Международная деятельность СССР

Преобразования в стране не могли не затронуть советскую

внешнюю политику. Изменения во времена перестройки во внеш-

неполитическом курсе становились как бы обоснованием необ-

ходимости внутренних преобразований. Идеологической базой

проводившегося М.Горбачевым внешнеполитического курса стала

концепция «нового политического мышления», в основе кото-

рой лежала идея взаимозависимости и целостности мира.

Место главы внешнеполитического ведомства страны за-

нял бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.Ше-

варднадзе. Были заменены десять из двенадцати заместителей

министра, большинство начальников управлений. Период с 1985

по 1988 г. во внешней политике характеризовался сближением

и демонстрацией максимальной открытости между Западом и

СССР, налаживанием контактов и достижением первых дого-

воренностей, которые воспринимались как результат оконча-

ния «холодной войны». В 1989 – 1991 г. начался распад социали-

стической системы, ликвидация Организации Варшавского

Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Этот пери-

од характеризовался фактически односторонними уступками

Советского Союза.

XXVII съезд КПСС официально утвердил новый внешне-

политический курс. На нем было заявлено, что отныне приори-

тетными являются глобальные проблемы экономики, экологии,

сохранения мира; принципы социалистического интернациона-

лизма уступают место общечеловеческим ценностям. М.Горба-

чев определил три основных направления деятельности: пре-

одоление конфронтации между Востоком и Западом, с которым

ставилась задача достичь партнерских отношений; урегулирова-

ние региональных конфликтов; признание существовавшего

мирового порядка и отказ от идеологических предпочтений в

отношениях с другими государствами.

М.Горбачев как никакой другой руководитель государства

в мире совершил множество зарубежных поездок. Важнейшее

значение имели его встречи с президентом США Р.Рейганом в

Женеве в ноябре 1985 г., в Рейкьявике в октябре 1986 г., в

Вашингтоне в декабре 1986 г., в Москве в июле 1988 г.

8 декабря 1987 г. в результате интенсивных консультаций

была достигнута договоренность о ликвидации в Европе совет-

ских и американских ракет средней и малой дальности. Совет-

ский Союз взял на себя обязательства уничтожить 1752 раке-

ты, США – 869. Это соглашение было дополнено установлением

системы взаимного контроля. СССР, помимо этого, ликвиди-

ровал часть своих ракет средней и малой дальности, размещав-

шихся в Сибири и на Дальнем Востоке. С военной точки зрения

Советский Союз пошел на значительные односторонние ус-

тупки США. По инициативе советского руководства были так-

же уничтожены ракеты малой дальности «Ока», не попавшие

под условия договора.

На переговорах в течение 1985 – 1987 г. СССР настаивал

на отказе США от развертывания системы противоракетной

обороны космического базирования, известной как СОИ (стра-

тегическая оборонная инициатива). Однако в конце концов

СССР снял свои возражения, не получив при этом никаких

гарантий от США в том, что они не попытаются осуществить

эту программу в будущем.

Значительно улучшились отношения с Китайской Народной

Республикой. В мае 1989 г. состоялся первый за последние 30 лет

визит главы СССР в КНР. Развивались отношения со странами

Юго-Восточной и Южной Азии, с государствами Латинской

Америки, ЮАР. В то же время СССР продолжал оказывать по-

мощь странам, заявлявшим о своей приверженности «социалис-

тическим идеалам» – Алжиру, Анголе, Эфиопии, Ираку, Сирии.

В отношениях с социалистическими странами Восточной

Европы наметились существенные перемены. Руководство этих

стран фактически лишилось поддержки Советского Союза.

В 1989 – 1991 г. произошли фундаментальные изменения

во внешнеполитическом положении СССР. В феврале 1988 г.

М.Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который

начался 15 мая. В феврале 1989 г. последний советский солдат

покинул эту страну.

В этот период практически во всех социалистических стра-

нах к власти пришла оппозиция. Польша, Чехословакия и Ру-

мыния заявили о сокращении своих обязательств в Организа-

ции Варшавского Договора. Произошло резкое снижение

торгового оборота между СССР и восточно-европейскими стра-

нами, военное сотрудничество прекратилось. Состоявшаяся в

декабре 1989 г. встреча Горбачева и президента США Буша на

Мальте закрепила отход стран Восточной Европы от СССР. В

марте 1991 г. официально перестала существовать Организация

Варшавского Договора. В 1990 – начале 1991 г. СССР заключил

соглашения со всеми восточно-европейскими государствами о

выводе своих войск с их территории, который осуществлялся в

спешном порядке.

Важнейшим событием этого периода стало объединение

Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, около трид-

цати лет разделявшая немецкий народ. К власти в ГДР пришла

христианско-демократическая партия, поставившая своей це-

лью скорейшее объединение страны. СССР согласился на объе-

динение Германии и обещал вывести свои войска в течение 4

лет, получая взамен экономическую помощь в размере 10 млрд.

немецких марок, которые должны были пойти на обустрой-

ство выводимых из Германии войск и обещание, что на терри-

тории ГДР не будут размещены войска НАТО. В октябре 1990 г.

ГДР перестала существовать. Это событие стало еще одним до-

казательством реформ М.Горбачева во внешней политике страны.

М.Горбачев получил Нобелевскую премию мира, звание «Луч-

ший немец года». Видимо, согласие на объединение было дано,

исходя из надежд на тесное экономическое сотрудничество:

Германия начала поставки в СССР гуманитарной помощи,

предоставила кредиты и займы.

Летом 1989 г. Ирак неожиданно для многих стран оккупи-

ровал соседний Кувейт. Коалиция западных государств во главе

с США при поддержке СССР и с согласия ООН силой оружия

заставила Ирак уйти с оккупированных территорий. По реше-

нию ООН против Ирака были применены экономические сан-

кции. Фактически СССР отказался от поддержки своего парт-

нера. Долг Ирака СССР составлял несколько миллиардов дол-

ларов. Введенное ООН по инициативе США экономическое

эмбарго против Ирака особенно больно ударило по экономи-

ческим интересам СССР.

Внешняя политика СССР в конце 80-х годов была ориен-

тирована на установление тесных связей с Западом. Советское

руководство стремилось к развитию экономических связей с

капиталистическими странами, рассчитывая на помощь в раз-

решении внутренних экономических проблем.

В 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего

благоприятствования в торговле, но не сняли ограничения на

поставку в СССР высокотехнологичного оборудования, преж-

де всего компьютеров большой мощности. Оказывая экономи-

ческую помощь СССР, западные страны исходили из своих

долгосрочных целей.

Таким образом, в поисках путей выхода из кризиса между-

народных отношений советское руководство продемонстриро-

вало новое политическое мышление. В его основу легло призна-

ние приоритета общечеловеческих ценностей, демократизации,

деидеологизации международных отношений, признание прин-

ципа разумной достаточности в обеспечении национальной обо-

роны. Исключительную роль в утверждении нового политиче-

ского мышления сыграла политика открытости и гласности, в

особенности в военной области, односторонние и согласован-

ные действия по разоружению.

Преодоление конфронтации и военного противостояния

между СССР и США, Востоком и Западом было решающим

завоеванием нового политического мышления.

К концу 1991 г. в мире произошли огромные перемены,

суть которых сводилась к распаду некогда могучего социалисти-

ческого содружества и глобальному ослаблению позиций СССР.