президентом на
пятилетний срок был избран лидер Социалистической партии
Георгий Пырванов.
Правительство страны поочередно составляли то социа-
листы, то правые партии. С лета 2001 г. премьер-министром
Болгарии является бывший монарх страны Симеон II.
Румыния. В декабре 1989 г. в небольшом городке Тимишоа-
ре состоялась мирная демонстрация с антидиктаторскими ло-
зунгами. Она была жестоко подавлена силами безопасности и
войсками. На расправу рабочие города ответили общей забас-
товкой, которая явилась началом демократической революции.
Волнения охватили многие города. В Бухаресте они приняли
характер столкновения с правительственными войсками. По
приказу Чаушеску спецчасти открыли огонь по митингующим,
но армия в целом заявила о своем нейтралитете, а позже пере-
шла на сторону восставших.
Манифестантами было захвачено здание ЦК РКП. В тече-
ние нескольких дней в столице шли бои со спецподразделени-
ями, верными диктатору. Сопротивление вскоре было подавле-
но, а власть перешла к Фронту национального спасения.
Н.Чаушеску и его жена Елена были схвачены и по приговору
военного суда расстреляны.
Югославия. В январе 1990 г. на XIV (чрезвычайном) съезде
Союза коммунистов начинается распад федеративного государ-
ства. Делегации Словении и Хорватии покинули его после от-
каза принять их предложения о проведении уже в 1990 г. много-
партийных выборов и о превращении республиканских СК в
самостоятельные партии. В результате произошел фактический
раскол СКЮ, началась социал-демократизация республикан-
ских компартий, появились многочисленные новые партии и
движения, быстро и широко распространялись идеи национа-
лизма и антикоммунизма.
В 1990 г. состоялись выборы в республиканские скупщины
(парламенты), на которых бывшие коммунистические партии
потерпели поражение в Хорватии и Словении, не получили
большинства в Македонии, Боснии и Герцеговине, но сохра-
нили власть в Сербии и Черногории. После выборов начинает-
ся реальная дезинтеграция СФРЮ, чему способствовала утеря
интегрирующего фактора в лице СКЮ, усиление центробеж-
ных тенденций, большие социально-экономические и культур-
ные различия между республиками.
Во второй половине 1990-ых годов Словения и Хорватия
провозгласили свой государственный суверенитет и начали
формировать основные институты государства (армию в пер-
вую очередь). Федеральные власти и Сербия выступили против
выхода республик из многонационального государства. В мае
1991 г. начались военные действия против Хорватии и Слове-
нии, которые продолжались до 1 марта 1992 г. Они были пре-
кращены под влиянием следующих факторов: а) признание
Западом независимости Словении, Хорватии и других югослав-
ских республик; б) развитие процесса дезинтеграции (выделе-
ние из федерации Боснии и Герцеговины, Македонии); в) силь-
ное давление международного сообщества (ООН, Запад,
Россия). Военные столкновения были наиболее ожесточенны-
ми на территории Хорватии.
В сентябре 1991 г. в Македонии был проведен референдум,
по результатам которого была провозглашена новая суверен-
ная республика. Югославская армия была выведена из нее без
вооруженных столкновений.
В апреле 1992 г. Сербия и Черногория объединились в Со-
юзную Республику Югославия (так называемую «малую Юго-
славию»). Безусловно, главенствовала в ней до конца 90-х го-
дов, определяла внешнюю и внутреннюю политику Сербия и
ее лидер Слободан Милошевич.
Наиболее трагический характер имели события первой
половины 90-х годов в Боснии и Герцеговине, известные под
названием «боснийский кризис». Здесь в 1992 – 1995 г. проходи-
ла гражданская война с межэтническим характером.
Население Боснии и Герцеговины многонационально – 40%
мусульман («босняков»), 32% сербов, 18% хорватов. В 1990–1991 г.
здесь происходила резкая поляризация населения и политиче-
ских партий по национальному признаку. Мусульмане и хорваты
выступали за суверенитет республики, сербы – против. В январе
1992 г. Скупщина Боснии и Герцеговины большинством голосов
(хорваты и мусульмане) утвердила меморандум о суверенитете
и избрала президентом лидера мусульманской общины. Серб-
ская фракция покинула парламент, а сербские районы заявили
о своей автономии и неподчинении решению Скупщины.
