И Юго-Восточной Европы в 70-е – середине 80-х г.
Социально-политическое положение стран Центральной
События 1968 г. в Чехословакии, кризисы 1968 и 1970 го-
дов в Польше продемонстрировали, во-первых, необходимость
модернизации социализма, во-вторых, сформировали у руко-
дение в том, что любые реформы могут привести к ликвида-
ции социализма, поэтому их или следует проводить очень осто-
рожно или решительно пресекать.
Политическая система оставалась неизменной. В 70-е годы
в конституции социалистических стран были включены специ-
альные статьи, официально закреплявшие руководящую роль
коммунистических партий. Типичным была несменяемость выс-
ших руководителей и сосредоточение в их руках одновременно
партийной и государственной власти (Э.Хонеккер в ГДР, Г.Гу-
сак в Чехословакии, Я.Кадар в Венгрии). В Болгарии и Румы-
нии несколько десятилетий у власти находились кланово-се-
мейные диктатуры Тодора Живкова (с 1954 г.) и Николае
Чаушеску (с 1965 г.). Особенно репрессивной была система,
созданная в «золотую эпоху Чаушеску» – тоталитарный режим
поставил все население страны под постоянный контроль ор-
ганов госбезопасности, телефонные разговоры прослушивались,
запрещалось общение с иностранцами, поощрялось доноси-
тельство, малейшие попытки проявления инакомыслия жесто-
ко пресекались.
Экономические реформы проводились очень медленно и
непоследовательно. Возможности экстенсивного развития были
исчерпаны. Дальнейшее наращивание переработки сырья, стро-
ительство предприятий, привлечение все больших людских ре-
сурсов не обеспечивало перехода к новым технологиям. Сни-
жались все основные экономические показатели: национальный
доход, объемы производства в промышленности и сельском
хозяйстве, производительность труда. Росло отставание от За-
пада, переходившего к новому этапу НТР. Так, например, в
ГДР, которая являлась одной из наиболее индустриально раз-
витых в социалистическом лагере, производительность труда в
80-е годы составляла всего 60% от уровня ФРГ (по другим оцен-
кам – даже 40%).
Попытка модернизации экономики за счет западных кре-
дитов себя не оправдала. Были закуплены новые технологии и
оборудование, но использованы они были неэффективно, рас-
чет на покрытие займов через экспорт на мировые рынки не
оправдался. Задолженность многих стран превысила допусти-
мые пределы и усугубила экономические проблемы. Так, вне-
шний долг (только Западу) Польши, ГДР и Румынии состав-
лял примерно по 20 млрд. долларов, а Болгарии – 9 млрд.
Тяжелый удар по экономике региона нанес топливно-энер-
гетический кризис, охвативший в 70-е годы весь мир. Западные
страны перешли на энерго- и ресурсосберегающие техноло-
гии, а государства – члены СЭВ – нет.
К середине 80-х годов экономика стран Центральной и
Юго-Восточной Европы оказалась в состоянии кризиса. Боль-
шинство предприятий были убыточными. Себестоимость про-
дукции росла, импорт намного превышал экспорт. Ситуация
усугублялась слабостью аграрного сектора, который оказался
не в состоянии удовлетворить продовольственные и сырьевые
потребности восточноевропейских стран. Урожайность зерно-
вых культур в странах СЭВ составляла в начале 80-х годов менее
половины этого показателя в государствах ЕС. Это вынуждало
импортировать зерно и продовольствие из капиталистических
стран. Например, Болгария ввозила из-за рубежа зерно, карто-
фель, лук и другие продовольственные товары, хотя имела ис-
торически развитое сельское хозяйство.
Бюрократическая система, жесткое централизованное пла-
нирование препятствовали эффективному развитию экономи-
ки. Это обусловливало слабое развитие социальной сферы и
замедление роста жизненного уровня населения, а с середины
80-х годов – его снижение в ряде стран. Жизненный уровень
даже в наиболее развитых странах (Чехословакии и ГДР) был
ниже, чем у капиталистических соседей.
