И Юго-Восточной Европы в 70-е – середине 80-х г.

Социально-политическое положение стран Центральной

События 1968 г. в Чехословакии, кризисы 1968 и 1970 го-

дов в Польше продемонстрировали, во-первых, необходимость

модернизации социализма, во-вторых, сформировали у руко-

дение в том, что любые реформы могут привести к ликвида-

ции социализма, поэтому их или следует проводить очень осто-

рожно или решительно пресекать.

Политическая система оставалась неизменной. В 70-е годы

в конституции социалистических стран были включены специ-

альные статьи, официально закреплявшие руководящую роль

коммунистических партий. Типичным была несменяемость выс-

ших руководителей и сосредоточение в их руках одновременно

партийной и государственной власти (Э.Хонеккер в ГДР, Г.Гу-

сак в Чехословакии, Я.Кадар в Венгрии). В Болгарии и Румы-

нии несколько десятилетий у власти находились кланово-се-

мейные диктатуры Тодора Живкова (с 1954 г.) и Николае

Чаушеску (с 1965 г.). Особенно репрессивной была система,

созданная в «золотую эпоху Чаушеску» – тоталитарный режим

поставил все население страны под постоянный контроль ор-

ганов госбезопасности, телефонные разговоры прослушивались,

запрещалось общение с иностранцами, поощрялось доноси-

тельство, малейшие попытки проявления инакомыслия жесто-

ко пресекались.

Экономические реформы проводились очень медленно и

непоследовательно. Возможности экстенсивного развития были

исчерпаны. Дальнейшее наращивание переработки сырья, стро-

ительство предприятий, привлечение все больших людских ре-

сурсов не обеспечивало перехода к новым технологиям. Сни-

жались все основные экономические показатели: национальный

доход, объемы производства в промышленности и сельском

хозяйстве, производительность труда. Росло отставание от За-

пада, переходившего к новому этапу НТР. Так, например, в

ГДР, которая являлась одной из наиболее индустриально раз-

витых в социалистическом лагере, производительность труда в

80-е годы составляла всего 60% от уровня ФРГ (по другим оцен-

кам – даже 40%).

Попытка модернизации экономики за счет западных кре-

дитов себя не оправдала. Были закуплены новые технологии и

оборудование, но использованы они были неэффективно, рас-

чет на покрытие займов через экспорт на мировые рынки не

оправдался. Задолженность многих стран превысила допусти-

мые пределы и усугубила экономические проблемы. Так, вне-

шний долг (только Западу) Польши, ГДР и Румынии состав-

лял примерно по 20 млрд. долларов, а Болгарии – 9 млрд.

Тяжелый удар по экономике региона нанес топливно-энер-

гетический кризис, охвативший в 70-е годы весь мир. Западные

страны перешли на энерго- и ресурсосберегающие техноло-

гии, а государства – члены СЭВ – нет.

К середине 80-х годов экономика стран Центральной и

Юго-Восточной Европы оказалась в состоянии кризиса. Боль-

шинство предприятий были убыточными. Себестоимость про-

дукции росла, импорт намного превышал экспорт. Ситуация

усугублялась слабостью аграрного сектора, который оказался

не в состоянии удовлетворить продовольственные и сырьевые

потребности восточноевропейских стран. Урожайность зерно-

вых культур в странах СЭВ составляла в начале 80-х годов менее

половины этого показателя в государствах ЕС. Это вынуждало

импортировать зерно и продовольствие из капиталистических

стран. Например, Болгария ввозила из-за рубежа зерно, карто-

фель, лук и другие продовольственные товары, хотя имела ис-

торически развитое сельское хозяйство.

Бюрократическая система, жесткое централизованное пла-

нирование препятствовали эффективному развитию экономи-

ки. Это обусловливало слабое развитие социальной сферы и

замедление роста жизненного уровня населения, а с середины

80-х годов – его снижение в ряде стран. Жизненный уровень

даже в наиболее развитых странах (Чехословакии и ГДР) был

ниже, чем у капиталистических соседей.