В апреле 1992 г. в соответствии с меморандумом Босния и
Герцеговина провозглашается независимой и сразу признается
ЕС. В этом же месяце в Боснии начинается гражданская война. В
конце апреля была самопровозглашена «Сербская республика
Боснии и Герцеговины». В июне 1992 г. федеральная армия была
выведена, и с этого времени война продолжалась между фор-
мированиями трех общин.
В июне 1992 г. решением Совета Безопасности ООН были
введены жесткие экономические санкции против Союзной Рес-
публики Югославии и боснийских сербов, субъективно при-
знанных агрессорами, единственными виновниками войны в
Боснии и Герцеговине.
С 1992 г. на территории бывшей Югославии находились ми-
ротворческие силы ООН («голубые каски»), выполняющие сле-
дующие функции: разъединение воюющих сторон, контроль за
соблюдением перемирий, охрана гуманитарных конвоев. Между-
народное сообщество также разработало и попыталось реализо-
вать несколько планов мирного урегулирования боснийского кри-
зиса, но они в силу разных причин не были претворены в жизнь.
С августа 1995 г. силы НАТО начали наносить массирован-
ные удары по военным объектам боснийских сербов, тем са-
мым поддерживая крупномасштабное наступление мусульман
и хорватов. Сербы потерпели поражение и потеряли значитель-
ную часть территории. Успех этой объединенной операции про-
тив Республики Сербской предопределил будущие соглашения
по Боснии и Герцеговине.
В октябре 1995 г. наступило перемирие, а в конце октяб-
ря – середине ноября на американской авиабазе в Дейтоне про-
ходили переговоры делегаций Хорватии, мусульман Боснии и
Герцеговины, Сербии (представляла интересы боснийских сер-
бов). 14 декабря 1995 г. в Париже состоялось торжественное под-
писание мирного договора, на котором присутствовали руко-
водители государств-гарантов его соблюдения (США, Англии,
Франции, Германии, России). Основные положения дейтон-
ских соглашений могут быть сведены к следующему: а) Босния
и Герцеговина – единое (внешне) государство, имеющее пре-
зидента, парламент, правительство; б) оно состоит из двух
частей – Хорвато-мусульманской федерации (51% территории)
и Сербской республики (49%); в) раздел земель, соблюдение
договора и поддержание мира обеспечивают так называемые
многонациональные силы (преимущественно из стран НАТО и
под командованием этого блока), которые заменяют миротвор-
ческие батальоны ООН; г) санкции против Союзной Республи-
ки Югославии постепенно снимаются. Во второй половине 90-х
годов ситуация в Боснии и Герцеговине внешне нормализова-
лась, но она по-прежнему не существует как единое государ-
ство. Многонациональные силы продолжают оставаться, явля-
ясь единственным гарантом сохранения мира на боснийских
землях.
В конце 90-х важные события произошли в Сербии и Со-
юзной Республике Югославии, а также вокруг них. В Сербии
сформировалась и активно действовала антисоциалистическая
оппозиция, противостоящая в первую очередь президенту рес-
публики, лидеру соцпартии Слободану Милошевичу. В 1997 г.
С.Милошевич, опасаясь поражения на выборах в Сербии, до-
бился собственного избрания на пост президента СРЮ.
1999 г. – апогей косовского кризиса. Напомним, что Косо-
во – автономный край в составе Сербии, минимум 90% насе-
ления которого в конце ХХ века составляли албанцы. С конца
40-х годов здесь проводится активная деятельность по отделе-
нию области от Сербии и Югославии. В 1990 г. была принята
«Декларация независимости Косово». В 1997 г. была сформиро-
вана албанская Армия освобождения Косово, которая вскоре
объявила открытую войну Белграду под лозунгом полной неза-
висимости и присоединения к Албании. С весны 1998 г. в реги-
оне началась настоящая гражданская война с этническим ха-
рактером и многочисленными жертвами.
Запад обвинил Сербию и СРЮ в геноциде против ко-
совских албанцев и предложил подписать договор, факти-
чески отторгавший Косово от Сербии через несколько лет.
