Второй мировой войны для западноевропейских стран
Экономические и политические результаты
Вторая мировая война принесла человечеству огромные ма-
териальные и людские потери. Коренным образом изменилось
соотношение сил в капиталистическом мире. Германия, Италия
и Япония потерпели поражение в войне. Экономически ослабела
и потеряла былое значение Франция. Значительно ухудшилось
положение Великобритании. В результате войны ее позиции были
подорваны. США, наоборот, обогатились на военных поставках.
Они превратились в самую сильную капиталистическую державу.
После окончания второй мировой войны перед странами
Западной Европы встала основная проблема восстановления
разрушенной в ходе войны экономики. В 1945 г. ВНП Италии
находился на уровне 1909 г., Германии – 1908 г., Франции –
1891 г., Австрии – 1886 г. В отличие от стран Западной Европы,
доля США в мировом валовом продукте достигла 45%, а их
превосходство в научно-технологической сфере было настоль-
ко велико, что не поддавалось оценке.
Европа после войны не только оказалась в тяжелом эконо-
мическом положении, но и в состоянии духовного кризиса.
Нацистское господство в Германии в течение 12-ти лет приве-
ло к тому, что страна являлась поверженным агрессором и об-
виненным в невиданных ранее преступлениях против человеч-
ности (геноциде). Территория Германии была разделена. В
Испании, Португалии и Греции сохранились полуфашистские
режимы. Во Франции часть политических кругов надолго запят-
нала себя сотрудничеством с нацистами. Европа в первое пос-
левоенное десятилетие перестала быть активным субъектом
международных отношений.
Важную роль в решении основной проблемы – восстанов-
лении экономики ведущих западно-европейских стран – сыг-
рало то, что, освободившись от одиозных тоталитарных режи-
мов, этим странам при поддержке США удалось разработать
правильную стратегию экономического развития. Был взят курс
на соединение развитого человеческого капитала с достижени-
ями мировой культуры и научно-технического прогресса, а так-
же создание и развитие «государства благосостояния».
Началось беспрецедентное ускорение НТП, создание но-
вых сфер производства, масштабное развитие науки и превра-
щение ее в непосредственную производительную силу. Уже в
конце 40-х-начале 50-х годов в Западной Европе прокатилась
первая волна НТП. Она позволила восстановить на новой каче-
ственной основе экономическую инфраструктуру. Быстро раз-
вивались наукоемкие производства.
5 июня 1947 г. государственный секретарь США Маршалл
предложил план «помощи» разоренной Европе. Страны За-
падной Европы (Австрия, Англия, Бельгия, Голландия, Гре-
ция, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Пор-
тугалия, Швейцария, Швеция, Турция, Франция, Эйре)
приняли план помощи. В 1948 г. к нему присоединилась и За-
падная Германия.
Действие «плана Маршалла» продолжалось с 1948 по 1952 г.
и было направлено не только на помощь пострадавшей в войне
Западной Европе, но прежде всего на укрепление экономичес-
ких и политических позиций США в важнейшем стратегичес-
ком и геополитическом регионе планеты. Наряду с военно-по-
литическим альянсом НАТО, созданным в 1949 г., «план
Маршалла» способствовал укреплению союза Западных стран
в борьбе против СССР и коммунистического движения.
Уже в конце второй мировой войны в развитых капитали-
стических государствах начался подъем рабочего движения,
усилилось влияние коммунистических партий, активизирова-
лись другие демократические движения. Наибольших успехов
добился пролетариат Франции и Италии, где были созданы
мощные профсоюзные объединения трудящихся (Всеобщая
конфедерация Труда во Франции и Всеобщая итальянская кон-
федерация труда). Рабочий класс этих стран уже в условиях
фашистской оккупации выступал в роли активной силы еди-
ного Национального фронта, что способствовало сплочению
патриотических элементов всех слоев населения в борьбе с
фашизмом.
Активное участие в борьбе с фашизмом принимали комму-
нисты западно-европейских стран. Борьба за свободу и незави-
симость своих стран привела к укреплению авторитета и влия-
ния коммунистических партий среди широких масс населения. В
1945 г. Коммунистическая партия Франции стала самой крупной
и влиятельной партией в стране. В ее рядах насчитывалось около
700 тыс. членов. В массовую марксистско-ленинскую партию пре-
вратилась Коммунистическая партия Италии. В 1945 г. в ее рядах
насчитывалось до 1700 тыс. членов, и она пользовалась огром-
ным доверием широких слоев трудящихся.
