Полезности разные, а цены одинаковые

Как уже отмечалось, оценка полезности субъективна. Она убывает по мере увеличения количества благ и нарастает по мере его сокраще­ния. Если потребитель утратит одну из имеющихся в его распоряже­нии единиц блага, то он откажется от удовлетворения наименее важ­ной потребности. Если из трех канистр бензина автовладелец утратит одну или цена на бензин возрастет настолько, что вместо трех канистр бензина станет возможным приобрести только две, то он откажется от наименее важных поездок, например к приятелю, но по-прежнему бу­дет ездить на автомашине за покупками.

У каждого своя шкала потребностей. Есть наиболее и наименее не­отложные. Каждый постоянно сравнивает и выбирает, в какой последовательности, в каком объеме приобретать товары и оплачивать ус­луги. Люди комбинируют и сопоставляют ценности. За товары и услуги надо платить, и поэтому приходится осуществлять выбор между товарами, удовлетворяющими какую-либо потребность, и денежной платой за них.

Потребности развиваются, формируются новые. Потребность в поездке на трамвае или метро трансформируется в потребность пере­движения на личной автомашине и т.п.

Ресурсы, которыми располагает общество, всегда ограниченны. Из ограниченности и нехватки ресурсов вытекает необходимость их экономного расходования, ограничения потребностей и выбора наиболее приемлемых вариантов. Выбор проводится между различными потребностями, между потребностями более важными и менее значимыми.

В реальной рыночной ситуации люди не только оценивают полез­ности, но и обмениваются ими. Обмен дает выигрыш каждому из его участников. Иначе никто не стал бы заниматься обменом. Когда предельная польза от приобретаемого предмета сравнивается с утрачи­ваемой пользой от товара, предлагаемого в обмен, наступает своего рода равенство взаимных выгод, достигается эквивалентность ценно­стей, участвующих в обменной операции.

В современном обществе обмен производится через посредство де­нег. Деньги и цены, выражаемые в денежных единицах, выступают в качестве соизмерителей потребительных стоимостей. Полезности то­варов, участвующих в обмене, должны соответствовать ценам.

Итак, цены на рынке на однородную продукцию в общем довольно близкие или одинаковые. А полезность каждого товара для покупате­лей неодинакова. Покупатели субъективно оценивают полезности приобретаемых товаров, но платят одну цену как за первую, так и за вторую или десятую партию товара.

Необходимо пояснить, каким образом чисто субъективные оценки в итоге приводят к согласованной составляющей, к выравниванию и установлению единых взаимоприемлемых цен. Иными словами, ка­ким образом при различных оценках и подходах покупателя и продав­ца возникает выигрыш для обеих сторон?