Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания.
Главная роль в возникновении сознания, значит и самого человека принадлежит труду.
Предпосылки возникновения труда стали биологические виды изменения, которые произошли у предков человека в результате:
1.перехода обезьяны от обитания на деревьях и общению на землю, это переход к освобождению передних конечностей и переходу к прямохождению.
2.это переход от растительной к мясо – растительной пище, что привело к развитию головного мозга.
3.использование огня, что привело к ускорению процесса усвоения мясной пищи.
Главную роль в возникновении человеческого сознания сыграл труд. Труд начался с изготовления орудия труда. Роль труда в возникновении человеческого сознания раскрыл Энгельс в своей работе «Работа труда в процессе развития обезьяны в человека»
Труд и его воздействие: головной мозг (абстрактное мышление)
органы чувств
рука
речь
Сначала труд а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными, самыми важными факторами позволившими превратить мозг обезьяны в мозг человека.
Функции языка:
1.Язык - это функции выражения мысли;
2.Язык – это средство закрепления мысли и накопление знаний;
3.Язык – это средство передачи мыслей;
Развитие языка непосредственно связано с развитием трудовой деятельности с расширением знания о мире.
Диалектика и ее принципы
Одна из важнейших функций философии это методологическая.
Метод – совокупность приемов и способов, теоретической и практической преобраз. Деятельности людей.
Существует 2 метода общефилософских исследований:
- Диалектика, как наука о развитии, изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
- Диалектика, как метод позноват. деятельности, рассматривает вещи и явления в их всеобщей связи и зависимости и используется в получении новых знаний о мире.
Диалектика включает в себя:
1.Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы, общества. Она выражает объективные процессы происходящие в природе и обществе.
2.Субъективная диалектика – это отражение объектов диалектики в сознании человека.
Иными словами объективная диалектика, царит в природе, а субъективная - есть отражение в сознании человека, господствующий природе объективной диалектики.
Диалектика вещей определяет диалектику идей.
Диалектика природы Диалектика идей
Понятии о законах истории
Категории – это основное понятие, в котором выражается существенные стороны всеобщей связи развития.
Задача познания – исследовать природу и общество, как закономерный процесс развития, т.е подметить общее существование характерное для больших групп людей.
Закон – это общее необходимое существовано -устойчивое повторяющееся внутренне присущие предложения и явления связи и ………..
Развитие вещей и явлений происходит по законам диалектики:
1.Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, как саморазвития и отвечает на вопрос, что является причиной развития.
2.Закон перехода количества в качество ………….. раскрывает механизм развития и отвечает на вопрос, каким путем количество изменений происходят изменение качеств.
3.Закон отрицания отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос, как происходит движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон Ленин не назвал социумом диалектики, потому что он раскрывает источник развития, как саморазвитие. источник движения, как самодержавие. З.е.и б.п.раскрывается через следующие категории: тождество, различие, противоположность, противоречие, конфликт.
Все предметы в мире существуют в состоянии относительной устойчивости и отражает категории тождества.
Гегель характеризовал общество, как равнозначность «вещи самой себе».
Будущее тождеств. при самому себе, предмет в то же время находится в постоянном изменении фик-ся категории раз..
Различие есть относительное неравенство предметов.
Каждый предмет тождественен себе и различен одновременно, т.к оставались сами собой (……………….)он в тоже время постоянно изменяется.
Различие имеет свои степени: существенные и несущественные.
ЛЕКЦИЯ 8
Предельным случаем различия является противоположность.
Различие и противоположность – это ступени различные противоречен.
Различие – это начальная стадия раздвоения на противоположности. В мире нет развивающего объекта в котором не было бы противоположность стороны (например: «+» и «-», вдох и выдох, ассимиляция и диссемиляция, раб и рабовладелец) взаимоотношения между противоположностями, называют противоречием.
Противоположности взаимно предполагают и исключают друг друга это значит, что противоположности обязательно разнокачественные, т.к. однокачественные элементы в составе целого просто не взаимодействуют (н: день и ночь, черное и белое, вдох и выдох).
Противоположности взаимно предполагают друг друга, что означает, что одна противоположность не может существовать без другой (н: вдох и выдох).
Взаимодействие противоположностей предполагает их единство, то есть их взаимообусловленность.
Этапы развития противоречий:
1.Развитие развертывание противоречий;
2.разрешение противоречия, в результате конфликта между противоположностями.
Разрешение противоречия в результате конфликта между противоположностями приводит к уничтожению данного тождества и возникновению нового, с характерными только для него противоположностями.
Единство противоположности носит относительный релятивный переходящий характер.
Борьба противоположностей носит абсолютный характер, поскольку протекает не только в период существования данного тождества (предмета, явления) но и в период перехода от одного тождества к другому).
Итак, единство противоположностей относительно релятивно, переходящее. Оно имеет место только пока существует данное тождество (предмет, явление). Борьба противоположностей абсолютна, она постоянна, как постоянно само движение.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.
Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.
Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.
Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.
Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.
Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.
Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).
Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.
Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?
Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.
Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.
Мера разных предметов различна.
За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.
Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.
Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.
Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.
Формы скачка:
- форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.
- форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).
Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.
Действие закона позволяет ответить на вопросы:
1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.
2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.
Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.
Содержание закона отрицания отрицания раскрывается через категории отрицания, диалектического отрицания и отрицания отрицания.
Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.
Метафизическое отрицание – отрицание , как простое уничтожение.
Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал : «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).
Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».
В диалектике отрицать, говорил Энгельс, « не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»
Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»
Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:
1.оно есть условие и момент развития;
2.оно есть момент связи нового со старым.
Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..
Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».
Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.
В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.
Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям , но и сохраняет положительное , содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.
Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития .Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.
Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.
Основные проблемы в теории познания :
Познание, как отражение действительности.
Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?
Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.
На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.
2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.
3.непонимаемым активности познающего субъекта.
4.не понимаем ранг практики познания.
В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:
1. основа процессопознания, и исходный
2.как критерии истины.
Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.
Виды практики:1. материальное производство;
2.социально- преобразующая деятельность;
3.научн. дисперемент.
Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.
- само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.
- практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.
- практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)
Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.
Что является объектом познания?
С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………
С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.
С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.
Что является субъектом познания?
Субъект познания , т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.
Диалектический характер процесса познания.
С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.
Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.
Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.
Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,
Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.
Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.
С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.
Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.
Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.
Логическое
- понятие
- суждение
- умозаключение
чувства______________________________
формы чувств познания, сознания:
1.ощущение
2.восприятие
3.представление
4.воображение
Формы чувственной стороны познания:
Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).
Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон ( круглое, красное сладкое яблоко).
Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.
Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности ( змей – Горыныч, баба Яга).