Внешняя среда предпринимательской деятельности.

Содержание и цели предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью понимают изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг, направленных на получение прибыли в условиях рыночной экономики.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах:

В виде индивидуальной или семейной деятельности, когда человек сам или с помощью членов своей семьи изготавливает определению продукцию или выполняет работы с целью получения дохода;

Если трудовой деятельностью занимается группа лиц или для выпуска продукции привлекается наемная рабочая сила, то в этом случае образуется предприятие. Предприятие может быть собственником того имущества, с помощью которого оно осуществляет предпринимательскую деятельность. В этом случае оно регламентирует свою деятельность только законодательством РФ и никому не подчиняется. Предприятие может использовать имущество собственника. В этом случае собственник определяет границы деятельности предприятия через устав. После заключения договора и утверждения устава собственник не имеет право вмешиваться в деятельность предприятия за исключением случаев, оговоренных в уставе. Для осуществления производственной деятельности предприятие должно быть юридическим лицом. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, мо­жет от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридически лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной ре­гистрации.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения целей фирмы и для выработки стратегии поведения, позволяющих фирме достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1.Макроокружение;

2 Непосредственное окружение;

3.Внутренняя среда.

Анализ макроокружения включает в себя изучение состояния экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среда и ресурсы и т.п.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируется и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ величины валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда и т.д.

Анализ правового регулирования предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений. Дает организации определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права.

Политическая составляющая должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Поэтому их анализ должен проводиться не по отдельности, а системно. Изучение непосредственного окружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды. С которыми организация непосредственно взаимодействует. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.

Анализ покупателей в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателя позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателем, на какой объем продаж может рассчитывать организация, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающие организацию различным сырьем, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Изучение конкурентов занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами.