Государство и право Древней Индии

Длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя нашло отражение в слабом развитии права частной собственности на землю, в сохранении патриархальной семьи, коллективной ответственности общины за преступления, совершенные членом семьи или общины в действии принципа “талиона” (“равное за равное”, “око за око, зуб за зуб”).

6. Противоречивый характер норм права, доходящий порой до взаимо исключаемости и даже до абсурдности.

В государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными для всего Древнего Востока, присутствует и ряд особенностей:

- касто-варновая система общества;

- наличие в государственном строе следов военной демократии.

Характер и формы правления в Индии были разными. Наряду с монархическими формами правления существовали республики.

Основными периодами в истории Древней Индии являются:

1) разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческих государств (II половина II тысячелетия до н.э.);

2) рабовладельческое государство в долинах Инда и Ганга (II тыс. до н.э. - IV в. до н.э.);

3) централизованное государство Маурьев (IV-II в. до н.э.);

4) разложение рабовладельческого общества (II в. до н. э.-IV в. н.э.)

 

Первые общественные образования, как о том свидетельствуют археологические раскопки, появились в долине реки Инд еще во второй половине III тыс. до н. э. в виде Хараппской цивилизации. Население занималось как скотоводством, так и ирригационным земледелием (выращивали пшеницу, просо, ячмень, горох, позднее - рис). Развитым было ремесленничество (в особенности керамическое и вооруженное) и торговля. Но с середины второго тысячелетия до н. э. на территорию Индостана с севера и запада начали проникать кочевые племена ариев, которые сначала поселились в Пенджабе, а потом и в долине Ганга. Они и разрушили раннюю цивилизацию Древней Индии. К тому времени у ариев уже существовала частная собственность на скот и прочее движимое имущество, на рабов, а также на землю, которая находилась под усадьбой. Племенная аристократия все более захватывала в свои руки власть над простыми членами племени. Дальнейшее развитие земледелия и усовершенствование ремесленничества привели к разделению труда в общинах, а также к появлению имущественной дифференциации между ариями. На должности вождя и жреца избирались лишь обеспеченные люди. Войны стали постоянным источником получения земли и рабов, которые обогащали лишь вождей и племенную аристократию и способствовали развитию социальной дифференциации.

В І тыс. до н. э. в Индии появились простые государственные образования, так называемые племенные государства. Именно тогда началась борьба между разными небольшими государствами за господствующее положение. Одни государства распадались, а другие объединялись в большие и крепкие. В VI и V веках были образованны государства Магадха и Кошала, которые повели борьбу за господствующее положение. В V в. Магадха подчинило царство Кошала. Подобная ситуация была и в районе реки Инд, где существовали не только небольшие монархии, но и государства с республиканской формой правления. Эти государства не смогли объединиться и были покорены персами, которые превратили их в свои провинции под единым правлением. У ІV в. до н. э. Индию захватил Александр Македонский.

После разгрома греческих войск, осуществленного основателем новой правящей династии Чандрагуптой Маурья, в Индии впервые была образованная большая, единая империя, которая достигла наивысшего расцвета в III тыс. до н. э. в период правления Ашоки, внука Чандрагупты.

Власть царя, несмотря на его "божественное происхождение", была ограниченной. Брахманы влияли на его деятельность и ограничивали его полномочия. Царь мог назначать и увольнять высших и низших должностных лиц, руководил строительством крепостей, оросительных систем, дорог, портов и т.д., осуществлял командование армией. Ему принадлежали законодательные функции, но они были ограничены. Правовые акты царей должны были согласовываться с религиозными предписаниями. Судебная власть царя была также ограничена со стороны брахманов.

Важным органом управления был совет при царе (паришад), состоявший из брахманов и аристократии, который давал советы царю по важным вопросам внутренней и внешней политики.

В государственном аппарате чиновники четко делились на две группы - чиновники центрального и местного управления. К первой группе относились: главный советник и жрец царя, командующий армией, высший сановник по судебным делам и др. Центральный аппарат в Древней Индии делился на 3 ведомства: военное, финансовое и общественных работ (см. Приложение, схема 3). Местное управление было очень сложным, так как наряду с чиновниками, назначаемыми центральными ведомствами, действовали выборные чиновники в общинах. (Приложение, схема 4).

Значительную роль в индийском обществе сыграла система общин. Городские общины были самоуправляющими. Магистрат состоял из 30 должностных лиц, которые составляли 6 коллегий. Но ведущую роль в обществе сыграла сельская община, которая была построена на кастовых отношениях и сохранилась до нашего времени. Сельская община сама обеспечивала себя всем необходимым. В ней работали свои ремесленники, которым крестьяне платили за работу натурой. Общинники имели земельную собственность и были свободными производителями. В Индии общины были независимыми в административном отношении, так как царские чиновники не вмешивались во внутренние дела общины. Органы общинного самоуправления принимали решения по главнейшим вопросам.

Возрастающая социальная дифференциация способствовала появлению особых сословных групп - варн. Социальная замкнутость отдельных групп населения имела место и в других древних обществах, но именно в Индии эта форма стала основой общественной жизни. Несмотря на то, что варна и каста - это замкнутые группы людей, между ними существует разница. Варны отличались между собою не только своим общественно-правовым статусом, а также ролью в религиозной системе, правилами поведения (дхармой) и родственными связями.

В отличие от варн касты имели свои органы самоуправления, свою дхарму. С появлением каст, варны не исчезают, а сосуществуют. В кастах регламентировался каждый шаг человека. Например, английский ученый так описывал жизнь в индийской касте: "Каста определяет, что есть грех, и объясняет, как следует заслужить прощение... занимается вопросами наследования, дарения, взысканием долга, кредитами, доходами, убытками и банкротствами. Она принимает решения по вопросам смерти своих членов, их погребение или кремации..., короче говоря - причастна ко всем жизненным обстоятельствам, событиям, ко всему тому, что предшествует жизни и что приходит со смертью” /3/.

 

Варна - это социально замкнутая группа людей, не равных по своему правовому положению, критериями принадлежности к которой являются:

1) принадлежность к ариям или неариям (арии - завоеватели, неарии - покоренное население Индии);

2) род занятий;

3) имущественное положение;

Каста - мелкие социально замкнутые группы людей, на которые делились варны.

Деление на варны было освящено брахманской религией и очень длительный период поддерживалось в Индии. Систему варн в Древней Индии можно представить следующей схемой:

 

Брахманы (жрецы)

Привиле-

гированные

варны

Кшатрии “дваждырожденные”

(военная знать)