Геологічні відомості про родовище й шахтне (кар'єрне) поле

Стислі відомості з геології родовища й шахтного (кар'єрного) поля. Форми й елементи залягання корисної копалини. Потужність покладу корисної копалини. Якість корисної копалини. Балансові запаси корисної копалини.

Вступ ЭКОНОМИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Что понимается под термином "экономика"? Этот термин является производным от двух греческих слов: "эйкос" - хозяйство и "номос" - закон. Объединенный их смысл означает законы хозяйствования.

По определению известного ученого-экономиста П. Самуэльсона, экономика - это наука о том, как общество использует свои ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и как оно их распределяет среди различных групп людей общества.

Задача экономики как науки - дать количественную и качественную оценку степени эффективности общественного производства и ее динамики.

Однако задачей экономики является не только необходимость обеспечения оценки степени эффективности общественного производства. Эта наука должна обеспечить анализ и выявления факторов, количественно определяющих уровень этой эффективности, и на этой основе предлагать оперативные меры и стратегию развития производства, способствующие повышению его эффективности.

Глобальным показателем эффективности общественного производства является качество жизни людей. Качество жизни определяются целом рядом фактов. В их числе: правовые, политические, национальные, моральные, материальные и другие. Однако следует отметить, что в этом перечне факторы материального обеспечения общества занимают базовые позиции, поскольку уровень материальной обеспеченности определяет роль, влияние и характер действий всех других факторов.

Предметом экономики являются факторы материальной обеспеченности общества и ее членов. В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни общества различают макроэкономику и микроэкономику (эти дисциплины уже ранее изучены студентами горного прфиля, в том числе Основы экономических учений).

Макроэкономика рассматривает экономику общества в масштабах всей страны. Она исследует вопросы совокупного спроса и предложения продуктов и услуг, необходимых обществу в текущем и перспективном периодах, величину и динамику национального дохода страны, а также валового национального продукта; изучает и анализирует бюджетную и денежную политику государства, во­просы инфляции, уровень занятости населения, степень обеспеченности трудоспособного населения рабочими местами, уровень доходов населения и его отдельных групп, степень эффективности действия законодательных актов и другие вопросы, затрагивающие интересы всего общества.

Предметом макроэкономики является изучение и выявление закономерности в развитии общественного производства, использо­вание которых может способствовать повышению эффективности общественного производства и росту благосостояния страны.

Микроэкономика изучает условия функционирования отдельных отраслей и предприятий в системе народного хозяйства страны, выявляет и оценивает эффективность их работы. Эти две части экономики тесно взаимосвязаны. Решение вопросов на макроэкономическом уровне определяет условия функционирования производства на микроэкономическом уровне.

Микроэкономика охватывает весь спектр материального производства страны, преломляясь в конкретную экономику отдельных отраслей и предприятий.

Основой жизни любого общества является материальное производство. Чтобы жить, людям нужна пища, жилище, одежда и прочие материальные блага и услуги. Их производят предприятия. Без их деятельности невозможна жизнь совершенного общества. Предприятия и их продукция являются основой жизненного благополучия населения каждой страны. В экономической эффективности работы предприятий заинтересовано все общество. Что же является мотивацией для создания экономически эффективного производства при формировании рациональной системы управления предприятием, объединением, территориями и государством в целом? Мотивацией для государства, а следовательно, для государственных административных органов управления является: необходимость создания условий для максимальной занятости населения и достаточной оплаты их труда; создание условий для общественно-эффективной производственной деятельности предприятий и организаций в системе народного хозяйства; обеспечение наличия в стране необходимых обществу материальных благ и услуг; необходимость выполнения социальных программ и обязательств перед членами общества и его группами; обеспечение управления государством, его обороноспособности и решение других проблем жизнедеятельности общества.

Необходимыми условиями реализации этих задач государством являются наличие и нормальное функционирование объективной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей финансовую основу реализации всех проблем общества.

Основной мотивацией создания и функционирования конкретных производственных предприятий для их владельцев и руководителей, работающих в условиях рыночной экономики, является их стремление получить максимально возможную прибыль на вло­женные в производство денежные средства при обеспечении нормальной социальной обстановки в своем коллективе.

Средством для обеспечения этой основной мотивации является выпуск продукции, необходимой обществу, по доступной цене, имеющей сбыт, с издержками производства, меньшими, чем уровень рыночных цен на эту продукцию. При этом каждый предпри­ниматель стремится обеспечить для своих работников уровень доходов, не меньший, чем средний в данном районе.

Для создания конкретного производства и обеспечения его эффективного функционирования предприниматель и его аппарат управления должны решать целый комплекс экономических проблем. В их числе:

- изучение рыночной потребности и ценовой конъюнктуры на продукцию, планируемую к выпуску, с учетом транспортных издержек потребителей; выбор и оценка оптимальной технологии производства и выбор эффективной техники;

- обеспечение экономической эффективной организации производства и труда;

- разработка и внедрение системы оплаты труда, стимулирующей мотивацию работников предприятия к эффективному труду;

- обеспечение систематического и своевременного учета и анализа издержек производства, их нормирования, а также планирования и реализации мероприятий, способствующих росту эффективности производства;

- обеспечение рентабельности производства и реализации выпускаемой продукции;

- обеспечение стабильного финансового положения предприятия;

- своевременное финансирование и осуществление мер по охране труда и технике безопасности на производстве;

- финансирование и решение имеющихся у коллектива предприятия социальных проблем, ассигнуя на эти цели средства, оговоренные в коллективном договоре админи­страции с профсоюзом предприятия.

