Великие географические открытия

В XVI-XVII вв. происходит разложение феодального строя в ряде европейских стран и зарождение в недрах феодального общества новых, капиталистических отношений. Суть и диалектика этого процесса определены К. Марксом следующим образом: «Экономическая структура капиталистического общества выросла из экономической структуры феодального общества. Разложение последнего освободило элементы первого»[5].

Изменения затронули все сферу общественной жизни стран Западной Европы. Феодальные производственные отношения постепенно утрачивают свое безраздельное господство. Происходит дальнейший рост общественного разделения труда и возникают капиталистические мануфактуры, обслуживаемые трудом наемных рабочих, которые появляются в результате обезземеливания крестьян и разорения городских ремесленников. Изменяется и социальная структура: в феодальном обществе формируются новые классы — буржуазия и пролетариат

Особую роль в развитии капитализма сыграли великие географические открытия (конец XV-XVII вв.). Открытие новых торговых путей и неизвестных ранее стран и континентов, установление стабильных связей между Европой и другими частями света в относительно короткий срок влило в хозяйство европейских стран огромные ресурсы. По мнению К. Маркса, «…великие революции, происшедшие в торговле в XVI и XVII веках в связи с географическими открытиями и быстро подвинувшие вперед развитие купеческого капитала. Составляют один из главных моментов, содействовавших переходу от феодального способа производства и капиталистический»[6].

Непосредственным толчком для великих географических открытий явились затруднения в торговле европейских стран с Востоком и острая нехватка средств обращения, проявившаяся во второй половине XV в. Традиционные ранее пути на Восток были захвачены турками (через Ближний Восток), арабами (через Северную Африку) и татаро-монголами (через Русь). Если монополия арабов на поставку восточных товаров была крайне невыгодна для европейцев, поскольку арабские купцы продавали товары с 8-10 кратной наценкой, то произвол и грабеж турок ставил под угрозу сам факт товарообмена. Однако венецианцы и генуэзцы могли как-то перекрыть потери, связанные с турецкими завоеваниями, еще более повысив цены. Потребители же восточных товаров — тканей, украшений, драгоценностей, пряностей — в лице феодалов, а также купцов других западноевропейских стран стали сами искать пути избавления не только от турецкого грабежа, но и от посредничества итальянцев в левантийской торговле. Далеко не случайно план поисков пути в Индию через Атлантику генуэзского мореплавателя Х. Колумба нашел поддержку не на родине, а в Испании.

Т.е. в XV в. в Западной Европе стал остро ощущаться недостаток золота и серебра как средств обращения. Это явилось следствием не только изменений, произошедших в торговле, которые способствовали перекачке золота на восток, но и истощения серебряных рудников Германии и Испании в условиях, когда потребности Западной Европы в средствах обращения и платежа в связи с ростом промышленности и торговли резко возрастали. Феодальная аристократия и зародившаяся буржуазия стремилась к обогащению и накоплению богатства. «Жажда золота» (своеобразная фетишизация капитала) превратилась в острую экономическую проблему, требовавшую быстрого разрешения и толкавшую на поиски новых путей на Восток через океаны.

«Золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег», — писал Ф. Энгельс[7].

В результате дробления феодальных поместий происходило обнищание дворян. Обнищавшие феодалы, особенно испанские и португальские, и оставили основную массу конкистадоров (завоевателей).

Среди факторов политического характера, способствовавших великим географическим открытиям, необходимо отметить, что только мощны централизованные монархии были в состоянии пойти на затраты по финансированию крупных морских экспедиций. Кроме того, увеличились потребности абсолютизма в денежных средствах для оплаты наемной армии, чиновников двора и других расходов по его содержанию.

Великие географические открытия были бы невозможны без прогресса европейской техники и науки. В первую очередь это касается кораблестроения, навигации и географии. Парусные и гребные суда, применявшиеся для морских плаваний в Средиземноморском бассейне, были малопригодны для океанских путешествий. Созданная в XV в. каравелла имела три рабочие мачты и несколько парусов, расположенных ярусами. Это уменьшало опасность при штормах, требовало меньшего экипажа, повышало быстроходность судна и позволяло идти нужным курсом при любом направлении ветра. Успехи навигационной науки были связаны прежде всего с усовершенствованием компаса, давшим возможность составлять довольно точные морские карты.

Но никакие научно-технические новшества не могли бы сыграть своей роли, если бы не было теории, обосновавшей принципиальную возможность трансатлантического плавания. В конце XV в. в Европе возрождаются античные представления о шарообразности Земли, и предположение флорентийского астронома и космографа Паоло Тосканелли о возможности доплыть до индии, двигаясь на запад, воспринимается как реалистичное.

Великие географические открытия явились следствием целого ряда морских экспедиций в неизведанные просторы нашей планеты. В них приняло участие множество мореплавателей и ученых из разных стран Европы. Начало было положено двумя сериями плаваний, которые привели к открытию Америки и морского пути в Индию вокруг Африки.

Открытие морского пути в Индию потребовало нескольких португальских экспедиций, которые в течение XV в. все дальше и дальше продвигались на юг вдоль западного берега Африки. В 1486 г. португальская флотилия во главе с Бартоломео Диасом, штормом отброшенная от берегов Африки, неожиданно обогнула южную оконечность Африканского материка (мыс Доброй Надежды). Двенадцать лет спустя экспедиция во главе с Васко де Гама прошла в Индийский океан и достигла индийского берега. В Испании была организована экспедиция в западном направлении. В 1492 г. Христофором Колумбом была открыта Америка.

В дальнейших экспедициях берегов Нового света достигли португалец Педру Кабрал и флорентиец Америго Веспуччи, именем которого и был назван новый континент. Первым из европейцев Тихий океан увидел испанский конкистадор Нуньес де Бальбоа, в поисках удобного пути в Перу пересекший в 1513 г. Панамский Перешеек.

Идея Христофора Колумба достичь Индии, плывя в западном направлении, была подхвачена испанским мореплавателем Фернандо Магелланом, который в 1519-1521 гг. совершил первое кругосветное путешествие. Следуя вдоль американского побережья на юг, а затем пройдя по узкому проливу, отделяющему южную оконечность Американского материка от острова Огненная Земля, он вышел в Тихий океан, достиг Филиппинских островов, где был убит туземцами. Двигаясь дальше на запад через Индийский океан и минуя мыс Доброй Надежды, остатки экспедиции Магеллана достигли Испании.

Историческое значение плавания Магеллана состояло в окончательном доказательстве шарообразности Хемли, наличия единого Мирового океана, т.е. возможности сквозных плаваний в любом направлении. Этой экспедицией был как бы завершен первый и самый важный этап великих географических открытий. В дальнейшем английские, голландские и русские мореплаватели совершили много других путешествий и открытий, значительно расширив рамки научных знаний и обогатив культуру европейских народов. Но научно-познавательный аспект первых океанских экспедиций был всецело подчинен военно-экономическому. Все они имели фактически одну и ту же цель — быстро, прямым путем добраться до богатств стран Востока, без помехи овладеть ими.