Ассирия I тыс до н.э.

Вавилон.

Во II тыс до н.э. впервые возвысился Вавилон. До нас дошли статуэтки личных божеств и гениев-хранителей. Найдены печати со сценами, которые воспроизводят сюжетыаккадского времени: борьбу героя со львом, суд над птицечеловеком, крылатых драконов, быков с человеческой головой.

Формируется тип дворцовой архитектуры – бит-хилани («дом-галерея»). Это здание с портиком между двумя башнями. Портик имеет одну либо три колонны. Для украшения часто использовался орнамент в виде плетенки (сплетенных в косу волнистых линий).

Композиция в этот период – это сочетание форм и узоров в их многообразии. Цвет носит символический характер (розовые лошади, например).

Во второй половине II тыс до н.э. Двуречье на 500 лет попадает под власть касситов.

 

Ассирия использовала опыт предшествующих цивилизаций.

Почти каждый ассирийский правитель предпочитал строить собственную укрепленную столицу. Некоторые города уже были строго распланированы (Кар-Тукульти-Нинурта, Дур-Шаррукин). Дворцы и храмы Ассирии часто повторяют постройки Двуречья (бит-хилани, зиккураты). Собственно ассирийским можно считать тип укрепленного дворца-цитадели. К такому типу относится дворец Саргона II (722-705гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине. Площадь города – 18га, площадь дворца в нем – 10га. Дворец возведен на платформе высотой 14м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы и всадники. Всего во дворце около 200 помещений. По сторонам от входа во дворец стояли статуи крылатых быков – шеду (добрых духов, охранителей входа). Они служили опорами арок и достигали в высоту 5.5м. В IX – начале XIIIвв. Такие статуи были пятиногими: добавочная нога создавала иллюзию шага животного по направлению к зрителю.

До нас дошли рельефы во дворцах Сарманасара III (859-827гг. до н.э.), Тиглатпаласара III (746-727гг. до н.э.), Саргона II (722-705гг. до н.э.), Синаххериба (705-681гг. до н.э.), Асаргадона (681-668гг. до н.э.) и Ашшурбанапала (668-626гг. до н.э.). Батальные и охотничьи сцены – основные сюжеты рельефов. В искусстве Ассирии в I тыс. до н.э. выработался канон изображения правителя как “владыки всех стран”, совершенного физически, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве.

 

В I тыс. до н.э. в районе озера Ван и по всему Армянскому нагорью распространилось государство Урарту. Оно пало в 590-585гг под натиском мидян и скифов. Искусство Урарту продолжает ассирийские традиции. Часто встречаются образы фантастических животных (“Грифон”, Грифон (гр.) – фантастическое существо с телом льва, клыльями сказочной птицы и клювом орла), развита художественная металлургия, инкрустация (бронзовый щит и шлем царя Сардури II).