Развитие феодального государства Англии в XI-ХII вв.

 

Окончательное утверждение феодальных отношений было связано с нормандским завоеванием 1066 г., которое закрепило характерную особенность английского феодализма - политическое объединение государства и централизацию государственной власти.

Завоеванные и конфискованные у англосаксонской знати земли были поделены между завоевателями. Однако, объявив себя в 1086 г. верховным собственником земли, Вильгельм-Завоеватель распорядился землей следующим образом: большую часть земли отдал в условное держание в качестве лена своим феодалам-вассалам, причем эти земли были расположены в разных районах страны; другая часть земли (срав­нительно незначительная) была оставлена у англосаксонской знати, которая согласилась служить новому королю. В Англии сложился принцип феодальной зависимости: вассал моего вассала - мой вассал, что обусловливало укрепление королевской власти.

Влияние нормандского вторжения было значительным для развития феодализма в Англии. Это, прежде всего, было связано с отсутствием в Англии, в отличие от стран Западной Европы, феодальной раздроблен­ности и с усилением королевской власти.

Причины были следующие:

1. Сосредоточение в руках короля огромного земельного фонда, что стало материальной основой его власти.

2. Установление прямой вассальной зависимости всех феодалов от короля способствовало оформлению феодально-иерархической лестницы.

3. Необходимость удерживать господство над враждебным населе­нием и закрепощаемым крестьянством (хотя это имело относительный и временный характер из-за противоречий со стремлением феодалов к политической самостоятельности).

4. Завоеватели были вынуждены сплачиваться вокруг короля, т.к. находились в окружении врагов.

5. Сохранялся антагонизм между англосаксонской и нормандской знатью.

6. Нормандские короли находили прочную основу среди мелких и средних феодалов, которые были заинтересованы как в закрепощении крестьян, так и в защите от деяний крупных феодалов.

7. Противоречия между нормандской знатью, которая была поста­влена в привилегированное положение, и англосаксонской знатью, за­нимавшей более подчиненное место, а также между светскими и духов­ными феодалами, способствовали укреплению власти короля.

Особенностью взаимоотношений светской и духовной власти в этот период было то, что условия землевладения английского духовенства были приравнены к условиям светских феодалов. Духовенство должно было нести военные повинности королю и платить налоги.

Господствующее положение королевской власти по отношению к церковной было официально закреплено в изданных в 1164 г. Генрихом II Кларендонских конституциях.

Во-первых, король объявлялся верховным апелляционным судьей по церковным делам.

Во-вторых, без соглашения короля никто не мог быть отлучен от церкви, сами же представители духовенства должны были в случае необходимости немедленно являться в королевский суд.

В-третьих, в случае замещения вакантных высших духовных дол­жностей, которые проводились только в результате выборов, согласие короля было обязательным.

В-четвертых, конституции закрепляли все вассальные условия землевладения духовенства.

Если бы Генрих П не отступил от ряда положений этих конститу­ций, то они реально бы сыграли свою роль в усилении королевской власти.

В Англии в ХП-ХШ вв. в результате судебной реформы Генриха П сложилась система финансовых и судебных учреждений, развивалось единое для всей страны «общее право». Таким образом, в Англии сложилась относительно сильная централизованная феодальная монар­хия, усилению которой способствовал рост городов (центры ремесла и торговли). Расположенные на королевской земле города часто получали право на самоуправление. Городские привилегии оформлялись в специальных хартиях. В это время распространение получил очень популярный принцип: если крепостной человек прожил в городе 1 год и 1 день, то считался свободным. Нуждаясь в защите, горожане поддерживали королевскую власть, что также усиливало централизо­ванное феодальное государство. Развитие товарно-денежных и рыночных отношений также облегчало политическое объединение страны.


Государственный строй Англии после нормандского завоевания можно представить в следующей схеме:

 

 


Король обладал сравнительно сильной властью, которая характеризовалась:

- верховной собственностью короля на все земли;

- сосредоточением высшей военной, судебной и законодательной властей.

Королевская курия состояла из представителей феодальной знати, которые ведали разными отраслями управления. Она фактически учас­твовала в управлении наряду с королем, являясь высшим органом государственного управления, высшим судебным и финансовым орга­ном. Например, как высший судебный орган Королевская курия рас­сматривала следующие дела:

- где затрагивались интересы короля;

- рассматривались споры между вассалами короля;

- решенные местными судами, на которые подана апелляция.

Из Королевской курии выделилась Палата шахматной доски, специальный орган по финансовым делам государства, а также по делам о совершенных преступлениях чиновниками финансового ведомства на местах.

В курию входили высшие должностные лица, которым вверялись важнейшие отрасли управления. Так, маршал командовал войском, камерарий управлял земельными владениями и имуществом короля, канцлер руководил государственной канцелярией, юстициарий был первым помощником короля и замещал его во время отсутствия.

Судебная система состояла из следующих органов, которые сохра­нились еще от англосаксонского государства:

- королевский суд,

- суды феодалов,

- суды в графствах.

