Методология экономической науки

История экономических учений, как и другие отрасли экономи­ческой науки, опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: истори­ческий, индукции, логической абстракции, каузальный, функци­ональный, математического моделирования и др.

Методология, как известно, является наукой о методах. Примени­тельно к экономической науке ее роль заключается в выявлении мето­дов изучения хозяйственной жизни и экономических явлений и соответственно средств (инструментов) и путей (приемов) дости­жения знаний в этой области с целью реального освещения меха­низма функционирования и дальнейшего развития той или иной экономически системы с учетом присущих ей категорий и законов. :

Исторически складывается так, что исследователи склонны, как правило, делать выводы и обобщения, носящие позитивный ха­рактер, руководствуясь при этом убеждениями чаще всего норма­тивного свойства и исходя (явно и неявно) из желаемых или идеа­лизируемых принципов и совершенного положения вещей и ис­кусственно удаляясь тем самым от реального отображения действи­тельности. Причем в структуре экономической науки эта ее состав­ная часть, именуемая как позитивная наука, претендует на звание Объективной, ибо считает себя совершенно свободной от зависи­мости от этических и нормативных суждений.

Поэтому, несмотря на это, в реальной действительности экономическую науку образует еще и такая часть, которую приня­то именовать нормативной (регулятивной). Вместе с тем соотноше­ние между позитивной и нормативной частями экономической науки следует рассматривать с позиции меняющихся уровней, посколь­ку, являясь основой для формулировки нормативных положений, так называемые позитивные выводы, в свою очередь, сами неред­ко оказываются следствием определенных положений нормативно­го свойства.

Наконец, третью часть в структуре экономической науки при­нято отводить теориям, возникшим в результате «экономического искусства», т.е. на базе так называемых содержательных гипотез. Иными словами, пбеледние рассматриваются не как подтвержден­ные положения и выводы (как это вытекает из определения катего­рии «гипотеза»), а наоборот — как нуждающиеся в доказательстве и соответственно вписывающиеся «в систему правил для достиже­ния данной цели».

Обозначенные выше принципы структуризации и соответствен­но три составные части экономической науки впервые были обо­снованы и исследованы известным английским экономистом Джо­ном Невилом Кейнсом в его работе «Предмет и метод политичес­кой экономии» (1891). А суть каждой из этих частей сформулирова­на им следующим образом: «позитивная наука... совокупность сис­тематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука... совокупность систематических знаний, от­носящихся к тому, что должно быть... искусство... система правил для достижения данной цели».

В числе наиболее значимых методологических принципов на­уки, в том числе экономической, следует выделить такие, как ир­рационализм, релятивизм, эволюционизм, органицизм, полифун­кционализм.

Иррационализм, как методологический принцип, предполагает отрицание познавательного значения разума либо отводит разуму вспомогательную роль и поэтому допускает утверждение того, что как человек и окружающий его мир, так и история иррациональны по своей природе, а также выдвигает на первый план аспекты ду­ховной жизни, выходящие за пределы мышления, как-то: воля, чувство, интуиция, воображение, мистическое озарение и т.д.

Релятивизм — принцип методологии, базирующийся на абсолютизации положений об изменчивости действительности и условности наших знаний о ней, вследствие чего факты развития познания, сопровождающиеся преодолением достигнутого преж­де уровня, рассматриваются как доказательные аргументы его (по­знания) неистинности, как основание для отрицания объектив­ных истин.

Эволюционизм — методологический принцип, в соответствии с которым процесс развития системы рассматривается как медлен­ное изменение количественных характеристик, позволяющих кон­статировать происходящие постепенные и глубокие качественные изменения, характеризовать особенности этих изменений в приро­де и общественных процессах, включая экономику, культуру и иные системы.

Органицизм — это такой методологический принцип, который допускает только целостный (системный) подход к изучению объек­тов, а составляющие их элементы и отношения между ними харак­теризуются как внутренние, т.е. лишь как компоненты (части) ис­следуемого объекта.

Полифункционализм — принцип методологии, допускающий необ­ходимость изучения деятельности индивида в самых разнообразных проявлениях с тем, чтобы избежать сведение множества социальных функций к определению только одной, в соответствии с которой человек характеризуется главным образом как максимизатор функ­ции полезности.

Экономическая наука, как отмечалось выше, располагает дос­таточно широким спектром методов изучения (познания) хозяй­ственных явлений. Наиболее популярными и известными в их чис­ле являются:

  1. Логическая (научная) абстракция,
  2. Анализ и синтез,
  3. Индукция и дедукция,
  4. Исторический и логический методы,
  5. Анало­гия,
  6. Экономико-математическое моделирование,
  7. Экономический эксперимент и др.

1. Метод логической (научной) абстракции(по-латински «abstractio» означает отвлечение) предполагает намеренное отвлечение исследователи от частных или, как принято говорить, второсте­пенных моментов и сторон определенного явления ради выявления в нем того, что имеет существенное значение и постоянно повто­ряется и позволяет раскрыть суть экономического явления в таких наиболее общих понятиях (категориях), как производство, деньги, обмен, потребность, распределение и др.

2. Анализ, как один из методов познания, основывается на много­ступенчатом, многоходовом процессе мысленного расчленения изучаемого явления, т.е. целого, на составные части для последую­щего отдельного исследования каждой из этих частей. В свою оче­редь синтез — это такой метод познания, с помощью которого обеспечивается воссоздание единой (целостной) картины, соеди­нение отдельных частей в целое.

