Экономические учения древнего мира

Первые памятники русской экономической мысли

Экономическая мысль Западной Европы в период раннего и позднего средневековья

Социально-экономические идеи мусульманского Востока

Экономические учения средневековья

Экономические взгляды античных философов (Древней Греции и Древнего Рима);

Экономические учения Древнего Востока (Египта, Вавилона, Индии, Китая и др. стран с азиатским способом производства)

Экономические учения древнего мира

Тема 2. Экономическая мысль ЭПОХИ НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

С появлением первых государственных образований и зарожде­нием различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толко­вания идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации эконо­мических идей и концепций в экономической теории, принимае­мой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в древнем мире? Какими аргумен­тами на протяжении с IV тысячелетия до нашей эры и до первых столетий I тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древне­го Востока и античного рабства поддерживалась система рабовла­дения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед тоиарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следую­щему:

1) выразители экономической мысли древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладель­ческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими за­конами непреходящего «естественного порядка»;

2) доказательства идеологов древнего мира базировались пре­имущественно на категориях морали, этики, нравственнос­ти и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирова­ния денежного и торгового капитала, в которых усматрива­ли искусственную сущность, нарушающую принцип экви­валентности и пропорциональности процесса обмена това­ров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной и полной характеристики эво­люции экономической мысли древнего мира необходимо обо­собленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни вос­точного и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышле­ния цивилизаций Древнего Востока и античных государств.