Отказ югославской делегации подписать унизительный до-
кумент послужил поводом для агрессии НАТО против Со-
юзной Республики Югославии (март – июнь 1999 г.). В ней
участвовали 19 развитых стран мира с экономическим по-
тенциалом, равным 679 югославским. Она проходила без
санкции ООН. Было совершено свыше 25 тысяч авианале-
тов, выпущено более 1 тысячи крылатых ракет и 31 тысячи
снарядов с обедненным ураном.
Руководство СРЮ (С.Милошевич) и Сербии было вынуж-
дено капитулировать. В Косово были введены многонациональ-
ные вооруженные силы, в которых доминировали войска НАТО.
С конца 1999 г. происходит постепенная суверенизация края (в
нарушение резолюции Совета Безопасности ООН о террито-
риальной целостности СРЮ) и вытеснение из него остатков
сербов и черногорцев.
В 2000 г. С.Милошевич проиграл президентские выборы в
СРЮ Воиславу Коштунице. В 2001 г. новый премьер Сербии
Зоран Джинджич распорядился о выдаче С.Милошевича Меж-
дународному трибуналу по расследованию военных преступле-
ний в бывшей Югославии (Гаага).
ГЛАВА 6. СТРАНЫ ВОСТОКА В 1945 г. – 1990-е г.
§ 1. Китайская Народная Республика в 1949–1990-е г.
К концу второй мировой войны фактически существовали
два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и ос-
вобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории стра-
ны). Несмотря на переговоры (август 1945 – январь 1946 г.),
военные действия между ними продолжались, что создало уг-
розу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного
объединения и демократизации Китая могли стать решения об
образовании временного коалиционного правительства (январь
1946 г.), однако, они были сорваны руководителями гоминьда-
на, начавшего с весны 1946 г. наступление в Северо-Восточ-
ном Китае.
В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьданов-
ского режима, проявился его антинациональный характер, воз-
росло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобож-
денные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила
поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободитель-
ная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе вой-
ны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов
КПК в 1947–1948 г. ЦК партии выдвинул задачу завершения
народно-демократической революции, свержения гоминьданов-
ской диктатуры и создания демократического коалиционного
правительства. КПК поддержала складывание единого народно-
го демократического фронта из различных классов.
В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточ-
ном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 – январь 1949 г.)
гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свы-
ше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные терри-
тории. В апреле 1949 г. войска НОА возобновили наступление,
форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Запад-
ный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики
(1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической ре-
волюции. Она создала предпосылки для укрепления независи-
мости страны и завершения буржуазно-демократических преоб-
разований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта,
руководимого КПК.
В новых условиях (1949–1957 г.) происходит обострение
борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после
взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась –
он считал, что пришло время для осуществления целей комму-
нистического движения, для реализации по сути дела комму-
нистической казарменной утопии. Однако многие партийные
деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) выска-
зались за использование концепции «новой демократии», рас-
считанной на обновление Китая в течение довольно длитель-
ного времени. Революционные силы решали задачи: завершение
разгрома гоминьдановских войск, установление власти в юж-
ных и западных районах и на островах, борьба с контрреволю-
ционными бандами и создание аппарата новой государствен-
ной власти. К середине 1950 г. была освобождена почти вся
территория Китая, в 1951 г. НОА вступила в Тибет. Остатки
войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.
Восстановление хозяйства КНР происходило в русле ры-
ночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоук-
ладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало,
собственность национальной буржуазии была сохранена, в ре-
зультате национализации собственности крупного капитала и
японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК
заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хо-
зяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР
(лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного
обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к
1952 г. началась перестройка структуры экономики (производ-
ство средств производства составляло 40%). Политика в отно-
шении национальной буржуазии заключалась в использовании
частного капитала для восстановления экономики и увеличения
контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 – 1953 г.)
было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано вли-
яние кулаков, началось развитие кооперации.
Успехи в восстановлении народного хозяйства были исполь-
зованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантю-
ристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г.
Мао впервые высказался за немедленный переход к социалис-
тической революции. Его противники продолжали отстаивать
выдержанную генеральную линию на длительный переход к со-
циализму (1953–1967 г.), постепенно завершая преобразования
сельского хозяйства, промышленности и торговли.
Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борь-
бе привела к принципиальным переменам в социально-эконо-
мической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: вве-
дены хлебная монополия, карточная система. Китай резко
повернул на путь командно-административного функциониро-
вания народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В
1955 г. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были
резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего
типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического
контроля за крестьянством.