Однако если в процессе исследования экономической системы метод анализа применяется в отрыве от возможностей метода син­теза в части выявления взаимозависимости элементов и составных частей этой системы, то правомерно вести речь уже о каузальном, Т.е. причинно-следственном, методе анализа. Подобного рода ситуа­ция была достаточно очевидной в ранние периоды эволюции эко­номической мысли (меркантилизм, классическая политическая эко­номия), когда исследователи из всего многообразия методов пред­почтение отдавали каузальному, сводя свои изыскания к бесплод­ным сентенциям о том, что первично и что вторично и какая категория или сфера является основополагающей и т.п.

Поэтому в действительности анализ и синтез — это две стороны одного и того же процесса и должны применяться экономической наукой в единстве.

3. Метод индукции (или наведения) основан, как известно, на умозаключениях от частного к общему, обеспечивающих переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. В свою очередь метод дедукции (или выведения), напротив, опира­ется на умозаключения от общего к частному, позволяющие пе­рейти от наиболее общих выводов к относительно частным. Оба эти метода, равно как методы анализа и синтеза, применимы только в единстве, так как в экономической науке не существует постоян­ного набора аксиом, не подвергающихся сомнению. Ведь как пока­зывает ее история, «положения, считавшиеся фундаментальными и аксиоматическими... постоянно подвергаются сомнению».

4. Историчес­кий и логический методы, так же как анализ и синтез, индукция и дедукция, применяются в единстве и не противостоят друг другу.

Исторический метод позволяет исследовать экономические явления и процессы, экономические идеи и концепции в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сме­нялись одни другими. Кроме того, с помощью этого метода иссле­дователь получает возможность выявить и сравнить особенности различных экономических систем, опиравшихся на теории соот­ветствующих направлений, течений и школ экономической мыс­ли, выделить в числе многообразных явлений хозяйственной жиз­ни и экономических теорий такие, которые еще не достаточно изу­чены, определить ориентиры логического восхождения от просто­го к сложному.

В данном контексте исторический метод тесно переплетается с логическим методом, с помощью которого, в частности, в различ­ных источниках учебной литературы по экономической теории да­стся обоснование того, какой ее раздел следует изучать сначала — микроэкономику или макроэкономику и т.д.

5. Аналогия ис­пользуется в экономической науке по существу на всех главных этапах ее эволюции. Благодаря этому методу свойства известных пилений в различных сферах познания человека переносятся на неизвестные явления, и в том числе в сфере функционирования экономики. Например, при обосновании важнейших положений одним из центральных в экономической науке является понятие «теория», которое было заимствовано по принципу аналогии из физики. К числу других примеров аналогии из физики можно отне­сти и такие распространенные ныне в экономической науке поня­тия, как «эластичность», «равновесие» и др. Немало в экономичес­кой науке аналогий и из сферы медицины, с помощью которых стало традицией объяснять закономерности функционирования экономики на макроуровне, словно речь идет о функционировании человеческого организма, и т.д.

6. Метод экономико-математического моделирования, как один из системных методов исследования, опирается на приемы и средва, позволяющие выявить количественную сторону явлений и процессов хозяйственной жизни и их качественное обновление посредством формализованного отображения причин изменений экономических показателей, что делает реальным прогнозирова­ние экономических процессов. Этот метод, как известно, возник в результате так называемой «маржинальной революции», произо­шедшей в экономической науке в конце XIX в. , но широкое рас­пространение получил в XX столетии. Его основу составляют диф­ференциальные и интегральные исчисления, начало которым в области экономической теории положили такие известные эконо­мисты, как О. Курно, У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето, А. Мар­шалл и др.

Однако сами по себе математические приемы, в какой бы форме они ни были представлены, не должны быть самоцелью в экономи­ческом анализе, где, говоря словами М. Алле, в самом деле, суще­ствует «проблема лавирования между «литературной теорией» и «ма­тематическим шарлатанством». И, к сожалению, нельзя не согла­ситься и с Р. Коузом в том, что «если глупость слишком велика, чтобы быть высказанной вслух, ее можно спеть. В современной же экономической теории ее можно облечь в математическую форму».

Вместе с тем сегодня ни у кого не вызывает сомнений мысль А. Маршалла о том, что «подготовка в области математики полезна тем, что она позволяет овладеть максимально сжатым и точным языком для ясного выражения некоторых общих отношений и не­которых коротких процессов экономических рассуждений, кото­рые действительно могут быть выражены обычным языком, но без равноценной четкости схемы».

7. Экономический эксперимент предполагает целенаправленное искусственное воспро­изведение (имитацию) экономического явления или процесса с целью его изучения и подтверждения и (или) изменения гипотез, сформулированных ранее. В истории экономической мысли попыт­ки сознательного массового экономического экспериментирования связаны с именами таких личностей, как Р. Оуэн, П. Прудон и др. в XIX в., Ф. Тейлор, Г. Форд, Дж.М. Кейнс, М. Фридмен, Н. Хрущев и др. — в XX в.

Таким образом, можно утверждать, что современной экономи­ческой науке присущи собственная область знания (предмет изуче­ния) и специализированная техника поиска и интерпретации фак­тов объективной действительности (методологические принципы и методы анализа), обособившиеся в ходе эволюции мировой эконо­мики и развития концепций, связанных со специфической пробле­матикой ее предмета и метода. Она не является «застывшей» и тем более «мертвой» теорией, ибо предмет ее изучения проникает во все новые и новые сферы жизни общества, достигая качественно нового уровня, а метод не ограничивается сугубо каузальным (при­чинно-следственным) рассмотрением экономических факторов, идей и концепций в отрыве от неэкономических аспектов данной проблематики. Отсюда несомненно то огромное значение, которое имеет экономическая наука в практической деятельности.