Франция в 50–90-е годы
В послевоенной истории Франции выделяют три периода:
временный режим (1944–1946 г.), Четвертая республика (1946–
1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.).
Временный режим. Вторая мировая война нанесла огром-
ный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производ-
ства составлял 38%, а сельского хозяйства – 50% от уровня
1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное по-
ложение основной массы населения резко ухудшилось. После
освобождения Франции от фашистской оккупации власть пе-
решла в руки Временного правительства. Его возглавил герой
Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную
роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства
вошли представители партий, активно участвовавших в движе-
нии Сопротивления. Был восстановлен демократический строй.
К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи
из них были казнены.
В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное со-
брание. Левые силы получили большинство мест.
Наиболее влиятельными стали Французская коммунисти-
ческая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и
партия Народно-республиканское движение (НРП).
Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий,
вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и тру-
довое законодательства, принятые в период Народного фрон-
та. Проведена национализация банков и страховых компаний.
Острая борьба развернулась в ходе выработки новой кон-
ституции. Учредительное собрание разработало проект, выра-
жавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де
Голя, желавшего значительного расширения полномочий пре-
зидента. Не встретив понимания у большинства членов Учре-
дительного собрания, он ушел в отставку.
Проект конституции был утвержден на референдуме. В де-
кабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из
самых демократических конституций в послевоенной Европе.
Франция провозглашалась демократической республикой, в
которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось рав-
ноправие граждан независимо от пола, расы, национально-
сти, политических взглядов, вероисповедания. Провозглаша-
лось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и
образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и
применения силы против свободы других народов. По консти-
туции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосова-
нием, который избирал президента.
Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в
коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам
создать двухпартийное правительство, однако, те сформирова-
ли однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января
1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый
социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил пра-
вый социалист Рамадье.
Как и другие западные страны, Франция присоединилась к
«плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е
годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем
в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. вы-
пуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по
сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост
государственно-монополистического капитализма. Выросла кон-
центрация производства. Государство активно вмешивалось в дела
экономики, проводя ее программирование, способствовало ее
модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции.
В годы Четвертой республики возникли современные отрасли
промышленности (газо- и нефтедобывающая, нефтеперераба-
тывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное
внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке.
Сложность внутриполитического и экономического разви-
тия привела к обострению политической и социальной обста-
новки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровож-
далось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и
профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили
материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была про-
ведена всеобщая забастовка под руководством ФКП.
Блок партий, на сотрудничестве которых была основана
Четвертая республика, распался. Возникло движение сторон-
ников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции.
Трудности усугублялись и острыми проблемами в международ-
ных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «хо-
лодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ре-
милитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные
базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индо-
китае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, свя-
занный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война
Франции в Алжире фактически привела к расколу французско-
го общества. Все эти острые проблемы внутриполитического
развития и внешней политики создавали в стране политиче-
скую нестабильность, которая выражалась в частой смене пра-
вительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств).
В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политиче-
ский кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создав-
шегося положения правящие круги видели в генерале де Голе,
который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согла-
сился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные
полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все,
чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание.
Четвертая республика перестала существовать.
Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен рефе-
рендум, на котором французы одобрили конституцию, разра-
ботанную де Голем. В ней содержались кардинальные измене-
ния формы государственного правления. В соответствии с
конституцией Франция становилась президентской республи-
кой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием,
наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой госу-
дарства, главой исполнительной власти и главнокомандующим
вооруженными силами. Власть президента и правительства была
значительно расширена, парламента – урезана. В ноябре 1958 г.
были проведены выборы в парламент. Ведущей политической
партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР).
21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции.
Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восста-
новить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в эко-
номическом отношении государство с независимой внешней
политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он
предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским
колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продол-
жение войны обостряло экономические проблемы, отрица-
тельно сказывалось на уровне жизни большинства французов.
Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмот-
ря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС),
Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным прави-
тельством Алжира о предоставлении Алжиру независимости.
Это означало окончательный распад колониальной империи
Франции.
В 60-е годы продолжалась модернизация французской эко-
номики. Существенно изменилась ее структура. Проходила ре-
конструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быст-
рыми темпами развивались современные отрасли, определяющие
НТП. В целом за десятилетие (1956 – 1966 г.) объем промышлен-
Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция
превращалась в крупного экспортера промышленной и сельс-
кохозяйственной продукции.
