Механизм принятия законопроекта

Группы

На две неравные и фактически неравноправные

       
   

 


небольшую группу богатых рабовладельцев: - землевладельцы; - торговцы; - судовладельцы; - ростовщики; - хозяева ремесленных мастерских. основную массу свободной бедноты.

Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую группу совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами, а также формой, в которой развивались противоречия между свободными - рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами - с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.

По своей сущности Афинское государство являлось диктатурой рабовладельцев и обеспечивало повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались формально равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Афинская рабовладельческая демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. Основными органами Афинского государcтва являлись:

- Народное собрание; они направляли

- Совет 500; и контролировали

- Гелиэя. деятельность должностных лиц

Народное собрание являлось верховным органом Афин, ему принадлежала законодательная власть (в период расцвета). Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в году. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное («собрание ужаса и смятения»).

Компетенции Народного собрания были обширными:

- принятие законов;

- издание постановлений по частным вопросам (псефизмы);

- избрание должностных лиц;

- проверка деятельности должностных лиц;

- решение вопросов войны и мира;

- обсуждение продовольственного положения страны;

- разрешение религиозных вопросов;

- решение вопросов о государственных преступлениях и государственной измене;

- заключение международных договоров с другими государствами;

- принятие иностранных послов.

Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопросов об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства.

В работе Народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Рабы были полностью лишены политических прав. Женщины и метеки в Народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые на полевых работах, хотя начиная с IV в. до н.э. за посещения собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6 тыс. человек, т.е. примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Выступать в Народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Однако с речами выступали ораторы-демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение Народного собрания после их рассмотрения в Совете 500, который по каждому законопроекту давал заключение. Принятый Народным собранием законопроект становился законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

Совету 500 принадлежала исполнительная власть. В него входило по 50 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены Совета избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет.

К компетенции Совета 500 относились вопросы управления:

- осуществление дипломатических сношений с другими государствами;

- управление финансами;

- надзор за арсеналами, доками, флотом,

- регулирование торговли;

- контроль за должностными лицами;

- если в Народном собрании обвиняли, то Совет 500 приводил приговор в исполнение (действие).

Должностные лица имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.

Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение Народного собрания, что позволяло ему направлять деятельность собрания.

Для ведения текущих дел Совет 500 был разделен на 10 комиссий, состоявших из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя, который во время работы Народного собрания являлся его председателем.

В IV в. до н.э. этот порядок был изменен. Председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета 500 отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства, ей принадлежала судебная власть. Она состояла из 5 тыс. судей и 1 тыс. запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей (и 100 запасных). В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом 1-й инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые Народным собранием.

Дополнением к судебным органам был Ареопаг. Как и гелиэя, некоторые судебные функции сохранил и ареопаг. До середины V века ареопаг был одним из наиболее влиятельных органов государственной власти в Афинах, который контролировал работу должностных лиц и деятельность народного собрания. После реформы Эфиальта (462 г.) ареопаг утратил свое политическое значение и сохранил, главным образом, функции судебного учреждения.

Ареопаг состоял из архонтов и бывших архонтов, давших удовлетворительный отчет о своей деятельности. Члены ареопага назначались пожизненно. Председательствовал в суде архонт-базилевс.

К компетенции ареопага после реформы Эфиальта относились лишь дела:

с целью лишения жизни  
- о предумышленных убийствах,

нанесении ран или увечий

- о поджогах, отравлениях,

окончившихся смертью.

Убийство считалось делом, вызывающим гнев богов, поэтому наказание убийцы приобретало религиозное значение. Вот почему ближайший родственник убитого обращался с жалобой к архонту-базилевсу, в ведении которого находились дела религиозного значения.

Архонт-базилевс определял направление дела и производил предварительное следствие.

Дела об убийствах, поступавшие в ареопаг, слушались под открытым небом, чтобы присутствующие не осквернялись пребыванием под одной кровлей с убийцей.

Обычным наказанием за умышленное убийство была смертная казнь. Однако убийца мог после речи обвинителя удалиться в изгнание и в силу этого избавиться от осуждения.

К компетенции ареопага относились:

1) расследование государственных преступлений по поручению народного собрания. О результатах этого расследования ареопаг докладывал народному собранию, после чего дело поступало на рассмотрение суда присяжных-гелиэи.

2) наблюдение за нравами.

Суд эфетов разбирал дела о:

- неумышленных убийствах;

- подстрекательстве к убийству;

- нанесению увечья;

- дела об убийствах метеков;

Кроме того, он рассматривал дела об убийствах, в которых обвиняемый заявлял, что он совершил убийство, дозволенное законом:

- убийство при самообороне;

- убийство вора, застигнутого на месте преступления;

- убийство любовника жены и т.п.;

- убийство нечаянное.

Тот же суд разбирал дела лиц, изгнанных из Афин за неумышленное убийство и совершивших убийство вновь.

Для рассмотрения уголовных дел существовала еще коллегия одиннадцати.

Ей подсудны были дела:   - разбойников; - ночных воров; - карманных воров; - похитителей граждан; - др. преступных элементов общества

Первоначально коллегия одиннадцати сама судила этих лиц, позднее стала приговаривать виновных к смертной казни лишь в случае сознания преступника, в других случаях она передавала дело на рассмотрение какого-либо суда. Коллегия осуществляла также надзор за тюрьмами и наблюдала за приведением в исполнение приговоров, осуждавших виновных к тюремному заключению, а также смертных приговоров.

 

Дела по имущественным спорам слушались главным образом в суде диэтетов и в суде «сорока мужей».

 

 
 

 


На сумму Не выше 10 драхм рассматривались окончательно судом «сорока мужей» (tettarakonta), который вел свое происхождение от «судей по демам»   На сумму Более 10 драхм, т.е. по большинству имущественных тяжб, в качестве 1-й инстанции выступал суд диэтетов. Аппеляция на его решения приносились в гелиэю