В многонациональных государствах игнорировалось суще-
ствование межнациональных проблем, а в национальной по-
литике имелись ошибки и преступления. Например, в Болга-
рии в 1984 г. началась массовая кампания по насильственной
ассимиляции мусульман и этнических турок. В Румынии прово-
дилось принудительное переселение венгерского населения в
города. В Чехословакии, несмотря на конституционный закон
1968 г. о федерации Чехии и Словакии, реального равноправия
республик не было.
Рос скепсис по отношению к социализму как обществен-
ному строю и к марксизму-ленинизму как идеологии. Этому
способствовали как рост уровня культуры и образования, так и
развитие телекоммуникаций и туризма. Негативную реакцию
вызывали многочисленные свидетельства морального разложе-
ния партийно-государственной верхушки. Огромную работу по
пропаганде западного образа жизни проводили «радиоголоса»
и специальные идеологические центры в Европе и США.
Середина 80-х годов характеризовалась в странах региона
формированием системного кризиса социализма, который ох-
ватил все сферы - политику, экономику, идеологию.
«Национальные модели» социализма. Некоторые особеннос-
ти развития социализма в отдельных странах. Существовали ли
в странах Центральной и Юго-Восточной Европы собствен-
ные, национальные модели социализма? Некоторые считают,
что их было несколько: «югославская», «польская» и «класси-
ческая советская». Подчеркнем, не давая детальную аргумента-
цию, что общепринятым является отрицание национальных
моделей, так как процесс строительства и развития социализ-
ма был унифицирован, проходил целенаправленно под руко-
водством СССР, а отступления пресекались, о чем свидетель-
ствует прерывание «Пражской весны». В то же время следует
признать, что большие или меньшие особенности в истори-
ческом развитии стран, безусловно, имели место, но основ-
ные характеристики и параметры были едиными для всех.
Венгрия. Экономическая реформа, начатая в 1968 г., во мно-
гом копировала советскую 1965 г., но осуществлялась более по-
следовательно. Предприятия получили широкую самостоятель-
ность. Резко сокращалось директивное планирование. Снимались
ограничения на развитие мелкого частного производства и об-
служивания, частной торговли. Расширялось сотрудничество с
развитыми капиталистическими странами, которые начали ин-
вестировать свой капитал в венгерскую экономику. В начале 80-х
годов Венгрия была принята в Международный валютный фонд.
Увеличился экспорт, что позволило сократить внешний долг. Ди-
намично развивалось сельское хозяйство, благодаря чему Венг-
рия даже в 80-е годы не импортировала продовольствие. Под
давлением противников реформы она была остановлена на ру-
беже 70-80-х годов.
Венгрия явилась также первой страной, где в начале 80-х
годов была введена новая избирательная система, допускав-
шая возможность выдвижения двух-трех кандидатов на одно
место. Широкие права получил Отечественный фронт. В партии
была разрешена определенная свобода мнений.
Югославия: борьба за преодоление социальных и нацио-
нальных противоречий. СФРЮ представляла собой многона-
циональное государство из шести республик, в развитии ко-
торых по-прежнему сохранялись принципиальные
социально-экономические и конфессионально-культурные
различия. Выделялись три основных региона: 1) Словения и
Хорватия (наиболее высокий уровень индустриального разви-
тия, ведущая конфессия – католицизм, исторически разви-
тые связи с Германией и Австрией); 2) Сербия и Черногория
(экономически развиты средне-слабо, православие, истори-
ческая ориентация на Россию); 3) Македония, Босния и Гер-
цеговина (слабо развиты, много мусульман, тяготеют к Тур-
ции). Объединительной и интегрирующей силой федерации
выступали Союз коммунистов Югославии и И.Броз Тито.