Под воздействием НТР изменялась социальная структура
французского общества. Материальное положение французских
трудящихся значительно улучшилось.
Изменения наблюдались и во внешней политике страны.
Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из
военной организации НАТО. Значительно расширились всесто-
ронние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция
осудила действия США в Индокитае.
В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жес-
ткая регламентация государства вызвала недовольство многих
слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались
студенческие демонстрации. После жестокой расправы над сту-
дентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в ко-
торой участвовали около 10 млн. человек.
Эти события резко ослабили режим и личный престиж
президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум не-
популярным законопроектам. Большинство избирателей не под-
держали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку.
Через полтора года он умер.
В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж
Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена госу-
дарственная регламентация социально-экономической жизни,
расширилось социальное законодательство. Укрепились отно-
шения с США. Франция больше не стала препятствовать вступ-
лению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия
вступили в ЕЭС в 1973 г.
В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был из-
бран Валери Жискар д’Эстен. Голлисты создали свое Объеди-
нение в поддержку республики (ОПР), независимые – Союз за
французскую демократию (СФД), социалистические группи-
ровки объединились в рамках Французской социалистической
партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.
70-е годы были очень сложными для экономики Франции.
В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны,
охватил экономический кризис. Падение производства сопро-
вождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жиз-
ненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил
кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и
социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели актив-
ную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в
общественной забастовке рабочих и служащих приняли учас-
тие 5 млн. человек.
В международных отношениях Франция проводила внеш-
неэкономический курс, определившийся при де Голе. Много
позитивного было в советско-французских отношениях. Замет-
ную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеев-
ропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки
международной напряженности. Активно сотрудничала с запад-
но-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание
она уделяла и африканским делам.
Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. во
Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и
дальнейшее экономическое развитие были непродолжительны-
ми. Произошло обострение внутриэкономической обстановки.
Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г.
целые районы. В связи с предстоящими президентскими и пар-
ламентскими выборами обострились все социально-экономиче-
ские противоречия. В сложной политической борьбе на прези-
дентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу
одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа
Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав прави-
тельства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.
Совместная программа левых сил предусматривала значи-
тельные социально-экономические реформы в интересах боль-
шинства французов. Была осуществлена национализация 36
банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение
зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличи-
лись пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение круп-
ного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а
оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить
инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.
С 1983 г. правительство социалистов проводило политику
«жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изме-
нениями консерваторами в 1985–1988 г. и правительством со-
циалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика
«жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов
населения, государственных расходов и регулирования кредит-
но-денежной сферы – сначала путем административных зап-
ретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на
рынках труда, товаров и денег.
В конце 80-х годов французское правительство объявило о
массовой приватизации предприятий, банков и страховых ком-
паний. Один из путей приватизации – выкуп предприятий его
работниками. За 1989 – 1992 г. было выкуплено около четверти
всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.
Десятый план экономического развития на 1989 – 1992 г.
наметил дальнейшее достижение стабильности денежного об-
ращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспо-
собности экономики.
Во внешней политике усилились проатлантические тен-
денции. Значительно активизировались ее связи с США. Фран-
ция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные,
отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Пер-
востепенное внимание Франция уделяла европейским делам,
укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследо-
вательными были отношения с СССР.
В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые по-
лучили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда
еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели
такого поражения. Премьер-министром был назначен предста-
витель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупно-
го поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На пре-
зидентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак,
который заявил, что основными приоритетами внутренней
политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола
общества на благополучных и обездоленных. Во внешней поли-
тике главной целью его деятельности будет вернуть Франции
роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для
всего мира. Новое правительство выразило намерение сокра-
щать дефицит государственного бюджета до уровня, предус-
мотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было
запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В
1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осу-
ществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями пра-
вительства парламент принял ряд законов о поощрительных
выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на
работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В
1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, лич-
ного потребления.
На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП.
Левое большинство национального собрания и лидер ФСП
Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Фран-
ции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и
сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем,
во Франции активно осуществляется.
