Учет разнообразия интересов в градостроении

Многообразие типов поселений обусловлено не только историческими традициями, но и различиями в градостроительных интересах главных субъектов градостроения: государства, общества и частных лиц.

В 1998 г. государственные градостроительные интересы были продекларированы как устремления к устойчивому развитию поселений и межселенных территорий, оптимальному функционированию государственных систем инженерной и транспортной инфраструктур, сохранению природных ресурсов, охране государственных объектов историко-культурного и природного наследия, территории традиционного проживания коренных малочисленных народов.

Общественные интересы – интересы населения, городских и сельских поселений, других муниципальных образований – заключаются в обеспечении благоприятных условий проживания, ограничении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду градостроительными средствами, в улучшении экологической обстановки, развитии инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранении территорий объектов историко-культурного и природного наследия.

Частные интересы — интересы граждан и юридических лиц в связи с осуществлением градостроительства на принадлежащих им земельных участках.

К основным нормативно-правовым актам в области градостро­ительства относятся:

• Градостроительный кодекс Российской Федерации;

• Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Рос­сийской Федерации»;

• иные законы и нормативно-правовые акты РФ;

• законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

• общепризнанные принципы и нормы международного права
и международных договоров в области градостроительства.

Согласование государственных, частных и общественных ин­тересов в области градостроительства должно обеспечиваться органами государственной власти и органами местного самоуп­равления. Если же обеспечение сочетания интересов градострои­тельства невозможно или затруднено, то обычно вводится особое регулирование.

Объекты градостроительной деятельности, подлежащие особо­му регулированию, могут быть федерального значения и значения субъектов Российской Федерации. К поселениям особого регули­рования в настоящее время в соответствии с законодательством относятся:

• г. Москва — столица РФ;

• г. Санкт-Петербург;

• города — центры субъектов РФ;

• города-курорты;

• исторические поселения, на территориях которых имеются
памятники истории и культуры;

• городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки, закрытые административно- территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и т.п.).

В целом законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по:

• территориальному производственному планированию;

• градостроительному зонированию;

• планировке территорий;

• архитектурно-строительному проектированию;

• строительству объектов капитального строительства, их реконструкции.

3. Территориальное планирование градостроительной деятельности

Градостроительство в современном понимании — это процесс планировки и застройки городов (поселений), опирающийся на комплекс социально-экономических, санитарно-гигиенических, технических, архитектурно-художественных и других факторов и задач развития.

Экономические задачи включают целесообразный выбор, пла­номерное и экономически оправданное освоение территории для всех видов хозяйствования, эффективное использование природ­ных ресурсов при наиболее рациональной системе расселения населения.

К техническим задачам относится инженерная подготовка тер­риторий для хозяйствования и проживания путем организации системы улиц и площадей, организации транспортного обслужи­вания, обеспечения благоустройства в помещениях всеми видами инженерного оборудования (канализация, водо-, тепло-, энерго­снабжение, связь и т.п.).

Санитарно-гигиенические задачи включают создание и подде­ржание наиболее благоприятных условий для здоровья и жизни населения (микроклимат, степень озеленения, необходимая ин­соляция, чистота воздуха, защита окружающей среды и т.п.).

Архитектурно-художественные задачи включают создание своеобразных и запоминающихся композиций как при решении поселения в целом, так и при планировке отдельных его элемен­тов — зданий, улиц, площадей.

Все документы тер­риториального планирования подразделяются по уровням управ­ления: федерального, субъектов РФ, муниципальных образований.

На федеральном уровне разрабатываются схемы территори­ального планирования (СТП) по основным областям (сферам) деятельности:

· развитие федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

· обеспечение безопасности государства;

· развитие энергетики;

· использование и охрана лесного фонда;

· использование и охрана водных объектов;

· развитие и размещение особо охраняемых природных территорий федерального значения;

· защита территорий двух и более субъектов РФ, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий.

Федеральные схемы территориального планирования (ФСТП) должны включать в себя карты (схемы) планируемого размеще­ния объектов капитального строительства федерального значения вышеназванных областей деятельности и объектов, обеспечива­ющих статус и защиту Государственной границы РФ.

СТП РФ должны также содержать положения о территориаль­ном планировании с соответствующими им картами (схемами). Положения раскрывают цели и задачи территориального плани­рования, перечень мероприятий по территориальному планирова­нию и указания на последовательность их выполнения. На картах (схемах) отображаются:

• границы субъектов РФ, особых экономических зон, муниципальных образований;

• границы земель по их категориям: земли лесного фонда, особо охраняемых территорий, обороны и безопасности и планируемые границы таких земель;

• границы территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций;

• границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства, объектов федерального значения, на которых уже размещены такого рода объекты или планируется их размещение.

Схемы территориального планирования Российской Федера­ции, в том числе внесение изменений в такие схемы, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подготовка СТП РФ осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями техничес­ких регламентов (по закону о техническом регулировании) с учетом федеральных программ в области государственного, экономичес­кого, экологического, социального, культурного и национального развития РФ, положений о территориальном планировании, содер­жащихся в документах территориального планирования субъектов РФ, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проекты, а затем и утвержденные СТП подлежат опубликова­нию и обсуждению. По результатам обсуждения в них могут быть внесены изменения, а в случае разногласий создается согласи­тельная комиссия.

Далее составляется план реализации СТП, где отражаются:

• сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства;

• сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов;

• финансово-экономическое обоснование реализации СТП РФ.

По аналогии с федеральными разрабатываются СТП субъектов РФ. Они также могут включать в себя карты (схемы) планируемого развития размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяй­ственного назначения, карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения и положения с территориальным планированием субъекта РФ.

Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования субъекта РФ в текстовой форме включают разделы тех же наименований, что и на федеральном уровне.

Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся:

1. Схемы территориального планирования муниципальных
районов.

2. Генеральные планы поселений.

3. Генеральные планы городских округов.

Логика разработки и содержания схем территориального пла­нирования муниципальных районов такая же, как и на предыду­щих уровнях государственного планирования, но по отношению к объектам муниципальных районов.

Схема территориального планирования муниципального райо­на, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муници­пального района.

Градостроительное планирование поселений, городских окру­гов применительно ко всем территориям поселений должно осу­ществляться в рамках генеральных планов. Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объек­тов капитального строительства местного значения, в том числе:

• объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;

• автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;

• иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления положений органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления, городского округа.

Генеральные планы содержат также положения о территори­альном планировании и соответствующие карты (схемы). Для ут­верждения генеральных планов подготавливаются материалы по обоснованию проектов в текстовой форме и в виде карты (схемы). Генеральный план поселения городского округа утверждается пос­ле обсуждения и внесения изменений представительным органом местного самоуправления поселения. Реализация генерального плана поселения осуществляется на основании плана реализации.

В целях обеспечения устойчивого развития территорий может и должна проводиться совместная подготовка проектов терри­ториального планирования путем комплексного обсуждения и решения вопросов федерального, регионального и (или) местного значения.