Рубеж 60–70-х годов в СФРЮ характеризовался резким
ростом социальной и межнациональной напряженности, выз-
ванным экономической реформой, еще более обострившей
диспропорции в развитии областей. По всем показателям в сфере
экономики, культуры и по уровню жизни на первое место вышла
Словения. Последнее место принадлежало автономному краю
Косово (входил в состав Сербии), большинство населения ко-
торого составляли албанцы. Массовая неграмотность, самый
высокий прирост населения в стране и самая низкая зарпла-
та – вот основные характеристики Косово. Соседняя Албания
с конца 40-х годов проводила активную работу среди населе-
ния края с целью воссоединения всех албанцев в едином госу-
дарстве. В 1968 г. в городах автономии состоялись массовые вы-
ступления албанцев с сепаратистскими лозунгами, которые
были жестко подавлены милицией.
В 1971 г. национальная напряженность резко проявилась в
Хорватии при обсуждении проекта новой федеральной кон-
ституции. Конституционная реформа ставила более развитые
Словению и Хорватию в привилегированное положение, осо-
бенно относительно сокращения взносов в федеральный фонд
развития национальных регионов. Если в Сербии, Черногории,
Македонии, Боснии и Герцеговине велась критика конститу-
ционных поправок, то в Хорватии средства массовой инфор-
мации все отчетливее и чаще говорили об эксплуатации хор-
ватского народа путем перекачки «его средств в отсталые
регионы с неработоспособным населением». Часть руководите-
лей республики поддержали требование еще большей самосто-
ятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство СФРЮ в
шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обостри-
лись отношения между хорватами и сербами на бытовом уров-
не. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ
И.Броз Тито заявил, что страна находится в преддверии меж-
национальной гражданской войны. Волнения в Хорватии были
подавлены силами милиции и армии, а многие ее руководите-
ли арестованы.
Конституция СФРЮ 1974 г. еще более расширила права
союзных республик и наделила их правами автономные края
Сербии – Воеводину и Косово. Республики и края преврати-
лись по сути в самостоятельные государственные образова-
ния и в сфере экономики, и в области государственно-поли-
тических прав.
Высшим органом государственной власти федерации ста-
новится Президиум СФРЮ, в состав которого входили 8 чело-
век – по одному представителю от каждой республики и края.
И.Броз Тито был назначен пожизненным председателем Пре-
зидиума. После его смерти члены президиума поочередно воз-
главляли этот орган, ежегодно сменяя друг друга. XI съезд СКЮ
(1978 г.) ввел аналогичную систему ежегодной ротации руко-
водителей партии.
Ежегодная смена высших должностных лиц федерации и
СКЮ приводила к различного рода конфликтам и организаци-
онным неурядицам, т.к. интересы республик и краев остава-
лись различными. Эти различия стали еще более очевидными
после смерти И.Броз Тито в 1980 г.
80-е годы характеризовались резким обострением экономи-
ческих трудностей и центробежных тенденций. В апреле 1981 г. в
Косово начались массовые митинги под лозунгом предоставле-
ния краю статуса союзной республики. Для нормализации поло-
жения Президиум СФРЮ объявил в Косово чрезвычайное по-
ложение. Сюда были введены части ЮНА (Югославской народной
армии) и отряды федеральной милиции.
Одновременно все более ощутимыми становились кризис-
ные явления в экономике СФРЮ. В числе причин было и то, что
конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республики и
краев до такой степени, что единая экономическая система юго-
славской федерации перестала существовать. Экономическая ав-
тономия республик и краев порождала их автаркию (хозяйствен-
ное обособление). Сокращался межреспубликанский товарооборот.
Республики контролировали свыше половины цен на произво-
димую продукцию и стремились продавать ее максимально до-
рого, что способствовало росту цен и инфляции. Реальная власть
в республиках сосредотачивалась в руках чиновников и нацио-
нальных политических элит, а не органов самоуправления. И
хотя в 1982 г. скупщина СФРЮ приняла долгосрочную програм-
му хозяйственной стабилизации, кризис экономики был посто-
янным явлением в Югославии 80-х годов.
Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной все
последующие годы. Косовскую проблему можно считать одним
из факторов, приведших к распаду югославской федерации. Уже
в начале 1982 г. на съезде Союза коммунистов Сербии отмеча-
лось, что постоянно нарастает тенденция «выдавливания» из
Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты
выдвинули лозунг создания этнически чистого Косово. В 1988 г.
скупщина Сербии приняла поправки к республиканской кон-
ституции, которые существенно ограничили полномочия кра-
евых органов власти Косово и Воеводины.
Польша: кризис начала 80-х годов, «Солидарность». Во вто-
рой половине 70-х годов социально-экономическая и полити-
ческая ситуация в стране продолжала ухудшаться, росла соци-
альная напряженность. В июне 1976 г. в десяти воеводствах
прошли массовые акции протеста против планов правитель-
ства резко повысить цены на продукты. В сентябре 1976 г. был
создан Комитет защиты рабочих, объединивший оппозицион-
ную часть интеллигенции. В конце 70-х годов началось создание
«свободных», т.е. независимых от государства и ПОРП, проф-
союзов. Возникли и другие антисоциалистические организации:
Конфедерация независимой Польши, Движение молодой
Польши и др. После избрания в 1978 г. главой римско-католи-
ческой церкви краковского кардинала К.Войтылы (папа Иоанн
Павел II) начался стремительный рост авторитета польской
католической церкви как идеологической и политической силы,
противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось
во время паломничества папы в Польшу в 1979 г.
Летом 1980 г. в ответ на повышение цен в Польше началась
многомесячная волна забастовок, вначале под экономически-
ми лозунгами. Правительство было вынуждено пойти на под-
писание соглашений, которые предусматривали не только удов-
летворение социальных требований, но и право рабочих на
создание независимых от администрации профсоюзов, осво-
бождение политзаключенных и др.
В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован незави-
симый профсоюз «Солидарность», объединявший в конце года
около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единолич-
ных крестьян «Сельская солидарность». «Солидарность» пред-
ставляла собой объединение автономных организаций отдель-
ных регионов. Руководителем ее был председатель межзаводского
забастовочного комитета в Гданьске, электрик Лех Валенса.
«Солидарность» с самого начала была преимущественно
общественно-политическим, а не профсоюзным движением.
Сформулированная ее руководством концепция «саморегули-
рующейся революции» предусматривала фактическое преобра-
зование государственного строя: политический плюрализм,
общественный контроль за деятельностью государства, разде-
ление функций ПОРП и государства и т.д.
Политические притязания «Солидарности» вызывали рез-
кое противодействие партийно-государственного руководства
Польши. В 1981 г. произошла концентрация власти в его выс-
шем эшелоне: генерал В.Ярузельский был избран первым
секретарем ЦК ПОРП, назначен председателем правительства
и сохранил пост министра обороны. В декабре 1981 г. радикаль-
ное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на откры-
тую конфронтацию с правительством, угрожая проведением
всеобщей стачки. Возникла опасность неконтролируемого раз-
вития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и ин-
тервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих усло-
виях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране.
Была приостановлена деятельность всех политических партий,
общественных организаций и профсоюзов, а 5 тысяч руково-
дителей «Солидарности» всех уровней были интернированы.
Начатая в 1982 г. экономическая реформа, вводившая са-
мостоятельность, самоуправление и самофинансирование пред-
приятий, не дала ожидаемых результатов. Преодолению кризи-
са мешало и введение Западом эмбарго на экономические
отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя
задолженность, росли цены на внутреннем рынке.
«Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, т.к. в
подполье постепенно возрождались ее структуры. С 1982 г. нача-
лась многолетняя борьба за легализацию «Солидарности». Она
пользовалась как активной поддержкой католической церкви,
так и помощью Запада. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена
Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали
значительную финансовую и техническую помощь через загра-
ничные представительства «Солидарности». Польскоязычные
западные радиостанции вели большую информационно-про-
пагандистскую работу в ее интересах.