На рубеже ХХ и ХХI в. Франция входит в группу наиболее
развитых государств по всем важнейшим показателям. Она за-
нимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е – по удель-
ному весу в мировом промышленном производстве. Франция
находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав
ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многи-
ми передовыми технологиями (робототехника, новейшие сред-
ства связи, производство новых материалов, биотехнологии,
атомная энергетика, микроэлектроника и др.).
§ 6. Федеративная Республика Германия в 1949 – 1990-е г.
Вторая мировая война, развязанная государствами агрес-
сивного блока, принесла огромные бедствия и немецкому на-
роду. Германия перестала существовать как независимое госу-
дарство. Она потеряла 1/4 своей довоенной территории, была
разделена на оккупационные зоны. Вопросы, касающиеся всей
Германии, решал Контрольный совет, состоящий из четырех
главнокомандующих.
Производство в начале 1948 г. едва достигало половины
уровня 1936 г. Жизненный уровень населения резко упал. От
голода немцев спасали поставки продовольствия стран-побе-
дительниц. Германия понесла значительные людские потери.
Население было деморализовано войной и разрухой. В стране
находилось 12 млн. беженцев. Изношенный реальный капитал,
разрушенная инфраструктура, подорванная финансовая сис-
тема, карточная система еще больше усложняли экономиче-
ское и социальное положение в Германии.
Союзники по антигитлеровской коалиции, выполняя ре-
шения Крымской и Потсдамской конференций, проводили
политику трех «де»: демилитаризацию, денацификацию, демок-
ратизацию. Создавались условия для превращения Германии в
миролюбивое, демократическое государство. Восстанавливались
запрещенные нацистами политические партии и обществен-
ные организации. Первыми вышли из подполья коммунисты и
социал-демократы. В апреле 1946 г. в советской зоне в результа-
те объединения коммунистической (КПГ) и социал-демокра-
тической (СДПГ) партий была образована Социалистическая
единая партия Германии (СЕПГ).
В сентябре 1948 г. был созван Парламентский совет. Он раз-
работал конституцию Федеративной Республики Германии, ко-
торая вступила в силу 23 мая 1949 г. Конституция провозгласи-
ла Западную Германию как демократическое, федеративное
государство, закрепила основные гражданские и политические
свободы.
В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/
ХСС, образовавший с СвДП правительственную коалицию.
Правительство возглавил видный политический деятель – хри-
стианский демократ Конрад Аденауэр, который был федераль-
ным канцлером на протяжении 14 лет. 21 сентября 1949 г. было
официально провозглашено создание ФРГ. Столицей страны
стал небольшой курортный город Бонн.
В восточной зоне оккупации 7 октября 1949 г. была создана
Германская Демократическая Республика (ГДР). Ее столица –
Восточный Берлин. Совершился раскол Германии, который
продолжался 40 лет.
В 50 – 60 годы быстрыми темпами развивалась экономика.
Незначительные военные расходы, щедрые американские кре-
диты по «плану Маршалла», широкое использование дешевой
иностранной рабочей силы, поставки новейшего оборудова-
ния, высокая доля накопления в национальном доходе спо-
собствовали ускоренному возрождению хозяйства страны. С 1950
по 1964 г. валовой национальный продукт вырос в 2 раза. Наи-
более высокими темпами развивались разнообразные отрасли
машиностроения, производство электроэнергии, химическая
и металлургическая промышленности. Глубокие качественные
изменения в экономике происходили и под влиянием развер-
тывающейся научно-технической революции.
Успехи в экономическом развитии позволили быстро на-
ращивать экспортный потенциал. Около половины всей произ-
водимой продукции шло на европейский и мировой рынки. ФРГ
расплатилась с долгами, создала значительные золотовалют-
ные резервы. Западногерманская марка стала одной из самых
надежных валют мира.
Большую роль в восстановлении и развитии экономики
сыграло финансовое и кредитное регулирование. В первые пос-
левоенные годы правительство оказало помощь в восстановле-
нии крупных монополий, обеспечении концернов рабочей си-
лой. Это, в свою очередь, вызвало расширение жилищного
строительства, быстрый рост прямых государственных капита-
ловложений, связанный с восстановлением разрушенного вой-
ной жилищного фонда. С начала 50-х годов в структуре капита-
ловложений возрастала доля косвенных государственных инве-
стиций. Основной акцент был сделан на поддержку базовых
отраслей промышленности через государственные кредиты и
субсидии. В 60-е годы увеличились государственные капитало-
вложения в форме прямых инвестиций в науку и образование.
Значительные ассигнования на инфраструктуру способство-
вали ускорению темпов экономического роста, качественному
развитию социальной сферы. Жизненный уровень населения
быстро рос.
Успехи социально-экономического развития базировались
на основе либеральной рыночной политики, у истоков кото-
рой стоял министр экономики Л.Эрхард, впоследствии став-
ший канцлером ФРГ. Экономическая реформа, им разработан-
ная, осуществлялась под лозунгом «благосостояние для всех».
Она способствовала снятию социального напряжения в стране.
Важную роль в этом играло и привлечение трудящихся к уп-
равлению производством.
Еще в 1951 г. в ФРГ в специфических послевоенных усло-
виях был издан закон о «соучастии в принятии решений». Он
распространялся только на предприятия с числом занятых свы-
ше 1 тыс. в угольной и металлургической промышленности. Эти
отрасли были особенно важны для первоначальной стадии вос-
становления экономики. В 1976 г. в ФРГ был принят новый за-
кон о соучастии, распространяющийся на все отрасли (кроме
угольной и черной металлургии) и все компании с числом за-
нятых свыше 2 тыс. человек.
К более низкому уровню участия в ФРГ относится дея-
тельность производственных советов, которые избирались на
всех предприятиях с числом занятых не менее 5 человек. Совет
обладал консультативными полномочиями.
В условиях экономического прогресса и относительного
классового мира политический радикализм перестал быть за-
метным явлением. В 1956 г. была запрещена Коммунистическая
партия Германии. Созданная в 1968 г. КПГ так и не стала влия-
тельной силой. Попытки реваншистских сил создать массовую
правую националистическую партию также не имели успеха. В
политической жизни доминировали ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП,
которые к концу 60-х годов занимали практически одинаковые
позиции по основным вопросам внутренней политики и под-
держивали идею развития государства благоденствия. Это спо-
собствовало укреплению политического консенсуса, ярким
проявлением которого стало существование в 1966–1969 г. «боль-
шой» правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ.
Во внешней политике ФРГ ориентировалась на ведущие
страны Запада. В годы «холодной войны» она стала членом Ев-
ропейского Совета. В 1954 г. ей было разрешено иметь армию
(бундесвер). В 1955 г. ФРГ стала членом НАТО, затем вошла в
ЕЭС, где стала играть ведущую роль. Последовательный атлан-
тизм во внешней политике давал ФРГ определенные преиму-
щества, но был доведен до абсурда. Непризнание стран Вос-
точной Европы, с которыми она находилась в непосредственной
близости, делало дипломатию ФРГ негибкой.
В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федераль-
ным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт
(1913–1992) – выдающийся политический деятель, с юноше-
ских лет участвовавший в социал-демократическом движении.
Произошли изменения во внутреннем развитии. Увеличились
социальные льготы для значительной части населения. Возник-
ли новые явления в политической жизни. Появились новые
массовые движения. Самым значительным было движение в
защиту окружающей среды, движение «зеленых». Получили
распространение и левацкие организации – анархисты, маои-
сты, неотроцкисты.
Значительные изменения произошли в международной
деятельности ФРГ. Правительство В.Брандта разработало и ре-
ализовало «новую восточную политику». Были признаны пос-
левоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан
договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать
существующие границы как нерушимые. Аналогичные догово-
ры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были уста-
новлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное при-
знание немецких государств открыло им путь в ООН.
В начале 80-х годов произошла новая перегруппировка по-
литических сил. СвДП поддержала ХДС/ХСС и вышла из коа-
лиции с СДПГ. В 1982 г. Канцлером ФРГ стал христианский
демократ Гельмут Коль. СДПГ оказалась в оппозиции. 4 мая 1983 г.
