Разработка естественноязыковых интерфейсов и машинный перевод.
Игры и творчество.
Представление знаний и разработка систем, основанных на знаниях.
Это основное направление искусственного интеллекта. Оно связано с разработкой моделей представления знаний, созданием баз знаний, образующих ядро экспертных систем. В последнее время включает в себя модели и методы извлечения и структурирования знаний и сливается с инженерией знаний.
Традиционно искусственный интеллект включает в себя игровые интеллектуальные задачи — шахматы, шашки. В основе лежит один из ранних подходов — лабиринтная модель плюс эвристики. Сейчас это скорее коммерческое направление, так как в научном плане эти идеи считаются тупиковыми.
В 50-х гг. одной из популярных тем исследований искусственного интеллекта являлась область машинного перевода. Первая программа в этой области — переводчик с английского языка на русский. Первая идея — пословный перевод, оказалась неплодотворной. В настоящее время используется более сложная модель, включающая анализ и синтез естественноязыковых сообщений, которая состоит из нескольких блоков. Для анализа это:
• морфологический анализ — анализ слов в тексте;
• синтаксический анализ — анализ предложений, грамматики и связей между словами;
• семантический анализ — анализ смысла каждого предложения на основе некоторой предметно-ориентированной базы знаний;
• прагматический анализ — анализ смысла предложений в окружающем контексте на основе собственной базы знаний.