Это не полный перечень проблем. Здесь указаны основные из них. Все они относятся к вопросам, которые изучаются блоком учебных дисциплин конкретной экономики.

Задачей конкретной экономики является создание предпосылок для наиболее эффективной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности конкретного предприятия, объединения и отрасли.

Учебная дисциплина "Экономика" для студентов специальностей «Відкриті гірничі роботи» та «Гірнича геодезія» является базовой, общей дисциплиной, изучающей конкретную экономику предприятий горной промышленности.

В ней изучаются: объекты конкретной экономики - месторождения полезных ископаемых, горнодобывающие предприятия, объединения и отрасли горной промышленности, их продукция; принципы размещения предприятий по территории страны, особенности их работы; производственные ресурсы предприятий (объединений, отрасли), оценка их наличия и степени использования; методы учета расхода производственных ресурсов в процессе добычи полезных ископаемых; определяются и оцениваются условия и результаты производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия; рассматриваются основы анализа и планирования производства.

В этой учебной дисциплине изучаются методы и показатели экономической эффективности технических, организационных и других решений, планируемых и осуществляемых на предприятии. Рассматриваются методы расчета минимально приемлемого уровня цен на продукцию предприятия; выявляется конкурентоспособность продукции предприятия на рынках ее сбыта.

Изучение дисциплины "Экономика" основывается на знании экономической теории и горного производства. Освоение этой дисциплины предполагает знание технико-экономических показателей, характеризующих работу предприятий горной промышленности, экономических нормативов, типовых и отраслевых методик выполнения различных экономических расчетов, а также законов, регламентирующих права предприятий в процессе недропользования, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Все экономические показатели, характеризующие горнодобывающие предприятия, их состояние и результаты функционирования, изучаются как элементы и составные части единой экономической системы предприятия.

Следовательно, учебный курс "Экономика" формирует науку, изучающую и оценивающую экономическую эффективность использования горными предприятиями своих производственных ресурсов и мер по ёё росту в процессе изготовления и реализации конкретной продукции в сложившихся народнохозяйственных условиях.

Студенты горного профиля помимо основной, базовой учебной дисциплины "Экономика" изучают еще ряд специальных дисциплин, которые обеспечивают их полным комплексом знаний в области экономики горнодобывающего производства.

Потребность народного хозяйства и его регионов в продукции горно-добывающих предприятий, уровни региональных, рыночных, цен на полезные ископаемые, состояние внутренних и внешних рынков сбыта изучаются студентами в специальных учебных курсах: "Маркетинг", «Основы менеджмента», «Основы горного производства», "Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры", "Ценообразование", "Мировая экономика", "Основы внешнеэкономической деятельности".

Условия народнохозяйственной и отраслевой целесообразности создания и экономически эффективного функционирования горнодобывающих предприятий изучаются студентами в учебных дисциплинах: "Экономика природопользования", "Экономическая оценка месторождений полезных ископаемых", "Экономическая оценка инвестиций".

Необходимым условием для создания эффективного функционирования конкретного производств является наличие соответствующих "внешних" условий. Это правовые, административные и экономические условия, которые устанавливают органы власти и которые регламентируют условия создания и деятельности каждого конкретного предприятия. От степени их объективности и благоприятствования в значительной мере зависит успех работы предприятия. В числе этих условий: налоги, требования законов о труде, таможенные пошлины, лицензии, нормативы отчислений в социальные фон­ды, банковское обслуживание предприятий и тарифы на транспор­ировку и на электроэнергию, рыночные уровни цен на топливно-энергетические ресурсы, сырье, материалы, оборудование и т.п.

Перечисленные условия отражают состояние макроэкономики страны и определяют взаимосвязь и взаимозависимость микроэкономики с макроэкономикой страны.

Эти условия изучаются студентами горного профиля в целом ряде учебных дисциплин. В их составе: "Правоведение", "Горное право", "Хозяйственное и финансовое право", "Налогообложение предприятий", "Банковское дело", "Фондовые, товарно-сырьевые и валютные биржи", "Биржи и операции с ценными бумагами". Более детальное изучение бухгалтерского учета, анализа, планирования и организации производства, а также изучение финансового состояния предприятия и ряда других вопросов обеспечивается дополнительными учебными дисциплинами.

Изучение учебной дисциплины "Экономика" в сочетании с другими дисциплинами, учебными и производственными практиками, курсовым и дипломным проектированием должно обеспечить будущему специалисту получение знаний, необходимых для выработки и принятия экономически обоснованных технических, технологических, организационных и экономических решений в процессе его предстоящей практической деятельности.