К концу 1956 г. в кооперативы было вовлечено 96,3% хо-
зяйств (по плану – 33%), в том числе высшего типа – 88%. Это
крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление
крестьян. В 1956 г. было развернуто сплошное преобразование
промышленности и торговли в госкапиталистические, а фак-
тически осуществлена национализация частных предприятий
за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу
1956 г. составляла лишь 3%. Таким образом, в масштабах всей
страны произошли радикальные социально-экономические
перемены – была ликвидирована частная собственность и рез-
ко ограничены рыночные отношения.
Проведение преобразований в первой половине 50-х годов
выявило такие черты в политике КПК, как представление о
решающей роли политических и идеологических кампаний,
военно-административных методов, ускорение темпов преоб-
разований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кад-
ров, неподготовленность к управлению огромной страной,
принудительный характер мер, отсутствие технической базы
для повышения производительности труда. Чертой всего поли-
тического развития КНР было все возраставшее насаждение
идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается
система идеологического контроля и политического манипу-
лирования, проводятся кампании перевоспитания интеллиген-
ции, навязываются представления об обострении классовой
борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-
политических тенденций – умеренно-прагматической и ради-
кально-утопической.
Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внеш-
ней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе,
союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной пере-
даче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла
большую роль в строительстве нового государства и в восста-
новлении народного хозяйства.
В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экс-
периментов Мао для форсированного развития социалистиче-
ских процессов. Первым из них был «большой скачок в про-
мышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого
Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после
XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее – опе-
редить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни.
Не имея возможности за короткий срок создать в стране разви-
тую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее
к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию
трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казармен-
ных форм существования и при крайней степени официализа-
ции жизни. В «народных коммунах» совмещались промышлен-
ность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное
дело, обобществлялись труд и основные средства производства,
вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распре-
деление доходов, ликвидировался принцип материальной за-
интересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудя-
щихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда –
десять тысяч лет счастья».
Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще
более остро в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая
активность лишенных земли и всякой собственности крестьян
снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не толь-
ко в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в
промышленности, образовались диспропорции в экономике,
разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.
Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе.
КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем
мире. В 1959 г. начались инциденты на китайско-индийской гра-
нице, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказа-
лась от дружбы с СССР (в 1960 г. отозваны советские специа-
листы), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные
силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами,
выступления против политики мирного сосуществования и воз-
можности предотвращения мировой войны.
На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагмати-
ки») сумела несколько исправить положение в стране. Но конф-
ликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не
прекращался. В первой половине 60-х г. развернулась борьба за
армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы.
К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли боль-
шой остроты. Они касались методов, целей и перспектив раз-
вития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт
привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к
«культурной революции», под знаменем которой прошло деся-
тилетие – последнее в жизни Мао (1966–1976 г.). Это была борьба
за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению по-
считаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его
действия партией, что и привело к погромам партийных орга-
нов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красно-
гвардейцев – хунвейбинов («красные охранники»). Последние
свято верили в обожествленного ими вождя и преданно испол-
няли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение
военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, ут-
верждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реаль-
ная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и
безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции
«восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась
стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.
Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внеш-
ней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напря-
женность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном мас-
штабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 г.),
выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «уг-
розе с Севера». Проявлялся великодержавный, националисти-
ческий характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конф-
ликт с Индией (1962 г.), возникла напряженность на бирманской
границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 г.). К
началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к
войне стала главной целью экономического строительства. Ки-
тай пошел на сближение с США (1976 г.), выдвинул цель –
создание «широкого международного фронта» против СССР.
Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была
создана сталинская модель с жесткой властью классического
восточного типа при ограничении индивидуальных прав и сво-
бод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся
на мощное идеологическое давление. Этому способствовали:
привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную
администрацию, привычно пренебрежительное отношение к
торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень со-
циальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых.
Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутри-
партийной борьбы в КПК – боязнь раскола партии диктовала
склонность к компромиссам, разногласия не становились от-
крытыми. Однако эта модель не дала желаемых результатов,
наоборот, оказалась деструктивной.
