Среднее царство (2300/2100-1800/1600 до н.э.).

Это период распада страны. До нас дошло мало памятников. Фивы становятся столицей Египта. Пирамиды строят меньших размеров (заупокойный храм Менхотепа I). Появляются храмовые ансамбли в скалах. Наряду со столичной художественной школой развиваются местные. Власть фараона не безгранична. Иконография царей меняется. Индивидуальные, конкретные черты становятся превалирующими. Колонады в интерьере делили помещение на три нефа, потолок покрывался росписью, имитирующей небо.

 

Новое царство (1800/1600-1100 до н.э.);Позднее царство (1100-400 до н.э.).

В египетских храмах наблюдался синтез пространственных искусств с временными - с пением, музыкой, танцами. На рельефных композициях фигуры повторялись с определенным ритмом.

Характерная для египетского искусства колористика основана на использовании золотистых, коричневых, красных, черных, ярко голубых оттенков. Композиция строится на основе тональных контрастов.

В это время строятся три типа храмов и усыпальниц: небольшие наземные, полускальные и скальные. Вход фланкировался пилонами (греч. «ворота», «вход», торжественные трапециевидные сооружения с символико-мифологичскими композициями), у стен стояли статуи фараона – колоссы, между которыми располагался узкий вход. Вошедший оказывался в перестильном дворе (внутреннем дворе с колоннами по периметру). Далее располагались один или несколько гипостильных (с колоннами) зала. Самым дальним и доступным лишь посвященным являлось святилище. Таким образом, в расположении помещений использовалась осевая композиция (наземные храмы Карнака и Луксора близь Фив, полускальный храм царицы Хатшепсут XVI-XVвв. до н. э.).

Известное произведение – «Колоссы Мемнона» - представляло собой две гигантские статуи сидящего на троне фараона Аменхотепа III (1405-1367) на западном берегу Нила, напротив Луксора.

В росписях появляется пейзаж со стилизованными формами растений. В усыпальницах можно проследить три основных цикла сюжетов росписей: сцены земного бытия, оживление тела для перехода в царство мертвых, жертвенный пир.

 

Искусство периода Амарны (1 пол. XIVв. до н.э.).

Периодом Амарны называют период правления Аменхотепа IV и его последователей, когда в результате реформ в государстве было на некоторое время введено единобожие.

Соракалетнее правление Аменхотепа IV ознаменовалось введением культа единого солнечного бога Атона. Фараон разрывает отношения с фиватским жречеством, строит новую столицу Ахетатон (горизонт Атона), сам берет имя Эхнатон (угодный Атону). Нефертити являлась женой правителя.

Изменения в сфере религии и других областях жизни общества непосредственно отразились в искусстве. Изменились сюжеты рельефов и росписей. Появились изображения царской семьи в домашней обстановке, более естественными и разнообразными становятся позы изображаемых. Богаче становятся колористические отношения.

После смерти Эхнатона престол переходит к Тутанхамону (живой образ Атона). В 1922 году открыта гробница, принесшая ему славу (золотая маска Тутанхамона).

 

Позднее в XIV-XIвв до н.э.жречество восстановило утраченную власть. Вновь вводится многобожие, четкие каноны в области искусств. К этому периоду относятся два храма Рамзеса II в Абу-Симбеле.

 

В Поздний период страна теряет свою независимость. Правят иноземные династии. Новых заупокойных ансамблей не строится.

ЛЕКЦИЯ