Франция.

В первой половине XVIII в ведущим стилем во Франции был рококо. Предтеча этого направления – Жан Антуан Ватто (1684-1721). Художник галантных празднеств, он изображал аристократическое общество в парке музыцирующее, танцующее, праздное («Жиль», «Паломничество на остров Киферу»). В этой живописи нет ни действия, ни сюжета. В цветовом решении используется множество оттенков. Композиция картин Ватто лишена устойчивости и поэтому возникает ощущение непрекращающегося движения. Но в его творчестве не было цельности и убежденности.

Франсуа Буше (1703-1770), начиная с выбора сюжета, следовал стереотипу, выработанному современным вкусом. Он изображал бесконечные апофеозы и триумфы, аллегории, разыгрываемые детьми или обнаженными амурами («Туалет Венеры», «Венера с амуром»). Картина мастера – декоративное панно.

Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) сделал блестящую карьеру без официальных связей. Пренебрегая королевскими заказами, почестями Академии художеств и выставочных Салонов, он писал картины благодаря поддержке коллекционеров и меценатов. Если его учитель Франсуа Буше, любимый живописец маркизы де Помпадур, прославлял придворное искусство при дворе Людовика XV и создавал композиции на мифологические сюжеты с обнаженными фигурами, которые украшали кабинеты и будуары, то Фрагонар отразил свою чувственность только в холстах. Почитатели Фрагонара говорили о его виртуозности, свободном мазке, динамике и смелости композиций в сценах забав и любви («Счастливые возможности качелей», «Поцелуй украдкой»). Это живописец-импровизатор, необычайно импульсивный и впечатлительный. Он работает в области бытового жанра, портрета, пейзажа, натюрморта, пишет картины на литературные и исторические сюжеты. Стихия Фрагонара – бурное чувство полноты жизни, ничем не стесненной. Он создает счастливый, бесконечный и легкомысленный мир, нередко заимствуя сюжеты из арсенала рококо, но в его работах столько непосредственного и личного, что это не может уместиться в рамках одного стиля. Он создает вещи с быстротой и воодушевлением экспромта. Его картины наполнены светом и воздухом.

В 1760-1770-х гг. наметился интерес к голландскому реализму. Жан-Батиста Шарден (1699-1779) пишет натюрморты и жанровые картины. Ему свойственна трезвая реалистическая манера, изображение тихой жизни буржуа, не знающей резких перемен. Мастер писал натюрморты, в то время считавшиеся нисшим жанром.

На протяжении всей своей жизни Жан Батист Грез(1725-1805) мечтал лишь об одном: получить благородный титул исторического художника, причисленного к последователям Николы Пуссена. Однако, по настоящему он прославился своими сценами из деревенской жизни, в которых не без патетики и слезливых эффектов превозносил «традиционные добродетели» крестьянской семьи: законный брак, власть отца и почтительную любовь сына. Как проповедник патриархальных идиллий он пользовался популярностью у современников. Его картины – уроки морали («Баловное дитя», «Плоды хорошего воспитания», «Паралитик»).

Развитие скульптуры во Франции XVIII в. связано с именем Гудона («Портрет мадам Гудон», «Статуя Вольтера»), Фрагонара («Грозящий Амур», «Памятник Петру I), Пигаля («Меркурий»).

Во второй половине XVIII в ведущим стилем в архитектуре Франции становится классицизм. В этом стиле строится церковь святой Женевьевы в Париже, архитектор Жак Жермен Суффло. Позже она была перестроена в Пантеон – место погребения великих людей Франции. В интерьере и прикладном искусстве стиль классицизма называют стилем Людовика XVI.