В многонациональных государствах игнорировалось суще-

ствование межнациональных проблем, а в национальной по-

литике имелись ошибки и преступления. Например, в Болга-

рии в 1984 г. началась массовая кампания по насильственной

ассимиляции мусульман и этнических турок. В Румынии прово-

дилось принудительное переселение венгерского населения в

города. В Чехословакии, несмотря на конституционный закон

1968 г. о федерации Чехии и Словакии, реального равноправия

республик не было.

Рос скепсис по отношению к социализму как обществен-

ному строю и к марксизму-ленинизму как идеологии. Этому

способствовали как рост уровня культуры и образования, так и

развитие телекоммуникаций и туризма. Негативную реакцию

вызывали многочисленные свидетельства морального разложе-

ния партийно-государственной верхушки. Огромную работу по

пропаганде западного образа жизни проводили «радиоголоса»

и специальные идеологические центры в Европе и США.

Середина 80-х годов характеризовалась в странах региона

формированием системного кризиса социализма, который ох-

ватил все сферы - политику, экономику, идеологию.

«Национальные модели» социализма. Некоторые особеннос-

ти развития социализма в отдельных странах. Существовали ли

в странах Центральной и Юго-Восточной Европы собствен-

ные, национальные модели социализма? Некоторые считают,

что их было несколько: «югославская», «польская» и «класси-

ческая советская». Подчеркнем, не давая детальную аргумента-

цию, что общепринятым является отрицание национальных

моделей, так как процесс строительства и развития социализ-

ма был унифицирован, проходил целенаправленно под руко-

водством СССР, а отступления пресекались, о чем свидетель-

ствует прерывание «Пражской весны». В то же время следует

признать, что большие или меньшие особенности в истори-

ческом развитии стран, безусловно, имели место, но основ-

ные характеристики и параметры были едиными для всех.

Венгрия. Экономическая реформа, начатая в 1968 г., во мно-

гом копировала советскую 1965 г., но осуществлялась более по-

следовательно. Предприятия получили широкую самостоятель-

ность. Резко сокращалось директивное планирование. Снимались

ограничения на развитие мелкого частного производства и об-

служивания, частной торговли. Расширялось сотрудничество с

развитыми капиталистическими странами, которые начали ин-

вестировать свой капитал в венгерскую экономику. В начале 80-х

годов Венгрия была принята в Международный валютный фонд.

Увеличился экспорт, что позволило сократить внешний долг. Ди-

намично развивалось сельское хозяйство, благодаря чему Венг-

рия даже в 80-е годы не импортировала продовольствие. Под

давлением противников реформы она была остановлена на ру-

беже 70-80-х годов.

Венгрия явилась также первой страной, где в начале 80-х

годов была введена новая избирательная система, допускав-

шая возможность выдвижения двух-трех кандидатов на одно

место. Широкие права получил Отечественный фронт. В партии

была разрешена определенная свобода мнений.

Югославия: борьба за преодоление социальных и нацио-

нальных противоречий. СФРЮ представляла собой многона-

циональное государство из шести республик, в развитии ко-

торых по-прежнему сохранялись принципиальные

социально-экономические и конфессионально-культурные

различия. Выделялись три основных региона: 1) Словения и

Хорватия (наиболее высокий уровень индустриального разви-

тия, ведущая конфессия – католицизм, исторически разви-

тые связи с Германией и Австрией); 2) Сербия и Черногория

(экономически развиты средне-слабо, православие, истори-

ческая ориентация на Россию); 3) Македония, Босния и Гер-

цеговина (слабо развиты, много мусульман, тяготеют к Тур-

ции). Объединительной и интегрирующей силой федерации

выступали Союз коммунистов Югославии и И.Броз Тито.

