ХАРАКТЕРИСТИКА СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
План
1. Задачи, требования, основные компоненты и понятие Справочной Правовой системы.
2. Свойства справочной правовой системы.
3. Причины спроса модифицированных СПС с локализованными базами данных.
4. Сервисные возможности юридических пакетов.
5. О полноте и достоверности правовых баз данных.
Вопрос №1. Задачи, требования, основные компоненты и понятие Справочной Правовой системы.
Обеспечение работников правоохранительных органов актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач. Сложность ее решения состоит хотя бы в том, что ежедневно только органами высшей государственной власти России принимается в среднем несколько десятков нормативных актов. Если учесть, что для эффективной работы часто требуется наличие нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов, то трудности и вместе с тем необходимость решения возникающих проблем становятся очевидными.
Важнейшими требованиями при работе с нормативно-правовой информацией являются обеспечение полноты информационной базы и поддержание ее в актуальном состоянии.
Выполнение этих требований приводит к необходимости решения задачи о включении в информационную базу множества ведомственных документов, которые часто не являются нормативными и получить которые достаточно сложно. Наиболее трудным моментом является пополнение и изменение базы, поскольку далеко не все документы публикуются. Более того, публикуется обычно изменившаяся часть документа, поэтому при работе с документом приходится одновременно просматривать несколько текстов: исходный и все изменения и дополнения. Часто окончательную редакцию документа приходится создавать самому пользователю, что может привести к появлению неточностей.
Традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии адекватно решить поставленную задачу. Как показывает практика наиболее полное и последовательное решение возникающих вопросов можно добиться внедрением компьютерных справочных правовых систем (СПС).
Справочная Правовая Система (СПС) - это компьютерное приложение, содержащее полную, систематизированную и оперативно обновляемую информацию по законодательству, а также программные средства поиска, анализа и обработки этой информации.
Основными компонентами СПС являются:
· информационный банк, содержащий тексты документов и вспомогательную информацию,
· программная оболочка, предоставляющая сервисные средства работы с информационным банком.
Большой объем правовой информации и качество ее юридической обработки — основа надежности справочно-правовой системы. Чем большим количеством документов вы располагаете, тем выше вероятность, что в любой момент времени вы легко найдете именно ту информацию, которая вам понадобится
Вначале считалось, что СПС создают лишь дополнительное удобство при работе с информацией и без их использования вполне можно обойтись. Однако, когда начались масштабные пересмотр и перестройка всего российского законодательства, уследить за огромным потоком вновь принятых нормативных актов стало невозможно. Поэтому к середине 1994 г. число потенциальных покупателей пакетов юридических программ значительно возросло.
Вопрос№2.Свойства справочной правовой системы.
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:
1. Возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.
2. Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.
3. Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или сети Internet. Такому подходу способствует развитие компьютерных сетей. В этом случае можно избавиться от задержки обновления информационной базы, если работать в режиме on-line с базой данных, хранящейся на удаленном компьютере. В то же время не расходуется дисковое пространство на компьютере пользователя.
Вопрос№3.Причины спроса модифицированных СПС с локализованными базами данных.
Следует, отметить, что в настоящее время наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локализованными базами данных.
Объяснить это обстоятельство можно несколькими причинами:
ü во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего;
ü во-вторых, при обращении к базе данных в режиме on-line пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети;
ü в-третьих, справочные правовые системы, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей. Тем не менее, если обращение к базе данных производится не чаще одного раза в месяц, работа в режиме on-line является предпочтительной.
В настоящий момент в России работают более десяти фирм, разрабатывающих программное обеспечение СПС, ведущих компьютерные нормативно-правовые информационные базы и оказывающих услуги по информационному обеспечению с использованием современных компьютерных технологий.
Широкое признание пользователей получили коммерческие справочные правовые системы, такие как:
· «КонсультантПлюс» (АО «КонсультантПлюс»),
· «Гарант» (НПП «Гарант-сервис»),
· «Кодекс» (ГП «Центр компьютерных разработок», Санкт-Петербург),
· «Юсис» (Юридическое агентство «Intralex») и др.
Фирмы-разработчики таких систем уделяли основное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий и возможностей оболочек и, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС.
Вопрос №4.Сервисные возможности юридических пакетов.
В настоящее время растет конкуренция между фирмами производителями справочных правовых систем. Повышаются запросы пользователей СПС. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных.
Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами, уделяю больше внимания развитию сбытовых структур. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения.
Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные правовые системы. К ним относятся:
• объем информационного банка;
• формирование пользовательской базы;
• скорость поиска документов по базе;
• актуальность информации и оперативность поступления документов;
• степень аутентичности документов оригиналу;
• юридическая обработка документов;
• возможность удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии;
• и ряд других важных характеристик.
Особо следует отметить возможность использования гипертекста.
Гипертекст – это такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов.
Сегодня все распространенные системы осуществляют поиск по тематическому рубрикатору, названию принимающего документ органа, названию документа, дате принятия, типу документа и предусматривают вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл.
Полнотекстный поиск по всему тексту информационной базы осуществляют программы «Кодекс», «Юсис», «Юрисконсульт». Полнотекстный поиск из слов своего словаря предлагают пользователю пакеты «Гарант», «КонсультантПлюс», «Дело и право». При поиске по слову в названии документа в большинстве пакетов пользователю самому необходимо ограничить длину слова.
Однако, например, программа «Юрисконсульт» найдет нужные слова, даже если они стоят в другом падеже.
Очень помогает пользователям в работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора, как, например, в пакете «Кодекс».
Проследить связи между документами позволяют или гипертекстовые средства, как в СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант», или система ссыпок на документы с возможностью просмотра их текста, внедренная в пакете «Кодекс».
Возможность ведения собственной базы данных пользователя реализована в СПС «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс». Многооконный режим работы предусмотрен в системах «КонсультантПлюс», «Кодекс».
Глубокой юридической обработке подвергаются документы, поступающие перед подключением в систему «Гарант».
Анализируются нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенные связи между документами и правовыми нормами. В результате документы в СПС связаны перекрестными ссылками, не ограничивающимися случаями очевидных упоминаний одного документа в другом.
Комментарии, вносимые в тексты документов юристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму и значительно облегчают работу с документами, содержащими противоречивые формулировки.
Вопрос №5.О полноте и достоверности правовых баз данных.
Подборкой документов, составляющих информационные базы коммерческих СПС, занимаются сами разработчики, заключая с органами власти договоры о предоставлении документов.
Централизованного информационного капала в настоящее время пока не существует.
Во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Поэтому в базах данных обычно есть ссылка на печатное издание.
Информация в базах данных носит исключительно справочный характер и ее не желательно использовать в суде, т.е. ссылаться. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неточных или неполных сведений каждый разработчик СПС решает по-своему.
Приобретение справочной правовой системы имеет смысл только при условии регулярного ее обновления и добавления документов по индивидуальному заказу и добавление документов по индивидуальному заказу.
Использование справочных правовых пакетов существенно облегчает работу, однако пользователю не следует ждать фантастических эффектов от использования юридической базы данных, он лишь хороший помощник в работе.
Следует также заметить, что широкий спектр юридических компьютерных систем уникальное явление российского рынка делового программного обеспечения.