Под руководством коммунистических партий трудящиеся
Франции, Италии вели борьбу за демократизацию, за восста-
новление экономики в интересах трудящихся, за улучшение
социального положения населения. Важное место в борьбе ком-
мунистов занимали вопросы укрепления сотрудничества с Со-
ветским Союзом и другими демократическими странами в це-
лях обеспечения мира и безопасности во всем мире.
К концу второй мировой войны и в первые послевоенные
годы коммунистические партии входили в правительства 12
капиталистических стран: Италии, Франции, Австрии, Фин-
ляндии, Норвегии и др.
Укрепилось влияние лейбористской партии в Англии, ко-
торая обнародовала программу «демократического социализ-
ма». Наращивала свое влияние в широких слоях трудящихся и
Французская социалистическая партия. Продолжали или возоб-
новили свою деятельность социалистические и социал-демок-
ратические партии и организации в других странах. К началу
50-х годов они насчитывали около 10 млн. членов. За социалис-
тические и социал-демократические партии Западной Европы
голосовали в 1945 – 1947 г. около 35 млн. избирателей.
Рост политической активности и сознательности трудящих-
ся, укрепление единства рабочего класса создавали возможно-
сти и открывали новые перспективы для усиления борьбы всех
демократических сил за мир, демократию и прогресс.
В первые послевоенные годы зародилось и получило ши-
рокое распространение движение за мир. Движение сторонни-
ков мира охватило все континенты. Состоялся ряд Всемирных
конгрессов мира (1949, 1950, 1952 годы), на которых принима-
лись Манифесты в защиту мира, намечались программы конк-
ретных требований в защиту мира, выдвигались требования
запрещения пропаганды войны в законодательном порядке,
прекращения войн в Корее, Индокитае, Малайе.
Важную роль в борьбе за мир и международную безопас-
ность должна была сыграть Организация Объединенных Наций
(ООН). Она начала свою работу в январе 1946 г. Уже на первых
четырех сессиях Генеральной Ассамблеи ООН (с 1946 по 1949 г.
включительно) СССР внес важные предложения о запреще-
нии производства и применения атомного оружия с учрежде-
нием в рамках Совета Безопасности международной комиссии
по контролю над предприятиями, производящими расщепля-
ющие материалы; о всеобщем сокращении вооружений и без-
отлагательном запрещении производства и использования атом-
ного оружия; о запрещении пропаганды войны и о привлечении
к уголовной ответственности лиц, ведущих такую пропаганду;
о сокращении государствами – постоянными членами Совета
Безопасности в течение одного года своих вооруженных сил на
одну треть; о заключении пятью великими державами – Вели-
кобританией, Китаем, СССР, США и Францией – Пакта мира.
Эти и другие предложения сыграли важную роль в укреплении
и расширении антивоенного и других демократических движе-
ний на планете.
В первые послевоенные годы в ряде ведущих стран Запад-
ной Европы были приняты новые конституции (Франция –
1946 г., Италия – 1947 г., ФРГ – 1949 г.). Все они носили де-
мократический характер и закрепляли основные политические,
экономические и социальные достижения в формировании ос-
новных механизмов «государства благосостояния».
С конца 40-х до 60-х годов в странах Запада сформирова-
лось своеобразное согласие между умеренными консерватора-
ми, либералами и социал-демократами относительно принци-
пов государственного вмешательства. В целом в этот период
социальный реформизм и кейнсианские принципы государ-
ственного вмешательства достигли своего апогея.
Государство оказывало активную помощь развитию сис-
тем здравоохранения, образования, науки. Предусматривалось
обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам
путем предоставления социальных гарантий тому, кто в этом
нуждался. Постоянно шло развитие важнейших социальных ус-
луг, к которым относились система семейных пособий на де-
тей, бесплатное образование, пенсионное обеспечение, посо-
бие по безработице и т.д.
Возрастающая роль государства в решении многих эко-
номических и социальных проблем в первые послевоенные
годы способствовала не только решению ключевых проблем
общества, но и достижению определенной социально-эконо-
мической и политической стабильности.
Глубокие качественные изменения в структуре экономики
привели к изменению социальной структуры общества. Быст-
рый прогресс науки и техники оказал огромное влияние на
человеческие факторы производства. Это повлекло значитель-
ный рост общеобразовательного и профессионального уровня
трудовых ресурсов, изменения характера и содержания труда,
быстрого количественного роста научно-технических работни-
ков и инженерного персонала.