Рубеж 60–70-х годов в СФРЮ характеризовался резким

ростом социальной и межнациональной напряженности, выз-

ванным экономической реформой, еще более обострившей

диспропорции в развитии областей. По всем показателям в сфере

экономики, культуры и по уровню жизни на первое место вышла

Словения. Последнее место принадлежало автономному краю

Косово (входил в состав Сербии), большинство населения ко-

торого составляли албанцы. Массовая неграмотность, самый

высокий прирост населения в стране и самая низкая зарпла-

та – вот основные характеристики Косово. Соседняя Албания

с конца 40-х годов проводила активную работу среди населе-

ния края с целью воссоединения всех албанцев в едином госу-

дарстве. В 1968 г. в городах автономии состоялись массовые вы-

ступления албанцев с сепаратистскими лозунгами, которые

были жестко подавлены милицией.

В 1971 г. национальная напряженность резко проявилась в

Хорватии при обсуждении проекта новой федеральной кон-

ституции. Конституционная реформа ставила более развитые

Словению и Хорватию в привилегированное положение, осо-

бенно относительно сокращения взносов в федеральный фонд

развития национальных регионов. Если в Сербии, Черногории,

Македонии, Боснии и Герцеговине велась критика конститу-

ционных поправок, то в Хорватии средства массовой инфор-

мации все отчетливее и чаще говорили об эксплуатации хор-

ватского народа путем перекачки «его средств в отсталые

регионы с неработоспособным населением». Часть руководите-

лей республики поддержали требование еще большей самосто-

ятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство СФРЮ в

шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обостри-

лись отношения между хорватами и сербами на бытовом уров-

не. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ

И.Броз Тито заявил, что страна находится в преддверии меж-

национальной гражданской войны. Волнения в Хорватии были

подавлены силами милиции и армии, а многие ее руководите-

ли арестованы.

Конституция СФРЮ 1974 г. еще более расширила права

союзных республик и наделила их правами автономные края

Сербии – Воеводину и Косово. Республики и края преврати-

лись по сути в самостоятельные государственные образова-

ния и в сфере экономики, и в области государственно-поли-

тических прав.

Высшим органом государственной власти федерации ста-

новится Президиум СФРЮ, в состав которого входили 8 чело-

век – по одному представителю от каждой республики и края.

И.Броз Тито был назначен пожизненным председателем Пре-

зидиума. После его смерти члены президиума поочередно воз-

главляли этот орган, ежегодно сменяя друг друга. XI съезд СКЮ

(1978 г.) ввел аналогичную систему ежегодной ротации руко-

водителей партии.

Ежегодная смена высших должностных лиц федерации и

СКЮ приводила к различного рода конфликтам и организаци-

онным неурядицам, т.к. интересы республик и краев остава-

лись различными. Эти различия стали еще более очевидными

после смерти И.Броз Тито в 1980 г.

80-е годы характеризовались резким обострением экономи-

ческих трудностей и центробежных тенденций. В апреле 1981 г. в

Косово начались массовые митинги под лозунгом предоставле-

ния краю статуса союзной республики. Для нормализации поло-

жения Президиум СФРЮ объявил в Косово чрезвычайное по-

ложение. Сюда были введены части ЮНА (Югославской народной

армии) и отряды федеральной милиции.

Одновременно все более ощутимыми становились кризис-

ные явления в экономике СФРЮ. В числе причин было и то, что

конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республики и

краев до такой степени, что единая экономическая система юго-

славской федерации перестала существовать. Экономическая ав-

тономия республик и краев порождала их автаркию (хозяйствен-

ное обособление). Сокращался межреспубликанский товарооборот.

Республики контролировали свыше половины цен на произво-

димую продукцию и стремились продавать ее максимально до-

рого, что способствовало росту цен и инфляции. Реальная власть

в республиках сосредотачивалась в руках чиновников и нацио-

нальных политических элит, а не органов самоуправления. И

хотя в 1982 г. скупщина СФРЮ приняла долгосрочную програм-

му хозяйственной стабилизации, кризис экономики был посто-

янным явлением в Югославии 80-х годов.

Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной все

последующие годы. Косовскую проблему можно считать одним

из факторов, приведших к распаду югославской федерации. Уже

в начале 1982 г. на съезде Союза коммунистов Сербии отмеча-

лось, что постоянно нарастает тенденция «выдавливания» из

Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты

выдвинули лозунг создания этнически чистого Косово. В 1988 г.

скупщина Сербии приняла поправки к республиканской кон-

ституции, которые существенно ограничили полномочия кра-

евых органов власти Косово и Воеводины.

Польша: кризис начала 80-х годов, «Солидарность». Во вто-

рой половине 70-х годов социально-экономическая и полити-

ческая ситуация в стране продолжала ухудшаться, росла соци-

альная напряженность. В июне 1976 г. в десяти воеводствах

прошли массовые акции протеста против планов правитель-

ства резко повысить цены на продукты. В сентябре 1976 г. был

создан Комитет защиты рабочих, объединивший оппозицион-

ную часть интеллигенции. В конце 70-х годов началось создание

«свободных», т.е. независимых от государства и ПОРП, проф-

союзов. Возникли и другие антисоциалистические организации:

Конфедерация независимой Польши, Движение молодой

Польши и др. После избрания в 1978 г. главой римско-католи-

ческой церкви краковского кардинала К.Войтылы (папа Иоанн

Павел II) начался стремительный рост авторитета польской

католической церкви как идеологической и политической силы,

противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось

во время паломничества папы в Польшу в 1979 г.

Летом 1980 г. в ответ на повышение цен в Польше началась

многомесячная волна забастовок, вначале под экономически-

ми лозунгами. Правительство было вынуждено пойти на под-

писание соглашений, которые предусматривали не только удов-

летворение социальных требований, но и право рабочих на

создание независимых от администрации профсоюзов, осво-

бождение политзаключенных и др.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован незави-

симый профсоюз «Солидарность», объединявший в конце года

около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единолич-

ных крестьян «Сельская солидарность». «Солидарность» пред-

ставляла собой объединение автономных организаций отдель-

ных регионов. Руководителем ее был председатель межзаводского

забастовочного комитета в Гданьске, электрик Лех Валенса.

«Солидарность» с самого начала была преимущественно

общественно-политическим, а не профсоюзным движением.

Сформулированная ее руководством концепция «саморегули-

рующейся революции» предусматривала фактическое преобра-

зование государственного строя: политический плюрализм,

общественный контроль за деятельностью государства, разде-

ление функций ПОРП и государства и т.д.

Политические притязания «Солидарности» вызывали рез-

кое противодействие партийно-государственного руководства

Польши. В 1981 г. произошла концентрация власти в его выс-

шем эшелоне: генерал В.Ярузельский был избран первым

секретарем ЦК ПОРП, назначен председателем правительства

и сохранил пост министра обороны. В декабре 1981 г. радикаль-

ное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на откры-

тую конфронтацию с правительством, угрожая проведением

всеобщей стачки. Возникла опасность неконтролируемого раз-

вития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и ин-

тервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих усло-

виях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране.

Была приостановлена деятельность всех политических партий,

общественных организаций и профсоюзов, а 5 тысяч руково-

дителей «Солидарности» всех уровней были интернированы.

Начатая в 1982 г. экономическая реформа, вводившая са-

мостоятельность, самоуправление и самофинансирование пред-

приятий, не дала ожидаемых результатов. Преодолению кризи-

са мешало и введение Западом эмбарго на экономические

отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя

задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

«Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, т.к. в

подполье постепенно возрождались ее структуры. С 1982 г. нача-

лась многолетняя борьба за легализацию «Солидарности». Она

пользовалась как активной поддержкой католической церкви,

так и помощью Запада. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена

Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали

значительную финансовую и техническую помощь через загра-

ничные представительства «Солидарности». Польскоязычные

западные радиостанции вели большую информационно-про-

пагандистскую работу в ее интересах.