Перед преемниками Мао в 1976 – 1978 г. встала острая
проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая
политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная
«четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела
поражение и была арестована. На руководящих постах укрепля-
лись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих
лет убедил их в необходимости глубоких структурных реформ
для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом – «прак-
тика – единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (де-
кабрь 1978 г.) был полной победой сторонников Дэна, он сан-
кционировал реформы.
В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление:
добились осуждения «культурной революции», начали реаби-
литацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответствен-
ности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое ру-
ководство КПК и КНР прагматически подошло к решению
задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на де-
идеологизацию своей политики и выдвинули на первый план
лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти
глубокие политические перемены создали предпосылки для
новой экономической политики.
Суть экономических реформ была проста: был открыт путь
к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего
труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана
крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция офи-
циально легализирована. С 1984 г. реформа охватила город: сильно
ограничены роль госплана и центрального регулирования, со-
зданы возможности для развития кооперативно-коллективно-
го и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий
предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были
радикальными и осуществлялись быстро и решительно, пер-
вые три года (1979–1981) были объявлены годами реконструк-
ции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнова-
ния на военные нужды, сокращена армия, военной
промышленности вменено в обязанность содействовать пере-
стройке экономики. Существенно ограничены полномочия ад-
министративных органов, включая парткомы.
Результаты реформ сказались столь быстро, что это удиви-
ло весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к
1984 г. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что
вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд.
300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизнен-
ный стандарт крестьянства вырос в 2–3 раза. Появились слои
зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Про-
мышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изме-
нился и общий стандарт поведения людей: они стали свобод-
нее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в
одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе
мышления, стремление к основам правового государства.
Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся
привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негатив-
ные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотреб-
ления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная
напряженность между бедными и богатыми, особенно в дерев-
не). Однако на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с
1979 г. темпы экономического роста составляли 12–18% в год)
они признавались официально лишь досадными издержками
развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддержи-
вали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществ-
ленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологи-
чески он был обоснован официальным признанием того, что
Китай является отсталой развивающейся страной и что рано
говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай
находится на начальном этапе строительства социализма, при-
чем социализма с китайской спецификой. Считалось, что имен-
но этому соответствует избранная модель развития со значи-
тельным включением элементов рыночного хозяйства,
существенной ролью приватизированного сектора, работающего
на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели стра-
ну к высоким достижениям.
Но быстрые темпы экономической реформы привели к
неожиданно возникшим проблемам социально-политического
и идеологического характера. В 1987 г. впервые заговорили о
перестройке политической системы (ввели принцип сменяе-
мости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансиро-
ванное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан
и осужден в 1981 г. В попытке решения задач руководство стра-
ны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация
реформы означала крах маоистского режима. Однако коммуни-
сты не могли активно поддержать процесс становления част-
ного капитала. С 1989 г. они отчетливо видели пример СССР,
вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми тем-
пами обретавшего состояние нестабильности. Кроме того, они
ощущали, что любое послабление в социально-политической
и идеологической сфере означало бы курс не только на деста-
билизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об
ответственности, которую каждый из причастных к власти после
этого должен был бы нести.
Таким образом, авторитарный режим и командно-адми-
нистративные формы контроля над страной должны были уйти
с политической сцены ради экономического развития по ры-
ночному пути. Необычность Китая в том, что экономический
механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунисти-
ческие руководители, связанные со старым режимом, не хоте-
ли углублять демократические преобразования. В результате
возник эффект перегретого котла.
«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х
годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода
руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислуши-
вались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан,
Чжао Цзыян). Однако у Генсеков КПК не было всей власти –
реальная власть продолжала оставаться в руках формально ото-
шедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго
колебался, так как понимал, что требование политических ре-
форм разумно и справедливо. Но он сознавал и другое – согла-
сие на радикальные политические реформы (по примеру СССР
и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуе-
мыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла.
Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом
1989 г. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на пло-
щади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на
идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли комму-
нистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что
они – сторонники буржуазного либерализма, что соответство-
вало действительности (в начале 90-х годов этот термин стал
даже идеологическим клеймом). Разгром демократического дви-
жения надолго снял вопрос о проведении политических ре-
форм и демократизации политической структуры.
