Франчайзинг.

Франчайзинг (от фр. «франшиз»- льгота, привилегия) - это форма хозяйственной интеграции мелкого и крупного бизнеса. Ее суть заключается в том, что мелкая самостоятельная фирма (оператор) функционирует, прежде всего, за счет долгосрочного договора с крупным предприятием (франчайзером), согласно которому франчайзер предоставляет исключительное право на разработку, производство и сбыт конкретного товара под товарной маркой франчайзера на определенном рынке.

Особенности франчайзинга:

- право собственности на товарную марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент, спецоборудование, деловые связи, «ноу-хау», и т.д. остается за франчайзером.

- лицензия, которая дает право на использование этих элементов хозяйственной деятельности, продается маленьким компаниям.

- в договор о продаже лицензии включаются права франчайзера на контроль за деятельностью фирмы, обязательства первого по оказанию квалифицированной помощи в обучении персонала, подборе помещений. проведении исследований и т.д.

- в процессе выполнения договора предусматривается получение франчайзером от фирмы:1) единовременной оплаты лицензии и оборудования; 2) периодических платежей в виде % от объема продаж или прибыли; 3) постоянство взносов в централизованный рекламный фонд.

Различают следующие виды франчайзинга:

1. Товарный.В этом случае франчайзер продает франчайзи лицензию на право продажи и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки. При этом реализация потребителям осуществляется только от имени франчайзера (фирменные бензоколонки, дилерские сети по торговле техникой).

2. Производственный.Франчайзер продает франчайзи лицензию на право пользования технологиями, патентами, на право продажи товара под определенной торговой маркой. При этом в договоре может быть предусмотрено предоставление франчайзером сырья, материалов, комплектующих, оборудования, технической документации для изготовления определенного товара. Чаще всего право использования технологий, патентов, «ноу-хау», право реализации продукции предоставляется в рамках определенного продукта («Кока-Кола», «Пепси -Кола», и т.д.).

3. Деловой.Предполагает приобретение лицензии на так называемый «бизнес- формат», который охватывает почти все элементы производственно- хозяйственного цикла крупного предприятия: от сырья и техники до организационных схем и форм отчетности («МакДональдс», гостиничный бизнес, общественное питание, бытовое обслуживание, торговля).

С организационной точки зрения все формы взаимодействия предприятий строятся по одному из двух принципов:

1) Маленькие предприятия торгуют продукцией головной компании или выполняют роль руководства от его имени, получая за это определенную долю от объема продаж, но при этом принимая на себя весь риск, связанный с реализацией.

2) Корпоративный принцип подразумевает, что фирма – оператор целиком подключается к полному циклу головной компании. При этом она полностью подчиняется стратегии корпорации, ее системе планирования, организации управления, техническим условиям, стандартам, программам обучения и т.д.

Преимущества франчайзинга для франчайзи:

- готовый рынок, что дает возможность в короткие сроки открыть предприятие,

- полный пакет четких инструкций, который содержит информацию о материалах, сырье, оборудовании, поставках, системе сбыта, методах и приемах работы,

- работа под известной маркой,

- получение относительно дешевой и качественной рекламы,

- информация по наилучшему территориальному размещению бизнеса,

- возможность купить у фирмы оборудование и материалы со скидкой,

- приобретение навыков работы по стандартам высокого качества.

Таким образом, франчайзинг помогает предприятию оперативно занять достойное место на рынке, расширить сферу деятельности, обеспечить передовую организацию бизнеса без значительных материальных и финансовых средств.

Преимущества франчайзинга для франчайзера:

- контроль над руководством с минимальным риском и затратами, т.к. фирмы вкладывают свой капитал,

- возможность с небольшими издержками контролировать территориально раздробленные рынки. Так как перепрофилировать мелкие компании легче, чем создавать новые.