Изменения в судебной системе были связаны, во-первых, с отделе­нием церковных судов от светских, во-вторых, с введением ограниче­ний юрисдикции феодалов в разрешении споров между ними и их вассалами о свободных держаниях земли. Эти изменения провел Виль­гельм I. Следующий шаг был предпринят Генрихом П, который провел реформу судебной системы.

1. Судебная власть была сосредоточена в королевских судах, состо­явших из профессиональных судей.

2. Денежные поступления в королевскую казну увеличивались в виде судебных пошлин.

3. Были заложены основы для создания суда присяжных.


 

4. Ассизы Генриха П предусматривали создание института разъездных судей.

В 1166 г. была принята Кларендонская ассиза, которая устанавли­вала для разъездных судей и шерифов правила охраны порядка и преследования его нарушителей. Страна была разделена специально на 6 округов, для каждого из которых назначались по 3 разъездных судьи. Они должны были исполнять судебные функции, наблюдать за деятель­ностью местных чиновников и сбором налогов.

В королевской курии для рассмотрения судебных дел было создано специальное отделение, которое позже стало называться судом коро­левской скамьи.

Создание института разъездных судей способствовало созданию в Англии единой судебной системы, что в свою очередь обусловливало укрепление государственности в целом.

Из схемы местного управления, очевидно, что деление страны ос­талось прежним. Изменения произошли только в руководстве граф­ствами. Несмотря на то, что во главе графств продолжали оставаться формально олдермены, реальной властью уже обладали шерифы, кото­рые назначались королем. Шерифы наделялись широкими полномочия­ми: они обладали высшей финансовой, судебной, военной и полицей­ской властью в графстве, а также контролировали исполнение законов короля.

Таким образом, изменения в местном управлении, как и в ос­тальных сферах управления, были направлены на усиление королев­ской власти и на централизацию государственности.

 

3. Образование сословно-представительной монархии в Англии в XIII-XIV вв.

 

С XIII в. в Англии процессы феодализации развивались в условиях усиливающихся многосторонних противоречий не только в среде фео­далов, но и с королевской властью, которая зачастую проводила непо­пулярную политику в отношении знатных феодалов (конфискацию зе­мель) и остального населения (вводились новые сборы и повинности).

Феодальная система Англии имела ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других стран.

1. Неравномерное развитие крепостничества, что было обусловлено преобладанием свободного держания земли в некоторых районах, а также относительно большей свободой английских вилланов.

2. Экономические условия обусловили ранний переход натурально­го хозяйства к товарно-денежному. Последствиями стали увеличение товарообмена между городом и деревней; замена натуральных повинностей денежными, обезземеливание крестьян, использование наемно­го труда.

3. Окончательно уничтожались различия между нормандскими и англосаксонскими феодалами, произошло их объединение.

4. Одновременно в феодальной среде усилилось расслоение на крупную феодальную знать (лордов), средних и мелких земледельцев (рыцарей).

5. Происходило разложение сельской общины. Однако главное заключалось в том, что проводимой королевской политикой было недовольно практически все население страны. В начале XIII в. в Англии возникло мощное оппозиционное движение за ограни­чение королевской власти.

В период правления короля Иоанна Безземельного (1199-1216 гг.) еще более обострились деспотизм и произвол королевской власти, что привело к серьезному конфликту короля с баронами. Незаконно взимая щитовые деньги (денежные взносы, сумма которых составляла общую стоимость вооружения ополченцев, поставляемых королевскими васса­лами своему сеньору во время войн), король вызвал недовольство не только дворянства, но и духовенства. Кроме того, из-за неудачной внешней политики Англия потеряла практически все владения на кон­тиненте. Более того, Иоанн из-за разногласий с Римским папой был отлучен от церкви, а на Англию был наложен интердикт, по которому были запрещены религиозные обряды: венчания, отпевания умерших и т.д.

Восстание баронов против Иоанна Безземельного поддержали рыцари и горожане. К ним присоединились церковь и часть крестьянства. В 1215 г., воспользовавшись слабостью королевской власти, английские бароны заставили короля подписатьВеликую хартию вольностей.

Большинство статей хартии закрепляли временную победу баронов над королем. Так, ст. 21 предоставляла привилегии графам и баронам в том, что штрафы с них могли взыскиваться только им равными и «не иначе, как сообразно роду проступка».

Хартия ликвидировала право короля вмешиваться в споры крупных феодалов с их вассалами о свободных земельных держаниях (ст. 34). Таким образом, бароны могли безнаказанно лишать своих вассалов земельных владений.

Для регулирования вассальных отношений хартия предусматривала, что «никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцар­ский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него» (ст. 16).

Согласно ст. 12 щитовые деньги и пособия «не должны взиматься в королевстве... иначе как по общему совету королевства нашего».

В Хартии были также сформулированы важнейшие юридические принципы судебно-административной системы феодальной Англии (ст. 17, 20,21, 39, 40 и др.).