После 1989 г. экономика продолжала развиваться, хотя и
более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохране-
ния и усовершенствования «социализма с китайской специфи-
кой». После крушения СССР коммунистические верхи поздра-
вили друг друга с выбором 1989 г. Сегодня в КПК существуют
две группировки по вопросу реализации этой концепции – ра-
дикалы (сторонники скачкообразного развития) и консервато-
ры (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция –
это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркива-
ние своей специфики – это камуфляж для того, чтобы выиг-
рать время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по
пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого
это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как
можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход
поколения ветеранов войн и революций.
В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирова-
ния» (1989–1991 г.) намечены следующие направления экономи-
ческой реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акци-
онерной собственности, реформа цен, приватизация жилья,
создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992,
1997 г.) осуществили решительный поворот к рынку, для кото-
рого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача со-
здания «социалистической рыночной экономики» вместо про-
тиворечивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 г.
внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль
частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР.
90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Под-
черкивается расширение политики открытости внешнему миру
(свободные и специализированные, приграничные открытые
зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 – 90-е годы
Китай стал одной из важнейших опор экономической структу-
ры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой
продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран.
Страна вышла на первое место в мире по производству зерно-
вых, мяса, хлопка, угля, цемента, хлопчатобумажных тканей.
Успешно развивается электроника, машиностроение, производ-
ство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увели-
чивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие ин-
фраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно
вступил в новый этап модернизации – ВВП составил 8,3%
(2000 г.), среднедушевые доходы горожан – 760 долл., кресть-
ян – 273. Поставлена задача к 2010 г. удвоить ВВП за счет рест-
руктуризации народного хозяйства в соответствии с требовани-
ями рынка и реформирования предприятий госсектора.
Во внутренней политике отвергается парламентская мно-
гопартийная система и существование независимых политиче-
ских партий, претендующих на роль политической оппозиции,
политический плюрализм, сохраняется ведущая роль обществен-
ной собственности, концепция о продолжении классовой борь-
бы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к ре-
шению 1987 г. о проведении политической реформы. Она вы-
сказалась только за реформу аппарата управления, приспособ-
ление политической системы к потребностям экономического
развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что рефор-
мы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Со-
циальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она
эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. Поэтому ре-
формам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процве-
тание. Но логика современного экономического развития тре-
бует неизбежного реформирования политической системы,
развития элементов гражданского общества, все более несов-
местимых с тоталитарным политическим механизмом.
В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лиде-
ров – преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь –
генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его
смерти в феврале 1997 г.). Сейчас у руководства КПК все праг-
матики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопро-
сы – для кого реформы и в каком темпе? В политических пре-
образованиях делается ставка на стабильность и преемственность
в политике, сглаживание острых углов, идеологический конт-
роль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права че-
ловека и реализация политических свобод, коррупция в выс-
ших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая
и открытая безработица (4%), нарастание социальной диффе-
ренциации. С 1995 г. обострилась проблема реформы госпредп-
риятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40–50%, в то
время как на его долю приходится 40% в экономике).
В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной между-
народной обстановке, которая потребовалась для осуществле-
ния экономических реформ. В 80–90 годы Китай руководству-
ется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных
врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали
оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать
общность с развивающимися странами, усилили критику по-
литики США в мире. Главной целью объявлена борьба против
любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с мак-
симально возможным числом государств, появились утвержде-
ния о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С
середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и
развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидео-
логизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 г.
полностью нормализованы советско-китайские отношения,
началось их уравновешивание с США, Западная Европа рас-
сматривается как новый источник передовой технологии и
финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность
китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией,
Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и
Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С
1991 г. Китай присоединился к Договору о нераспространении
ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали
повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».
В основе отношений с СССР и Россией лежат универсаль-
ные принципы: уважение суверенитета и территориальной це-
лостности, ненападение и невмешательство, равенство и вза-
имная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе,
создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята
совместная декларация о стратегическом партнерстве в ХХІ в.
(весна 1997 г.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к
2010 г. в 4 раза. В 1992 г. установлены дипломатические отношения
с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-
экономического сотрудничества. В 1997 г. завершилось объедине-
ние Гонконга с Китаем по формуле «одно государство – две
системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимо-
сти двух экономик. В 1999 г. в состав Китая возвратился Макао
(Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайва-
нем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.