Канцлер Г.Коль сделал правительственное заявление, в кото-
ром изложил 7 тезисов, или программу консерваторов на бли-
жайшую перспективу: 1) личная свобода, творческий труд, бла-
госостояние для всех и социальная уверенность должны быть
достигнуты благодаря духу и силе социального рыночного хозяй-
ства; 2) мы хотим общества с человеческим лицом; 3) за форми-
рование современного общества, идущего в ногу с научно-
техническим прогрессом; 4) возвратить государство к сути сво-
их задач – стоять на страже справедливости и следить за вы-
полнением обязанностей граждан; 5) мы принадлежим к За-
паду; 6) за политический союз Европы; 7) немецкая нация
продолжает существовать, необходимо добиваться немецкого
единства. Правительство Г.Коля начало осуществлять меропри-
ятия, сходные с теми, которые уже начали проводить М.Тэт-
чер в Великобритании и Р.Рейган в США. Были сокращены
налоги и упорядочены государственные расходы, приняты меры
по уменьшению государственной регламентации бизнеса, по
стимулированию конкуренции. Начавшийся экономический
подъем способствовал закреплению позиций правящей коали-
ции на выборах в бундестаг в 1983 и 1987 г.
В декабре 1987 г. правительство приняло специальную про-
грамму стимулирования экономики на 1988–1990 г. Она предус-
матривала значительное сокращение подоходного налога и на-
лога с корпораций, стимулирование инвестиционной
деятельности. Планировалось выделение льготных кредитов на
сумму 21 млрд. марок. Эти средства предназначались для рекон-
струкции городов и защиты окружающей среды. На цели субси-
дирования ставок по кредитам из государственного бюджета
выделялось ежегодно 200 млн. марок. Правительство рассчитыва-
ло, что новая программа позволит стимулировать капиталовло-
жения на общую сумму приблизительно в 40 млрд. марок.
В 1989 г. в ГДР началась революция. Была восстановлена де-
мократия. 9 ноября после вынужденной отставки Э.Хоннекера и
его правительства была разрушена берлинская стена. Перегово-
ры об объединении обеих частей Германии успешно заверши-
лись. 3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого
германского государства. На внеочередных выборах в бундестаг в
декабре 1990 г. правящая коалиция вновь одержала победу.
1990 г. стал особым годом для Германии. Объединение двух
Германий остро поставило проблему преодоления отсталости
бывшей ГДР.
Рыночные преобразования в Восточной части Германии
финансировались в основном за счет Западной. В 1990 – 1992 г.
перевод средств из Западной в Восточную Германию превысил
200 млрд. марок. В 1994 г. в Германии проходили выборы на всех
уровнях. Коалиция христианских демократов и либералов по-
прежнему осталась у власти. Начиная с 1982 г., осуществляется
либерально-консервативный политический курс. СДПГ осталась
ведущей оппозиционной партией. «Союз 90/зеленые» улучшил
свои позиции. Правые экстремисты вновь оказались за бортом
политической жизни. Результаты выборов 1994 г. еще раз дока-
зали стабильность партийно-политической системы Германии
и опровергли некоторые политологические прогнозы о кризи-
се «партийной демократии».
Несмотря на то, что темпы развития экономики в 1992–
1995 г. не столь высоки, как ранее, ФРГ является одной из ве-
дущих экономических держав мира. В стране осуществляется
сильная государственная социальная политика. Граждане ФРГ
чувствуют себя достаточно защищенными. Однако их беспоко-
ит высокая устойчивая безработица. В январе 1997 г. число без-
работных в Германии достигло 4,7 млн. человек, что составило
11,3% трудоспособного населения. Это рекордный показатель
безработицы за всю историю ФРГ.
27 сентября 1998 г. в ФРГ состоялись очередные парламент-
ские выборы. Победу одержала СДПГ. Главный лозунг Избира-
тельной кампании – «обновление и справедливость». В союзе с
СДПГ выступила партия «Союз 90/зеленые» и было сформиро-
вано «красно-зеленое» коалиционное правительство.
Правительство Герхарда Шрёдера осуществляет глубокое
реформирование экономики и социальной сферы: создание
наиболее благоприятных условий для предприятий, поддержка
малого и среднего бизнеса, что приводит к сокращению безра-
ботицы. Идет перестройка финансовой системы, начато рефор-
мирование пенсионной системы, перестраивается медицинс-
кое и социальное страхование.
На рубеже столетий Германия добилась ощутимых резуль-
татов в социально-экономическом и научно-технологическом
развитии. Германия обладает самым мощным экономическим
потенциалом в Европе и занимает третье место в мире после
США и Японии по объему ВВП.
Налицо успехи Германии в социальном и культурном от-
ношении. Все это создает новое качество жизни, отвечающее
вызовам XXI века.