Так, ст. 38 содержит положение, по которому чиновникам запреща­лось привлекать к ответственности только по устному заявлению без свидетелей. Ст. 39 гласила, что «ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны». Вокруг этой статьи разгоралось много споров о том, можно ли считать это гарантией неприкосновенности личности. Например, профессор П. Н. Галанза категорически заявляет: «эту статью нельзя рассматривать как прообраз гарантии неприкосновенности личности. Ведь в ней говорится только о свободных людях» /7/. Возможно, именно как прообраз и можно рассматривать, т.к. проблеме гарантий защиты от произвола уделялось достаточно много внимания в этом документе. Более того, нужно учитывать время и условия постановки этой проблемы. Впервые в Великой хартии вольностей 1215 г. была провозглашена, пусть даже в такой постановке, проблема прав челове­ка, гарантии его неприкосновенности.

Анализируя документ, можно выделить еще одну группу т.н. «кон­ституционных статей», реформирующих государственный механизм Англии. Например, ст. 61 предусматривала создание комитета из 25 баронов, которые должны были «всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольность...», а в случае нарушений «вместе с общинами всей земли принуждать и теснить короля всеми способами, какими только могут». Фактически закреплялось право баронов на вооруженное восстание против короля, что неизбежно привело бы к возрождению феодальной раздробленности, если бы Хартия впоследствии соблюдалась. Уже в ХШ в. она подверглась некоторым изменениям. Прежде всего, была исключена неугодная ст. 61.

Может сложиться ошибочное мнение о том, что Хартия способ­ствовала ослаблению королевской власти, централизации государства и даже узаконивала феодальную раздробленность. Напротив, во-первых, в Хартии только ограничивался произвол королевской администрации, но не ликвидировался центральный аппарат короля. Во-вторых, содержат­ся статьи, направленные против феодальной раздробленности. Напри­мер, ст. 35 с требованием установления единства мер и весов по всей стране, и ст. 39 - соблюдения закона при арестах. В-третьих, статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, который должен был ограничивать власть короля по взысканию налогов. Это впоследствии стало юридической основой для создания сословно-представительного органа в Англии -парламента.

Аннулированная в конце 1215 г. Иоанном при поддержке Римского папы, Великая хартия вольностей подтверждалась Генрихом Ш, Эдуардом I и Эдуардом П. Забытая в конце XV и XVI веков, она была использована в начале английской буржуазной революции для обосно­вания права парламента контролировать действия королевской власти.

Новый конфликт за ограничение королевской власти разразился в 1258 г. Генрих Ш под давлением баронов принял Оксфордские прови­зии, установившие режим баронской олигархии. Был создан специ­альный совет 15 баронов, который контролировал деятельность всех должностных лиц. Без согласия совета баронов ни одно решение коро­ля не могло быть принято. В 1259 г. недовольные этой политикой рыцари представили королю Вестминстерские провизии, которые должны были защищать интересы рыцарей и свободных крестьян.

Отказ Генриха Ш соблюдать Оксфордские провизии привел к граж­данской войне 1263-1267 гг. Королевскую оппозицию, которая была представлена недовольными баронами, рыцарством, горожанами и сво­бодными крестьянами, возглавил Симон де Монфор.

В результате войны был создан первый в истории Англии парла­мент (1265 г.), состоявший из баронов, духовенства, а также предста­вителей рыцарей и городов, и который окончательно утвердился в 1295 г. Он стал как бы моделью (образцом) для последующих англий­ских парламентов.

Таким образом, в Англии произошел переход к новой, еще более централизованной, форме феодального государства, к сословно-представительской монархии. Парламент созывался по воле короля, ко­торый имел право абсолютного вето на все его законопроекты. Перво­начально он определял размеры налогов. В XIV в. роль парламента существенно усиливается, особенно после разделения его на 2 палаты: верхнюю палату лордов и нижнюю палату óбщин. После разделения представители от городов и рыцари от графств оказались объединен­ными в одной палате.

Полномочия парламента значительно расширились и включали:

- издание законов стало исключительным правом;

- право решать размеры сборов в пользу королевской казны;

- право осуществлять контроль за высшими должностными лицами;

- право осуществлять в некоторых случаях судебные функции.

Однако в начальный период становления парламента все его пол­номочия ограничивались вмешательством короля. Так, провозглашен­ное исключительное право парламента на издание законов было ограничено еще Эдуардом II (1307-1327 гг.), который требовал, чтобы ни один закон не был принят без согласия короля. Но, с другой стороны, любой королевский указ становился законом только с одобрения пар­ламента. Постепенно к XV в. законодательные полномочия парламента окончательно оформились. Четкой системы избрания в парламент долгое время не существовало, пока парламент не стал активно участвовать в государственном управлении. Уже тогда избранными могли быть лица только дворянского происхождения, т.е. имевшие земельную собственность. Избрание в парламент стало привилегией.