Теория народонаселения

С. Сисмонди не принял и теорию народонаселения Т. Мальтуса, вновь демонстрируя свое несогласие с классиками. Последние ис­кали причину «всех страданий трудящегося населения» во взаи­мосвязи темпов роста средств существования и его численности, а надо было принять во внимание, пишет С. Сисмонди, не чис­ленность, а доход. И тогда было бы видно, утверждает С. Сисмон­ди, что этой причиной является «несоответствие между его (насе­лением) количеством и его доходом», потому что «есте­ственные границы населения» преступают не те, которые «хоть чем-нибудь владеют», а те, «у кого ничего нет».

Автор «Новых начал...» фактически возвращается к домальтусовской концепции народонаселения, высказывая следующие близ­кие ей положения:

– многочисленность населения представляет преимущество общества, если каждый человек уверен, что он своим тру­дом может обеспечить «себе сносную жизнь»;

– материальное (имущественное) положение людей регули­рует количество браков и рождаемости;

– необеспеченность рабочего доходом от своего труда ведет к росту преждевременных браков и рождаемости;

– восстановление цехов и уставов цеховых организаций обеспечит каждому рабочему «собственность на продукты его труда» и возможность рассчитывать на доход и надежду на создание семьи;

– «способность к труду» рабочего не является его гарантирован­ным источником дохода.

Конечный вывод С. Сисмонди сводится к тому, что, поскольку «наименьший доход... благоприятствует его (населения) не­померному росту», необходимо изменить ту самую «социальную организацию», которая порождает «перемежающийся спрос» и, «создав рабочих, обрекает их потом на страдание и смерть».