Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли.

Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат

В основе этого метода лежит расчет объема реализации, ко­торый должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и перемен­ные затраты).

Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, оп­ределяется по формуле:

Мо = (Мвн*100/a):Ц

где Мо — желаемая прибыль, руб.;

Мвн — новая валовая маржа (маржа - это разность между выручкой от реализации продукции и суммой переменных затрат на ее производство и реализацию), руб.

Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:

Мо = (Мвн*100/aн): Ц

где а - новый процент валовой маржи к выручке от реализации.

Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой фор­муле:

Мо = (Мви*100/an): Ц

где аn - исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;

Мви - исходная валовая маржа, руб.

 

На выбор ассортимента продукции, выпускаемой предприятием, влияют рыночные и производственные факторы.

К рыночным факторам следует относить: различный уровень эластичности спроса; диверсификацию производства, позволяющую предприятию выжить в условиях рыночных колебаний спроса на определенные виды продукций; наиболее полное использование условий реализации товара.

Производственные факторы включают: необходимость организации безотходного производства сырья (консервное, сахарное и другие отрасли промышленности); схожесть технологий производства изделий, позволяющую полнее использовать установленное оборудование (вино и безалкогольные напитки); экономию затрат на масштабах производства.

К основным факторам, определяющим конечную производственную программу продукции по ее ассортименту, относятся прибыль и ее прирост. Исходным в ее составлении является сравнение рентабельности по каждому виду продукции. В странах с рыночной экономикой для этих целей успешно применяют валовую маржу. В самом общем случае, чем выше прирост валовой маржи, тем рентабельнее данное изделие.

Поскольку на каждом предприятии имеются свои специфические факторы, ограничивающие развитие производственной программы, то сравнительный анализ следует проводить на основе показателя валовой маржи на человеко-час. Если, например, ограничивающим фактором является используемое оборудование, то анализ должен вестись на основе показателя валовой маржи на время использования оборудования.