Международная деятельность СССР
Преобразования в стране не могли не затронуть советскую
внешнюю политику. Изменения во времена перестройки во внеш-
неполитическом курсе становились как бы обоснованием необ-
ходимости внутренних преобразований. Идеологической базой
проводившегося М.Горбачевым внешнеполитического курса стала
концепция «нового политического мышления», в основе кото-
рой лежала идея взаимозависимости и целостности мира.
Место главы внешнеполитического ведомства страны за-
нял бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.Ше-
варднадзе. Были заменены десять из двенадцати заместителей
министра, большинство начальников управлений. Период с 1985
по 1988 г. во внешней политике характеризовался сближением
и демонстрацией максимальной открытости между Западом и
СССР, налаживанием контактов и достижением первых дого-
воренностей, которые воспринимались как результат оконча-
ния «холодной войны». В 1989 – 1991 г. начался распад социали-
стической системы, ликвидация Организации Варшавского
Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Этот пери-
од характеризовался фактически односторонними уступками
Советского Союза.
XXVII съезд КПСС официально утвердил новый внешне-
политический курс. На нем было заявлено, что отныне приори-
тетными являются глобальные проблемы экономики, экологии,
сохранения мира; принципы социалистического интернациона-
лизма уступают место общечеловеческим ценностям. М.Горба-
чев определил три основных направления деятельности: пре-
одоление конфронтации между Востоком и Западом, с которым
ставилась задача достичь партнерских отношений; урегулирова-
ние региональных конфликтов; признание существовавшего
мирового порядка и отказ от идеологических предпочтений в
отношениях с другими государствами.
М.Горбачев как никакой другой руководитель государства
в мире совершил множество зарубежных поездок. Важнейшее
значение имели его встречи с президентом США Р.Рейганом в
Женеве в ноябре 1985 г., в Рейкьявике в октябре 1986 г., в
Вашингтоне в декабре 1986 г., в Москве в июле 1988 г.
8 декабря 1987 г. в результате интенсивных консультаций
была достигнута договоренность о ликвидации в Европе совет-
ских и американских ракет средней и малой дальности. Совет-
ский Союз взял на себя обязательства уничтожить 1752 раке-
ты, США – 869. Это соглашение было дополнено установлением
системы взаимного контроля. СССР, помимо этого, ликвиди-
ровал часть своих ракет средней и малой дальности, размещав-
шихся в Сибири и на Дальнем Востоке. С военной точки зрения
Советский Союз пошел на значительные односторонние ус-
тупки США. По инициативе советского руководства были так-
же уничтожены ракеты малой дальности «Ока», не попавшие
под условия договора.
На переговорах в течение 1985 – 1987 г. СССР настаивал
на отказе США от развертывания системы противоракетной
обороны космического базирования, известной как СОИ (стра-
тегическая оборонная инициатива). Однако в конце концов
СССР снял свои возражения, не получив при этом никаких
гарантий от США в том, что они не попытаются осуществить
эту программу в будущем.
Значительно улучшились отношения с Китайской Народной
Республикой. В мае 1989 г. состоялся первый за последние 30 лет
визит главы СССР в КНР. Развивались отношения со странами
Юго-Восточной и Южной Азии, с государствами Латинской
Америки, ЮАР. В то же время СССР продолжал оказывать по-
мощь странам, заявлявшим о своей приверженности «социалис-
тическим идеалам» – Алжиру, Анголе, Эфиопии, Ираку, Сирии.
В отношениях с социалистическими странами Восточной
Европы наметились существенные перемены. Руководство этих
стран фактически лишилось поддержки Советского Союза.
В 1989 – 1991 г. произошли фундаментальные изменения
во внешнеполитическом положении СССР. В феврале 1988 г.
М.Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который
начался 15 мая. В феврале 1989 г. последний советский солдат
покинул эту страну.
В этот период практически во всех социалистических стра-
нах к власти пришла оппозиция. Польша, Чехословакия и Ру-
мыния заявили о сокращении своих обязательств в Организа-
ции Варшавского Договора. Произошло резкое снижение
торгового оборота между СССР и восточно-европейскими стра-
нами, военное сотрудничество прекратилось. Состоявшаяся в
декабре 1989 г. встреча Горбачева и президента США Буша на
Мальте закрепила отход стран Восточной Европы от СССР. В
марте 1991 г. официально перестала существовать Организация
Варшавского Договора. В 1990 – начале 1991 г. СССР заключил
соглашения со всеми восточно-европейскими государствами о
выводе своих войск с их территории, который осуществлялся в
спешном порядке.
Важнейшим событием этого периода стало объединение
Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, около трид-
цати лет разделявшая немецкий народ. К власти в ГДР пришла
христианско-демократическая партия, поставившая своей це-
лью скорейшее объединение страны. СССР согласился на объе-
динение Германии и обещал вывести свои войска в течение 4
лет, получая взамен экономическую помощь в размере 10 млрд.
немецких марок, которые должны были пойти на обустрой-
ство выводимых из Германии войск и обещание, что на терри-
тории ГДР не будут размещены войска НАТО. В октябре 1990 г.
ГДР перестала существовать. Это событие стало еще одним до-
казательством реформ М.Горбачева во внешней политике страны.
М.Горбачев получил Нобелевскую премию мира, звание «Луч-
ший немец года». Видимо, согласие на объединение было дано,
исходя из надежд на тесное экономическое сотрудничество:
Германия начала поставки в СССР гуманитарной помощи,
предоставила кредиты и займы.
Летом 1989 г. Ирак неожиданно для многих стран оккупи-
ровал соседний Кувейт. Коалиция западных государств во главе
с США при поддержке СССР и с согласия ООН силой оружия
заставила Ирак уйти с оккупированных территорий. По реше-
нию ООН против Ирака были применены экономические сан-
кции. Фактически СССР отказался от поддержки своего парт-
нера. Долг Ирака СССР составлял несколько миллиардов дол-
ларов. Введенное ООН по инициативе США экономическое
эмбарго против Ирака особенно больно ударило по экономи-
ческим интересам СССР.
Внешняя политика СССР в конце 80-х годов была ориен-
тирована на установление тесных связей с Западом. Советское
руководство стремилось к развитию экономических связей с
капиталистическими странами, рассчитывая на помощь в раз-
решении внутренних экономических проблем.
В 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего
благоприятствования в торговле, но не сняли ограничения на
поставку в СССР высокотехнологичного оборудования, преж-
де всего компьютеров большой мощности. Оказывая экономи-
ческую помощь СССР, западные страны исходили из своих
долгосрочных целей.
Таким образом, в поисках путей выхода из кризиса между-
народных отношений советское руководство продемонстриро-
вало новое политическое мышление. В его основу легло призна-
ние приоритета общечеловеческих ценностей, демократизации,
деидеологизации международных отношений, признание прин-
ципа разумной достаточности в обеспечении национальной обо-
роны. Исключительную роль в утверждении нового политиче-
ского мышления сыграла политика открытости и гласности, в
особенности в военной области, односторонние и согласован-
ные действия по разоружению.
Преодоление конфронтации и военного противостояния
между СССР и США, Востоком и Западом было решающим
завоеванием нового политического мышления.
К концу 1991 г. в мире произошли огромные перемены,
суть которых сводилась к распаду некогда могучего социалисти-
ческого содружества и глобальному ослаблению позиций СССР.